Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:46, реферат
Экономика, или хозяйственная деятельность, появилась с того момента когда человек начал осознавать понятие стоимости того или иного блага. Причем стоимость здесь стоит понимать не только в узком смысле оценки выгоды в процессе обмена, а в более широком, когда например человек начинает задумываться о количестве труда необходимого для производства некоего блага. С развитием и ростом общества росли его потребности, что потребовало неких законов, или хотя- бы традиций, ведения хозяйства. Так начало выделяться направление социальной мысли, направленное на создание правил производства, распределения, обмена и потребления благ. Ещё в IV веке до н.э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой» (др.-греч. "Οἰκονομικός"), переведённое Цицероном на латынь как лат.
1. Введение ………………………………………………………………………2
2. Экономическая мысль древнего мира ………………………………………4
3. Экономическая мысль средневековья ………………………………………15
4. Заключение ……………………………………………………………………27
5. Список литературы ………………………………………………………….. 28
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею "всеобщей взаимной любви", моисты не понимали ее иллюзорности.
Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.
Столкновение двух тенденций в социально-экономической
жизни: стремление сохранить патриархально-общинные
начала, с одной стороны, рост и укрепление
позиций рабовладения - с другой, борьба
стоявших за ними классов длительное время
определяли важнейшую проблематику экономической
мысли древнего Китая. Большой остроты
достигала проблема взаимоотношения натурального
и товарного хозяйства.
Экономическая
мысль древней Индии.
Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках - ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.
Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" - это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.
Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман - Каутилья (конец IV - начало III вв. до н.э.).* "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.
"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.
"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.
Трактат "Артхашастра" дает представление
о том, как индийская экономическая мысль
трактовала основные вопросы социально-экономических
отношений, хозяйственной жизни типичного
для стран Древнего Востока раннего рабовладельческого
общества.
Экономическая
мысль средневековья
Средневековая
экономическая мысль в восточных странах.
Исламский арабский Восток.
Автором одной из значительных концепций
общественного прогресса на базе экономических
факторов является видный мыслитель арабского
Востока Ибн-Хальдун (1332—1406), который жил
и творил в североафриканских странах
Магриба. К этому времени здесь к унаследованным
традициям древности, позволявшим государству
сохранять за собой и распоряжаться большим
фондом земельных угодий и пополнять казну
налогами, прибавились еще и «всесильные»
постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся
в начале VII в. новой религиозной идеологии
— ислама. Причем примечательно, что «услышал»,
а затем распространял в своих проповедях
«откровения бога», став тем самым основателем
ислама, некий пророк Мухаммед — несомненно,
искушенный в экономических проблемах
купец из Мекки.
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная
физика») не отвергаются богоугодность
торговли и провозглашаемое исламом в
Коране возвышенное отношение к труду,
порицание скупости, жадности и расточительства,
а также то, что «Аллах дал преимущество
одних людей перед другими». Ее основным
достижением является дифференцированная
характеристика эволюции общества от
«примитивности» к «цивилизации». Последняя,
на его взгляд, к традиционным хозяйственным
занятиям людей в земледелии и скотоводстве
прибавила такие прогрессивные сферы
экономической деятельности, как ремесло
и торговля. Успешное развитие всех отраслей
экономики, полагает мыслитель, позволит
многократно приумножить богатство народа,
сделать роскошь достоянием каждого человека.
Однако переход к цивилизации с ее возможностями
для избыточного производства материальных
благ, предупреждает ученый, не означает,
что наступит всеобщее социальное и имущественное
равенство и отпадет необходимость в «предводительстве»
над подданными и в разделении общества
на сословия («слои») по имущественному
признаку.
