Экономическая конъюнктура Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование экономической конъюнктуры Франции.

Объект исследования – экономическая конъюнктура Франции.

Предметом исследования в данной работе является экономическое содержание конъюнктуры, основные факторы ее формирования и показатели, отражающие ее состояние.

Содержание

Введение 3

Раздел I. Теоретические основы экономической конъюнктуры 4

I.1. Содержание экономической конъюнктуры, ее показатели 4

I.2. Методы исследования экономической конъюнктуры 8

I.3. Необходимость изучения экономической конъюнктуры Франции 9

Выводы к разделу I 11

Раздел II. Анализ основных макроэкономических показателей экономической конъюнктуры Франции 13

II.1. Общая оценка состояния экономики Франции. Основные показатели 16

II.2. Занятость населения 17

II.3.Внешняя торговля 17

II.4. Банки и финансы 21

II.5. Место Франции в сфере международных инвестиций 21

Выводы к разделу II 25

Раздел III. Государственная экономическая политика Франции 28

Выводы к разделу III 31

Выводы и рекомендации 32

Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Экономическая конъюнктура Франции.docx

— 717.70 Кб (Скачать)

       По  размеру валового национального  продукта и объему промышленного  производства она уступает США, Китаю, Японии, Германии, России, Индии и Великобритании.

       ВНП Франции оценивается ориентировочно в 1.300 млрд. долларов и ставит Францию  на 4 место в мире по уровню экономического развития и экспорту. 9 французских  компаний входят в 100 крупнейших компаний мира. Промышленность Франции обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций, 80% экспорта.

       Номинальный ВВП Франции по состоянию на 2007 год составил 1 902 млрд. долларов. ВВП  по ППС составляет 2 137 миллиардов долларов. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма.

       ВВП Франции по секторам распределяется следующим образом: сельское хозяйство  – 3,3%; промышленность – 26,1%; сфера услуг: – 70,6%.

       На сегодняшний день в связи с мировым финансовым кризисом ВВП Франции уже во втором квартале 2008 года сократился на 0,3%. Это первое сокращение экономики страны с четвертого квартала 2002 года.

       Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей  и тяжёлой промышленности. По уровню развитию цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых  рейтингах, по выплавке стали находится  на третьем месте в Западной Европе.

       Сельское  хозяйство является наиболее опекаемой  государством отраслью, хотя основа его  – частное землевладение.

       Франция располагает самой развитой в  Европе сетью железных дорог.

       Активное  население Франции составляет 22,9 миллиона чел. Активное население по секторам распределяется следующим образом: сельское хозяйство – 4,1%; промышленность –24,4%; сфера услуг – 71,5%.

       За  последнее десятилетие Франции  удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее  открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская  вперед только США и Великобританию.

       Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей  мере она ориентирована на Европейский  союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта.

       Рассматривая  динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г. сальдо торгового  баланса Франции становится активным, в то время как в конце 80-х  гг. оно характеризовалось значительным дефицитом.

       Франция располагает большой и разветвленной  банковской системой с тремя ведущими банковскими учреждениями – «Креди Агриколь», «Банк Насьональ де Пари»  и «Креди Лионне», входящими в  первую десятку мировых банков. Общий  контроль возложен на «Банк де Франс».

       Государственный долг Франции составляет 64,2% ВВП. Внешний долг – 3 461 миллиард долларов. Государственные доходы – 1 150 миллиардов. Государственные расходы – 1 211 миллиардов. Экономическая помощь – 10,1 миллиарда долларов.

       Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну.

       Рассматривая  положение Франции в сфере  международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным  является превышение экспорта капитала над его импортом.

       Привлекательность Франции в глазах иностранных  инвесторов обеспечивают высокий уровень  квалификации рабочей силы и высокая  конкурентоспособность французской  продукции, которые результируют в  достаточно высокой отдаче на вложенный  капитал. В целом, эти факторы  можно в равной степени отнести  ко всем развитым странам, но в сочетании  более быстрыми темпами роста  французской экономики по сравнению  со среднеевропейскими показателями и  низким уровнем инфляции (1,8% – одним  из самых низких в Европе) они  обеспечивают Франции одно из лидирующих положений в сфере привлечения  иностранного капитала. 

 

       

       Раздел  III. Государственная экономическая политика Франции

       Характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для  перехода к экономике, основанной преимущественно  на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена  провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем  не менее, доля государства во французской  экономике по-прежнему высока. Государственные  расходы превышают 53% ВВП, это гораздо  выше среднего уровня в странах ОЭСР – 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких французских  гигантов, как «Франс телеком», «Эр  Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного  транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой  степенью бюрократизации и коррупции  отрицательно сказывается на положении  французских компаний в Европе.

       Важной  особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица, о чем указывалось в предыдущей главе. Поощрение введения частичной  занятости, снижение выплат в фонды  социального страхования для  работников с низкой квалификацией, договоры об инициативном найме, поощрение  к сокращению рабочего времени на договорной основе – в каждом из этих случаев речь шла о необходимости  стимулировать предприятия к  отказу от представления, что сокращение численности работающих повышает эффективность  управления. Была сокращена рабочая  неделя с 39 до 35 часов, в целях компенсации  этого сокращения предприниматели вынуждены были увеличить количество работников. Однако такое, во многом искусственное, расширение занятости на фоне сокращения производительности труда привело к усилению экстенсивного характера роста французской экономики: соотношение вклада в экономический рост производительности труда и занятости изменилось в пользу последней. В целом это нельзя считать хорошей новостью, поскольку производительность является фактором, который в долгосрочной перспективе обеспечивает экономический рост и повышение уровня жизни.

       Как уже отмечалось, Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО.

       Французские предприятия, получая поддержку  со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы  расширить свое присутствие на самых  динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии  за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.

       Многосторонние  торговые переговоры проводятся Европейским  союзом, в частности, в целях выработки  правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.

       Финансовая  поддержка оказывается, например, малым  и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме  того, используется система прямого  субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская  компания по страхованию внешней  торговли), которая за свой счет покрывает  коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в  странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность  риска не превышает три года.

       Информирование  предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский  центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов  содействия экономическому развитию, которых в настоящее время  насчитывается 166. Являясь основными  «винтиками» французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.

       В общем можно говорить, что, как  и в отношении импорта, так  и в случае поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования  приходят более гибкие и менее  заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов  продукции [11, 21]. 

       Выводы  к разделу III

       Традиционная  особенность французской экономической  политики – большая доля государственного сектора, особенно в стратегически  важных областях – нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а  индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных  предприятий). Велика доля в экономике  иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля – 20 %, сфера услуг – 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике  и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %). 
 
 

 

       

Выводы и рекомендации

       Итак, на сегодняшний день в отечественной и зарубежной экономических школах сформировалось значительное разнообразие точек зрения в вопросе о сущности экономической конъюнктуры, каждая из которых характеризует оригинальный подход ученых к данному явлению. На современном этапе экономическая конъюнктура в целом определяется как состояние экономики, уровень экономической активности, характеризуемые движением цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

       Экономическая конъюнктура имеет следующие  основные свойства: цикличность, вариабельность, динамичность. В настоящее время  в мире действует ряд официальных  конъюнктурных институтов, занимающихся исследованиями конъюнктуры на макроуровне. Например, ВТО, МВФ, МБРР, ОПЕК и другие. Конъюнктурными исследованиями в странах  с развитой рыночной экономикой занимаются многие специализированные государственные  и частные организации. Во Франции  такими организациями являются Национальный институт статистики и экономических  исследований и Парижская торговая палата.

       Широкое распространение конъюнктурных  исследований, их поддержка и финансирование частными компаниями и правительственными учреждениями объясняется попытками  стабилизировать экономическое  положение на основе быстрого учета  текущих тенденций.

       В целом задача конъюнктурного анализа  заключается в полной, взаимосвязанной  характеристике состояния экономики  в целом и в разрезе отдельных  ее элементов и составных частей.

       Франция является одной из процветающих стран  мира, что делает изучение ее общеэкономической  конъюнктуры интересным и необходимым  для более полного понимания  процессов происходящих в мировой  экономике и применении на практике полученных знаний и опыта.

       На  сегодняшний день Франция занимает восьмое место среди всех стран мира, имея 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размеру валового национального продукта и объему промышленного производства она уступает США, Китаю, Японии, Германии, России, Индии и Великобритании. Современная Франция – одна из наиболее развитых индустриальных капиталистических стран.

       Номинальный ВВП Франции по состоянию на 2007 год составил 1 902 млрд. долларов.

Информация о работе Экономическая конъюнктура Франции