Экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:01, доклад

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упо-рядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно во¬зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономи¬ческие закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.docx

— 83.89 Кб (Скачать)

Полное огосударствление хозяйства  вызывает невиданную по своим масштабам  монополизацию производства и сбыта  продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся  во всех областях народного хозяйства  и поддерживаемые министерствами и  ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и  людских резервов на случай нарушения  сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствующими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьёзной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия  непосредственных производителей и  потребителей, в соответствии с заранее  выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции  между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно  применяемой тарифной системы, а  также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы  характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где  и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении  всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а  частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы  характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

 

        1. Содержание переходной экономики.

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

1. Сущность переходной экономики  и особенности ее функционирования

1.1 Основные черты переходной  экономики

Во-первых, для переходной экономики  характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась  в равновесное состояние, а ослабляют  ее, она постепенно уступает место  другой экономической системе. Эта  неустойчивость, нестабильность состояния  переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений --необратимость, неповторяемость, а с другой -- рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь  старого и нового, характерно существование  особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это  противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими  субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге  к смене экономической системы, а в социально-политическом плане  переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями  экономического развития отдельных  стран. Проблемы, с которыми столкнулись  восточноевропейские страны и новые  независимые государства, входившие  ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где  уже ранее существовали некоторые  рыночные институты, и число государственных  предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику  протекания переходных процессов. Общие  для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в  различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы  в переходный период.[11]

1.2 Особенности функционирования  и закономерности переходной  экономики

Первая особенность связана  с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства  предполагает такую особенность  функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических  форм и отношений. Другой особенностью функционирования переходной экономики  является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание  необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций  позволяет ускорить его путем  осуществления той или иной программы  реформ. Резко возрастает роль субъективного  фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех  ускорения переходных процессов  обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих  направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят  необходимый, неизбежный характер и  поэтому могут рассматриваться  как закономерности. Их три:

-- утрата государством функций  единоличного распоряжения экономическими  ресурсами;

-- бюджетный кризис;

-- трансформационный спад.

Главная закономерность переходного  периода - утрата государством функций  единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества  переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную  власть на принятие экономических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к  такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным  им же законам. Это значит, что после  принятия закона все государственные  органы должны руководствоваться законом  и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям  и гражданам. Если иное не оговорено  в законе, то государственные органы и государственные предприятия  должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Включенность государства наряду с  гражданами и организациями в  правовую систему, регулирующую жизнь  всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

Вторым аспектом изменения положения  государства является формирование нового инструментария для воздействия  государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной  экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в  плановой системе экономическое  управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает  гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Сила этого типа регулирования состоит  в том, что оно в принципе допускает  гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость  компенсации фиаско, или провалов, рынка. Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и  существование общих направлений  в преобразовании экономических  систем, которые можно было бы назвать  закономерностями постсоциалистического реформирования. В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.[7]

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли рынок без  частной собственности? Некоторые  ученые дают утвердительный ответ. Они  ссылаются на размывание границ между  формами собственности в современной  рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают  акционерные общества, в которых  объединены десятки, сотни, а то и  тысячи владельцев. В их число могут  входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и  другие экономические организации. Без частной собственности рынок  всё же невозможен. Конечно, в последние  десятилетия получили большое распространение  компании со смешанным капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит  именно частная собственность. Ведь по своей природе рынок требует  децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые  собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.[1]

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая  опыт бывших социалистических стран, позволяет  выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в  экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее  время.

1. Рыночная экономика, рыночное  распределение ресурсов и оценка  их эффективности еще раз доказали  свою ключевую роль в развитии  общества. Тот факт, что все попытки  отказаться от товарно-денежных  отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических  странах и в некоторых других  государствах, не увенчались успехом -- яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача -- создание рыночной системы как основы экономики.

Информация о работе Экономическая система