Ибн-Хальдун показал понимание того, что
обеспечение граждан предметами первой
необходимости и предметами роскоши ,
по его терминологии, «необходимым» и
«лишенным необходимости», зависит прежде
всего от степени населенности города,
символизирующей как его процветание,
так и упадок. Поэтому, если город растет,
в нем будут в достатке и «необходимое»
и «лишенное необходимости»; при этом
цены на первое (благодаря участию в земледелии,
в том числе и горожан) будут снижаться,
а на второе (из-за резкого роста спроса
на предметы роскоши) — будут увеличиваться.
И наоборот, упадок города как результат
малочисленности проживающего в нем населения
обусловливает недостаток и дороговизну
всех без исключения материальных благ.
Одновременно с этим мыслитель отмечает,
что чем ниже устанавливается размер налогов
(включая пошлины и поборы правителей
на городских рынках), тем более реален
расцвет любого города, общества в целом.
Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим
элементом хозяйственной жизни, настаивая
на том, чтобы их роль выполняли полноценные
монеты из созданных богом двух металлов
— золота и серебра. По его мысли, деньги
отображают количественное содержание
человеческого труда «во всем приобретаемом»,
ценность «всякого движимого имущества»,
и в них «основа приобретения, накопления
и сокровища». Он совершенно нетенденциозен
при характеристике «стоимости труда»,
т.е. заработной платы, утверждая, что ее
размер зависит, во-первых, «от количества
труда человека», во-вторых, «его мест
среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности
людей в нем».
Средневековая
экономическая мысль в западноевропейских
странах. Католическая школа канонистов.
Наиболее значимым автором западноевропейской
экономической мысли средневековья называют,
как правило, доминиканского итальянца
монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225—1274),
отнесенного в 1879 г. католической церковью
к лику святых. Он стал достойным продолжателем
и оппонентом одного из основателей школы
раннего канонизма Августина Блаженного
(Святого Августина) (353-430), который в конце
IV — начале V вв., будучи епископом во владениях
Римской империи в Северной Африке, заложил
догматические безальтернативные принципы
религиозно-этического подхода к экономическим
проблемам. И эти принципы в течение V—XI
вв. оставались почти незыблемыми.
В период раннего средневековья господствовавшая
экономическая мысль ранних канонистов
категорически осуждала торговую прибыль
и ростовщический процент, характеризуя
их как результат неправильного обмена
и присвоения чужого труда, т.е. как грех.
Эквивалентный и пропорциональный обмен
считался возможным только при условии
установления «справедливых цен». Авторы
церковных законов (канонов) выступали
также против свойственного идеологам
античного мира презрительного отношения
к физическому труду, исключительного
права на богатство отдельных лиц в ущерб
большинству населения. Крупная торговля,
ссудные операции, как явления грешные,
вообще запрещались.
Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего
средневековья (когда услась сословная
дифференциация общества, возросли число
и экономическая мощь городов, в которых,
наряду с земледелием, стали процветать
ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество,
т.е. когда товарно-денежные отношения
обрели для общества и государства судьбоносное
значение), поздние канонисты расширяют
круг аргументов, «объясняющих» экономические
проблемы и причины социального неравенства.
Здесь имеется в виду то, что методологической
базой, на которую опирались ранние канонисты,
были прежде всего авторитарность доказательств
(посредством ссылок на тексты священного
писания и груды церковных теоретиков)
и морально-этическая характеристика
экономических категорий (включая положение
о «справедливой цене»). К этим принципам
поздние канонисты прибавляют еще принцип
двойственности оценок, позволяющий посредством
комментариев, уточнений и оговорок первоначальную
трактовку конкретного хозяйственного
явления экономической категории преподнести
в ином даже противоположном смысле.
Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского
по многим экономическим проблемам, актуальным
в странах Западной Европы в средние века
и нашедшим отражение в его трактате «Сумма
теологии». Например, если ранние канонисты,
подразделяя труд на умственный и физический
виды, исход из божественного (естественного)
предназначения, но не отделяли эти виды
друг от друга с учетом их влияния на достоинство
человека в связи с занимаемым положением
в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет»
это «доказательство» в пользу сословного
деления общества. При этом он пишет: «Деление
людей по различным профессиям обусловлено,
во-первых, божественным провидением,
которое разделило людей по сословиям...
