Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Переход России к экономике рыночного типа потребовал глубоких преобразований, в том числе и создание инфраструктуры финансовых рынков, важнейшей частью, которого является рынок ценных бумаг.
В экономике рыночного типа, такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг - это важнейший механизм перераспределения финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением.

Содержание

Экономическая природа рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования экономики
Основные понятия рынка ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг
Виды ценных бумаг
Инфраструктура рынка ценных бумаг
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг
История Российского рынка ценных бумаг и особенности его формирования.
История появления в России рынка ценных бумаг
Современное состояние рынка ценных бумаг в России
3. Проблематика, связанная с функционированием рынка ценных бумаг в России
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

Производные ценные бумаги (производные инструменты, деривативы) — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе этих инструментов актива, который называется базисным активом. К производным инструментам относятся фьючерсы (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и опционные контракты, свопы. Базовый актив может быть инструментом как финансового, так и товарного рынка. Следует отметить, что не во всех странах деривативы относятся к ценным бумагам. В соответствии с действующим законодательством РФ деривативы не относятся к ценным бумагам.

    1. Инфраструктура рынка ценных бумаг

Под инфраструктурой  рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение   отдельных   этапов   купли-продажи   становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к “массовому производству” снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.

Рынок ценных бумаг, несмотря на его единство, можно  условно разделить на несколько  сегментов, которые тоже называются рынками. Классификация рынка ценных бумаг по организации торговли включает биржевой рынок, внебиржевой (розничный) рынок и электронный рынок.

По видам  бумаг, обращающихся, в частности, на российском рынке сегодня выделяются:

• рынок государственных бумаг;

• рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): “голубые фишки” (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции “второго эшелона”, приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке;

• рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве — муниципальных облигаций или облигаций субъекта федерации);

• рынки векселей разных эмитентов;

• рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).

Наиболее  развитым является биржевой рынок. Он характеризуется большими оборотами, которые позволяют создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую часть рисков и существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные расходы. Чтобы покупатель и продавец встретились, им необходимо найти друг друга. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надежен потенциальный партнер по сделке. Эту функцию берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Правила торговли на бирже предусматривают определенный механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион, работу через специалиста — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка - цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг.

Для уменьшения рисков участников торгов предпринимаются  специальные меры, позволяющие бирже  принять на себя существенную их часть. Так, в ряде случаев для выставления  ценных бумаг на торги биржа требует  заранее передать продаваемые бумаги на хранение — депонировать их в депозитарии.

При больших  оборотах на бирже контроль за каждой отдельной сделкой, даже стандартизованной, оказывается очень хлопотным  и дорогим делом. Для его реализации вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и  входит контроль за тем, чтобы все  сделки, заключенные на бирже, правильно  адресовались и выверялись. Задачей  клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе  сделок и иногда подведение итогов.

 

    1.  Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Создаваемая государством система регулирования  рынка ценных бумаг является главным  инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в Концепции  развития рынка ценных бумаг в  Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России.

(1) Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики — и, прежде всего, привлечение частных инвестиций на приватизированные предприятия.

(2) Создание условий для финансирования дефицита государственного бюджета (прежде всего — федерального бюджета) на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования государственных расходов.

(3) Обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения.

(4) Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института “эффективного собственника”, повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компаний.

(5) Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате с операциями на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов.

(6) Создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов.

(7) Защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и государства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенничеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необходимо учитывать особенности  рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции  и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в  основе функционирования рынка лежит  добровольное вложение временно свободных  денежных средств инвесторами в  инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение  доверия инвесторов к рынку. Основной стратегической задачей всей системы  государственного регулирования рынка  является формирование, и обеспечение  неукоснительного соблюдения таких  правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг  наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Прямое  регулирование деятельности большинства  участников рынка входит в компетенцию  Федеральной службы  по финансовым рынкам. Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммерческих банков, страховых компаний или негосударственных  пенсионных фондов), полностью или  частично (в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции  других ведомств. Участие различных  ведомств в регулировании деятельности субъектов рынка ценных бумаг  строится на основе предусмотренного законодательством обязательного  согласования всех нормативных актов  по вопросам рынка ценных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых ими  в пределах своей компетенции, с  ФСФР России.

2.История  Российского рынка ценных бумаг  и особенности его формирования.

2.1 История появления в России рынка ценных бумаг

В истории  развития  рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.

    Дореволюционный  период. В XVIII—XIX веках и начале XX века в России   активно   использовались долговые   расписки,   облигации   и казначейские   обязательства.   В начале   XVIII   века   была   учреждена первая   биржа   в Санкт-Петербурге.   В дореволюционной России   в каждой    губернии    были   в   обращении    различные    ценные    бумаги. Особое   распространение   получили   векселя,  облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

    Советский  период. В годы НЭПа существовал  весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления   И.В.Сталина     в стране   добровольно-принудительно размещались   облигации     государственного     сберегательного     займа.   Имели место факты,  когда эти облигации   выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся   облигации были погашены через 35—40 лет.

В   1990— 1991  гг.  началось   возрождение   рынка   ценных   бумаг   в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка  нормативно-правовой   базы фондового  рынка.

    Постсоветский   период.   В   1992   г.   Верховный   Совет   РФ   принял "Государственную программу  приватизации государственных и  муниципальных   предприятий         в   Российской  Федерации     на  1992   г.", были  разработаны   законодательные   основы   реализации   этой   про­ граммы и осуществлены   первые шаги по ее выполнению. С принятием данной  программы в России была совершена тихая   экономическая   революция,   в результате   которой   произошла   смена   одного общественного  строя другим.

    В  период 1993—1994 гг. обвальный характер  приватизации   практически   разделил  общество   на   противоположные   группы   — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый  гражданин теоретически   имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека.           В принципе личным делом каждого было решение  вопроса  о том, как поступить с   приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного   предприятия. Однако   практически        граждане   оказались   с разными      результатами:   одни    стали   реальными     собственниками, другие — нет.

Летом   1994 г. начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело  отношение   к традиционным,   эмиссионным  источникам   финансирования   государственного бюджета.

В 1995—1996 гг. получило развитие государственное регулирование рынка  ценных бумаг.  В этот период были   приняты   фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс    РФ,   Федеральные     законы    "Об   акционерных     обществах", "О рынке ценных бумаг" и др.

После августовского  кризиса   1998 г.,  несмотря   на угрожающую ситуацию, российский   рынок  акций   не прекратил   существования, хотя   цены акций   в считанные дни  снизились   в 3—5 раз по сравнению с июнем   1998 г. и в 10—15 раз по сравнению с октябрем   1997 г.Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются   создание условий для   привлечения   инвестиций   в реальный сектор экономики  и защита прав инвесторов.  Решительные и согласованные  действия      государственных   органов  должны   способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала  институциональными         инвесторами.

    1. Современное состояние рынка ценных бумаг в России

Современный этап развития российского рынка  ценных бумаг берет начало с 1990-х  годов, когда в России начался  переход к рыночной экономике. Причем импульсом для формирования послужила  проводившаяся в то время приватизация. 
В настоящее время рынок достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований и т.д. 
На современном этапе больший объем операций с ценными бумагами осуществляется посредством биржевых торгов на специальных торговых площадках. Основными биржевыми площадками являются: 
-РТС; 
- ММВБ (фондовая секция).

За последние  годы выявились следующие тенденции развития российского рынка ценных бумаг:

Тенденции к концентрации и централизации капиталов – означает, что на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а также идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг  (централизация капитала).  
Интернационализация рынка означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля над ним. Все участники рынка заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.  

Информация о работе Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике