Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:46, реферат
Экономика, или хозяйственная деятельность, появилась с того момента когда человек начал осознавать понятие стоимости того или иного блага. Причем стоимость здесь стоит понимать не только в узком смысле оценки выгоды в процессе обмена, а в более широком, когда например человек начинает задумываться о количестве труда необходимого для производства некоего блага. С развитием и ростом общества росли его потребности, что потребовало неких законов, или хотя- бы традиций, ведения хозяйства. Так начало выделяться направление социальной мысли, направленное на создание правил производства, распределения, обмена и потребления благ. Ещё в IV веке до н.э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой» (др.-греч. "Οἰκονομικός"), переведённое Цицероном на латынь как лат.
1. Введение ………………………………………………………………………2
2. Экономическая мысль древнего мира ………………………………………4
3. Экономическая мысль средневековья ………………………………………15
4. Заключение ……………………………………………………………………27
5. Список литературы ………………………………………………………….. 28
Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали
реальных путей к новому обществу. Они
ограничились описанием утопического
государства с необычными порядками, в
чем проявилась историческая ограниченность
их экономических проектов.
Экономическая мысль позднего средневековья
в Европе. Меркантилизм.
|
Экономические
идеи в средние века, в России. "Правительница"
Ермолая-Еразма.
Экономическая мысль Русского государства,
как и в других странах, развивалась вместе
с развитием общества. Долгое время она
существовала в тесной связи с религиозными
воззрениями людей их нравственными понятиями.
Поэтому при изучении экономической мысли
Древней Руси следует обратить внимание
на летописи, договоры грамоты князей,
церковную литературу. Важное место среди
них занимает "Русская правда" - первый
в истории кодекс законов Русского государства.
Содержание ее отражало существовавшие
в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные
отношения.
Конец XV - начало XVI в. - один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай - священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм - противник боярского своевластия.
Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием "Благохотящим царем правительница и землемерие", или короче "Правительница" представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.
Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.
Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.
В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения - раздача земли крестьянам и служилым людям - отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества - служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
Заключение.
Экономическая
мысль древнего мира
Общая
черта экономической мысли древнего мира
состоит в стремлении сохранить приоритет
натурального хозяйства, осудить с позиций
нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические
операции, нарушающие якобы эквивалентный
и пропорциональный характер обмена товаров
по их стоимости и не соответствующие
открытому разумом и охраняемому гражданскими
законами «естественному порядку». Причем
выразителями подобного рода воззрений
и в древневосточных и в античных странах
были, как правило, мыслители (философы)
и отдельные правители рабовладельческих
государств.
Экономическая
мысль средневековья.
Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, софистические рассуждения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждение либо неявное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.
Список
литературы.
1. История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с.
3. Фролова Т.А.
История экономических учений: конспект
лекций.
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997.
Информация о работе Экономическая мысль средневековья и древнего мира