Во-вторых, естественными причинами, которые
определяют то, что различные люди склонны
к различным профессиям...».
Двойственную и компромиссную позицию
в сравнении с ранними канонистами автор
«Суммы теологии» занимает также по поводу
трактовки таких экономических категорий,
как богатство, обмен, стоимость (ценность),
деньги, торговая прибыль, ростовщический
процент. Рассмотрим вкратце эту позицию
ученого применительно к каждой названной
категории.
Богатство со времен Августина рассматривалось
канонистами как совокупность материальных
благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось
грехом, если оно создано иными средствами,
чем прилагаемый для этого труд. В соответствии
с этим постулатом бесчестное приумножение
(накопление) золота и серебра, считавшихся
по своей природе «искусственным богатством»,
не могло соответствовать нравственным
и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому,
«справедливые цены» (о них речь пойдет
ниже) могут быть неоспоримым источником
роста частной собственности и создания
«умеренного» богатства, что грехом не
является.
Обмен в древнем мире и в средние века
воспринимался исследователями как акт
волеизъявления людей, результат которого
пропорционален и эквивалентен. Не отвергая
данный принцип, Ф.Аквинский обращает
внимание на многочисленные примеры, превращающие
обмен в субъективный процесс, обеспечивающий
равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном,
казалось бы, обмене вещей. Иными словами,
условия обмена лишь тогда нарушаются,
когда вещь «поступает на пользу одному
и в ущерб другому».
«Справедливая цена» — это категория,
которая в экономическом учении канонистов
подменяла категории «стоимость» (ценность),
«рыночная цена». Она устанавливалась
и закреплялась на определенной территории
феодальной знатью. Ее уровень ранние
канонисты «объясняли», как правило, ссылками
на трудовые и материальные затраты в
процессе товарного производства. Однако
Ф.Аквинский затратный подход назначения
«справедливой цены» считает недостаточно
исчерпывающей характеристикой. По его
мысли, наряду с этим следует признать,
что продавец может «по праву продавать
вещь дороже, чем она стоит сама по себе»,
и при этом она «не будет продана дороже,
чем стоит владельцу», в противном случае
ущерб будет нанесен и продавцу, который
недополучит соответствующее его положению
в обществе количество денег, и всей «общественной
жизни».
Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются
подобно авторам древнего мира и раннего
канонизма. Он указывает, что причиной
их возникновения стало волеизъявление
людей для обладания «вернейшей мерой»
в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность
номиналистической концепции денег, автор
«Суммы теологии» признает, что, хотя монеты
имеют «внутреннюю ценность», государство,
тем не менее вправе допускать некоторое
отклонение ценности монеты от ее «внутренней
ценности». Здесь ученый вновь верен своему
пристрастию к двойственности, с одной
стороны, признавая, что порча монеты может
сделать бессмысленным измерение достоинства
денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя
государству право устанавливать «номинальную
ценность» подлежащих чеканке денег по
своему усмотрению.
Торговая прибыль и ростовщический процент
осуждались канонистами как не богоугодные,
т.е. грешные, явления. С определенными
оговорками и уточнениями «осуждал» их
и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по
его мысли, торговая прибыль и процент
за ссуду все же должны присваиваться
соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком,
если при этом очевидно, что они совершают
вполне благопристойные деяния. Иначе
говоря, необходимо, чтобы такого рода
доходы являлись не самоцелью, а заслуженной
платой и вознаграждением за имеющие место
в торговых и ссудных операциях труд, транспортные
и прочие материальные издержки и даже
за риск.
В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.
В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казненный за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.
В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия",* положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.
Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.
Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли особой научной теории. Это были лишь мечты.
К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.
В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.
Информация о работе Экономическая мысль средневековья и древнего мира