Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:01, доклад
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упо-рядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно во¬зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономи¬ческие закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с АКС решение
Централизованное
Распределение созданной продукции
между участниками производства
жестко регламентировалось центральными
органами по средствам повсеместно
применяемой тарифной системы, а
также централизованно
Основные черты:
Основные черты хозяйственного механизма:
Этот тип экономической
Смешанная экономика представляет
такую экономическую систему, где
и государство, и частный сектор
играют важную роль в производстве,
распределении, обмене и потреблении
всех ресурсов и материальных благ
в стране. При этом регулирующая
роль рынка дополняется механизмом
государственного регулирования, а
частная собственность
Отличительные черты:
Данный тип экономической
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.
Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений --необратимость, неповторяемость, а с другой -- рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.[11]
Первая особенность связана
с преемственностью (инерционностью)
воспроизводственного процесса, исключающего
возможность быстрой замены существующих
экономических форм другими, желательными.
Подобные действия неизбежно внесли
бы хаос в производственный процесс.
Именно инерционность воспроизводства
предполагает такую особенность
функционирования переходной экономики,
как сохранение в течение достаточно
длительного периода старых экономических
форм и отношений. Другой особенностью
функционирования переходной экономики
является интенсивное развитие всех
новых форм и отношений. Понимание
необратимости эволюционного
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:
-- утрата государством функций
единоличного распоряжения
-- бюджетный кризис;
-- трансформационный спад.
Главная закономерность переходного
периода - утрата государством функций
единоличного распоряжения ресурсами.
Как известно, в период командно-административной
системы государство было единственным
собственником и всесильным распорядителем
всех материальных богатств общества.
Теперь значительная часть имущества
переходит в частную
Это ведет к принципиальным изменениям
положения государства в
Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.
Вторым аспектом изменения положения
государства является формирование
нового инструментария для воздействия
государства на экономику. Конечно,
в любой, даже самой либеральной
экономике, государство не должно оставаться
пассивным наблюдателем. Но если в
плановой системе экономическое
управление осуществлялось за счет принудительных
и адресных распоряжений, то в рыночной
системе государство
Третьим аспектом является необходимость
компенсации фиаско, или провалов,
рынка. Раз есть общие для всех
переходных экономик формы и проявления
кризиса, то логично допустить и
существование общих
Второй неотъемлемый элемент трансформации
- приватизация. Возможен ли рынок без
частной собственности? Некоторые
ученые дают утвердительный ответ. Они
ссылаются на размывание границ между
формами собственности в
Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.
Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.
1. Рыночная экономика, рыночное
распределение ресурсов и