Экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:01, доклад

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упо-рядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно во¬зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономи¬ческие закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.docx

— 83.89 Кб (Скачать)

2. Объективная потребность в  сознательном регулировании всего  народного хозяйства стала фактом  экономической жизни всех развитых  стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования  экономики, функции государства  в обеспечении социальной и  экономической стабильности в  обществе, научно-технического прогресса  и т.д. свидетельствует о том,  что речь идет не просто  о воздействии на ход воспроизводства,  что имело место и ранее,  а о новом явлении, когда  сознательно и постоянно регулируется  все общественное хозяйство.

Из сказанного можно сделать  вывод, что объективная необходимость  постоянного и сознательного  регулирования всего общественного  хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже  превратилась в повседневный факт экономической  жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств -- это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.[19]

2. Главные задачи переходной  экономики и пути их решения

Создание экономической системы  нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, -- довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие  противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные  явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно  усложняет ее задачи, ибо требует  принятия чрезвычайных мер по преодолению  кризисной ситуации и стабилизации экономики.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы  является создание развитой системы  социальной защиты и социальных гарантий. Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики и  следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  проведения жесткой денежно-кредитной  политики.

2. Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития  рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во- вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

4. Либерализация цен, переход  к их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Свободные  рыночные цены уравновешивают  спрос и предложение, ликвидируют  состояние дефицита, создавая условия  для усиления конкурентной борьбы.

5. Формирование рыночной инфраструктуры -- системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

6. Создание сильной системы социальной  защиты населения.

7. Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики  в направлении опережающего развития  производства потребительских товаров  и услуг.[20]

Трансформация административно-командной  системы в рыночную экономику  может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой  терапии. Различие между ними заключается  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени  охвата рыночными механизмами народного  хозяйства, объеме регулирующих функций  государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике  зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

3. Структура  переходной экономики

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве  функционировало пять общественно-экономических  укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них -- частную, а другой -- общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Общество в настоящее время  крайне нуждается в предпринимателях- производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности  выступает определяющим в развитии предпринимательства. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений  собственности: ведущая роль принадлежит  крупным акционерным компаниям  с достаточно высокой концентрацией  капитала; за ними следует большое  количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной  собственностью; существенная роль в  большинстве индустриальных стран  принадлежит государственной и  муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые  не могут руководствоваться чисто  коммерческой деятельностью.

Конкуренция на рынке труда - это  один из основополагающих принципов  рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке  снижения затрат.[20]

3.1 Элементы переходной экономики

Из содержания переходной экономики  вытекает, что в процессе трансформации  необходимо выделять ключевые и производные  элементы, определяющие формирование новой экономики.

Так как регулирование в смешанной  экономике опирается на систему  институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент  переходной экономики, может быть в  полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использования  прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что  формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либерализация  внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики  на мировых рынках не могут происходить  без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

К числу производных следует  отнести и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и  капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному  предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание -- структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в  известном смысле являются также  производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и новых условий, которые  задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей  самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой  фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение  и т. Д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного  хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а  также преобразованию основных звеньев  экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

* Либерализация экономики;

* Структурные преобразования;

* Институциональные преобразования.

Либерализация экономики -- это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования -- это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования -- это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В  переходной экономике задачи экономической  либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием  рынка, но и с изменением самих  принципов хозяйственного поведения  всех субъектов экономики. Охватывая  все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает либерализацию  цен, ликвидацию государственной монополии  на осуществление хозяйственной  деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской  деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения  ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают  поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят  от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной  смешанной экономики требует  реализации следующих основных направлений  и элементов:

1. Формирование системы рыночных  отношений:

1.1 Либерализация: цен; хозяйственных  операций; внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и  создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

* создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

* формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих  поведение субъектов экономики  в различных сферах (бюджета, налогов,  предпринимательства и т.д.);

* подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

* первоочередные меры помощи  бедным слоям населения;

* создание новой системы социальной  защиты

3. Преобразование структуры народного  хозяйства: конверсия; стимулирование  прогрессивных отраслей; программы  структурного преобразования отраслей  и регионов.[17]

4. Соотношение функций государства  и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение  роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении  всех экономических пропорций, тогда  как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций  является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и  государственное регулирование  экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Информация о работе Экономическая система