Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:50, контрольная работа
Экономический порядок характеризуется разделением в определённой форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решения относительно удовлетворения потребности.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Объективная необходимость и цели государственного
регулирования экономики………..…….......................................................5
2. Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений….8
3. Основные методы, институты и противоречия
государственного регулирования экономики……………………..………14
4. Опыт государственного регулирования экономики в
Российской Федерации…………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство
нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
На пути реформирования отношений в России возник кризис, который начал затормаживать проведение реформ. Россия унаследовала крайне неравновесную экономику, в которой уровень открытой инфляции превышал 300 % в год, подавленная инфляция привела к концу 1991 года к тотальной нехватке важнейших товаров, дефицит бюджета составлял в 1991 году свыше 30% ВВП, государство накопило огромный внешний долг ,с обслуживанием которого не могло справиться, даже конфисковав все валютные сбережения в стране.
Создание субъектов рыночных отношений в России проходило медленно, во-первых, государственные предприятия не желали уступать своих позиций и тормозили проведение реформ; во-вторых, осложнился кризис нехватки частных капиталов и государственных кредитных источников для поддержки; в-третьих, неразработанностью правовой базы. Часто мелкие предприятия оставались не только одни со своими проблемами, но и испытывали тяжесть государственного рэкета и криминальных структур.
Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: было
либерализовано большинство цен; упразднена система централизованного распределения ресурсов; в 1 квартале 1992 г. бюджетный дефицит был сведен почти к нулю; существенно девальвирован официальный курс рубля, а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям; рост денежного предложения ограничивался 12-13% в феврале - марте 1992 г. Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 г. до менее чем 10% в месяц. Однако предпринятые усилия не были комплексными и не привели в действие важные экономические механизмы.
Недостаточно сильные позиции реформаторов в российском правительстве и отсутствие у них реального контроля над Центральным банком привели к тому, что в ответ на глубокий промышленный спад ,вызванный не столько воздействием денежной, сколько изменением структуры экономики в силу её демилитаризации и разрыва связей с бывшими советскими республиками, на нарастание объема неплатежей и усиливающееся давление директоров промышленных предприятий правительство и ЦРБ отказались от проведения жесткой денежной политики и предприняли попытку эмиссионной поддержки производства. В июле-ноябре 1992 г. среднемесячный рост денежного предложения превысил 27% предприятиям были выделены массированные кредиты для проведения взаимозачета и пополнения оборотных средств, бюджет получил кредиты для финансирования своих расходов. В результате инфляция очень быстро превысила 25% в месяц. Попытка стабилизации окончательно провалилась.
Создание субъектов рыночных отношений в России проходило медленно, во-первых государственные предприятия не желали уступать своих позиций и тормозили проведение реформ; во-вторых, осложнился кризис нехватки частных капиталов и государственных кредитных источников для поддержки; в-третьих, неразработанностью правовой базы. Часто мелкие предприятия оставались не только одни со своими проблемами, но и испытывали тяжесть государственного рэкета и криминальных структур.
Рассмотрим
один из примеров государственного регулирования
свойственный России и странам
СНГ – государственное
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Я считаю, что
государственное
Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они
зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается
на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима
еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.
Если экономика
обременена избыточным количеством
государственных предприятий, в сложное
положение попадают их работники. Именно
они становятся первой жертвой правительственной
политики, направленной на преодоление
чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие
в госсекторе, первыми ощущают замораживание
зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации,
прокатившиеся в 80-е годы по экономикам
западных стран не вызвала широких протестов
со стороны основной массы занятых в государственном
секторе.
Заключение
Современное государственное
регулирование рынка труда
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:
1) Создание общих
благоприятных условий для
2) Несогласованные
между собой акции
3) Эксперименты
с использованием денежно-
4) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6) Меры по
согласованию общегосударственн
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.
Механизм государственного
регулирования экономики
Список использованной литературы
1. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией А.С. Булатова. . БЕК. М. 1995.
2. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией Видяпина В.И. и др..М.ИНФРА-М,2000
3. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1.“Соминтек”. М. 1992.
4. Курс экономической теории: учебник под ред. М.Н. Чепурина и Е.А Киселевой, 2009.
5. В.Я. Иохин, Экономическая теория, 2006.
6. Г.П. Журавлева, Экономика, 2001.
Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений