Экономическая конъюнктура Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование экономической конъюнктуры Франции.

Объект исследования – экономическая конъюнктура Франции.

Предметом исследования в данной работе является экономическое содержание конъюнктуры, основные факторы ее формирования и показатели, отражающие ее состояние.

Содержание

Введение 3

Раздел I. Теоретические основы экономической конъюнктуры 4

I.1. Содержание экономической конъюнктуры, ее показатели 4

I.2. Методы исследования экономической конъюнктуры 8

I.3. Необходимость изучения экономической конъюнктуры Франции 9

Выводы к разделу I 11

Раздел II. Анализ основных макроэкономических показателей экономической конъюнктуры Франции 13

II.1. Общая оценка состояния экономики Франции. Основные показатели 16

II.2. Занятость населения 17

II.3.Внешняя торговля 17

II.4. Банки и финансы 21

II.5. Место Франции в сфере международных инвестиций 21

Выводы к разделу II 25

Раздел III. Государственная экономическая политика Франции 28

Выводы к разделу III 31

Выводы и рекомендации 32

Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Экономическая конъюнктура Франции.docx

— 717.70 Кб (Скачать)

       Основными статьями экспорта являются машины и транспортное оборудование, авиация, пластмассы, химикаты, лекарства, железо и сталь, напитки и др.

       Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей  мере она ориентирована на Европейский  союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основные партнеры по экспорту: Германия (15,6%), Испания (9,6%), Италия (8,9%), Соединённое королевство (8,2%), Бельгия (7,2%), США (6,7%), Нидерланды (4%). При этом Германия уже на протяжении многих лет является ведущим французским торговым партнером (Рис 2.3.1).

       Рис. 2.3.1. Структура экспорта Франции

       Важно отметить, что экспорт французских  товаров преимущественно в европейские  страны способствовал повышению  их качества до уровня первоклассной  продукции, усилению позиций в таких  отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и  т.д. Но одновременно, специализация  Франции не слишком четко проявляется  в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться  как в промышленности, так и  в сфере услуг.

       Нерешенной  проблемой остается и зависимость  Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом  по этой товарной группе все еще  ниже, чем у однотипных европейских  стран.

       Основными статьями импорта являются машины и оборудование, автомобили, нефть, авиация, пластмассы и химикаты. Партнеры по импорту: Германия (19%), Бельгия (11%), Италия (8,3%), Испания (7%), Нидерланды (6,7%), Соединённое королевство (6,5%), США (4,6%) (Рис. 2.3.2.).

       Рис. 2.3.2. Структура импорта  Франции

       Дальнейшее  повышение конкурентоспособности  французских изделий на мировом  рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса  в новейших отраслях и от мероприятий  государства по снижению тех издержек производства, которые находятся  в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают  издержки) чревата ухудшением общей  структуры экспорта Франции и  его сокращением.

       Торговля  Франции со странами, не входящими  в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем  объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем  французского экспорта, как на все  развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним  показателем примерно 10% на ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской  Америки экономика будет и  впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в других странах, Франция  может утратить свои позиции, что  неизбежно приведет к сокращению ее доли на мировом рынке (составляющей сегодня около 5%). Следовательно, одной  из существенных задач для французских  предприятий является расширение присутствия  на азиатских и латиноамериканских рынках, которые благодаря своей  специализации обладают мощным потенциалом  роста.

       Рассматривая  динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г. сальдо торгового  баланса Франции становится активным, в то время как в конце 80-х  гг. оно характеризовалось значительным дефицитом. За 1993-1999 гг. активное сальдо торгового баланса Франции значительно  увеличилось, достигнув в 1997 году рекордного уровня в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году, несмотря на неблагоприятное  стечение обстоятельств (слабый экономический  рост в Германии, повышение цен  на нефть), положительное сальдо внешнеторгового  баланса все же оставалось на уровне 113 млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г. вследствие дальнейшего роста цен  на нефть стоимость импорта товаров  несколько превысила стоимость  экспорта. Однако экспорт услуг по-прежнему превышал их импорт, и баланс текущих  операций был сведен в 2000 г., как и  в 1999 г., с положительным сальдо. При  этом по сравнению с 1999 г. темпы роста  экспорта в 2000г. повысились более чем  втрое, что было связано как с  введением евро, так и с его  девальвациями.

       В первой половине 2001 г. экспорт французских  товаров увеличивался, несмотря на падение темпов роста американской экономики. Однако во второй половине 2001 г. произошло сокращение французского экспорта товаров, связанное с падением спроса со стороны большинства индустриальных стран, особенно Германии. Кроме того, в конце года наблюдалось резкое сокращение в торговле услугами (особенно в авиаперевозках и туризме), вызванное  последствиями событий 11 сентября. В результате за 2001 г. экспорт французских  товаров и услуг увеличился лишь на 1% против увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время Франция вернулась  к положительному сальдо торгового  баланса, которое составило 3,8 млрд. евро. Если к торговле товарами добавить обмены в сфере услуг, то активное сальдо торгового баланса Франции  в 2001 г. составило 23,7 млрд. евро. При  этом наблюдалось сокращение чистого  экспорта сельскохозяйственной продукции  на фоне увеличения чистого экспорта промышленной продукции невоенного характера. Эти тенденции говорят  о сокращении зависимости Франции  от импорта оборудования, что позволяет строить благоприятные прогнозы относительно будущей позиции страны в сфере мировой торговли [17, 21].

       II.4. Банки и финансы

       Франция располагает большой и разветвленной  банковской системой с тремя ведущими банковскими учреждениями – «Креди Агриколь», «Банк Насьональ де Пари»  и «Креди Лионне», входящими в  первую десятку мировых банков. Общий  контроль возложен на «Банк де Франс». Его новый независимый статус (1994) схож со статусом «Бундесбанка»  в ФРГ и стал условием, установленным  Маастрихтским соглашением, для  введения единой европейской валюты. «Банк де Франс» выпускает французскую  денежную единицу – франк. 1 января 1999 начал функционировать Европейский  валютный союз, членом которого является и Франция. С 1 января 2002 национальной валютой является евро (EURO).

       Вслед за национализацией 1982 значительная часть  банковской системы перешла в  государственную собственность. Однако последующая приватизация двух ведущих  банков, «Сосьете Женераль» в 1987 и  «Банк Насьональ де Пари» в 1993, так же, как и основных финансовых групп и ряда более мелких банков, значительно изменила ситуацию.

       Что касается государственного бюджета Франции, то государственный долг составляет 64,2% ВВП. Внешний долг – 3 461 миллиард долларов. Государственные доходы – 1 150 миллиардов. Государственные расходы – 1 211 миллиардов. Экономическая помощь – 10,1 миллиарда долларов [16].

       II.5. Место Франции в сфере международных инвестиций

       Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем, эффективность  участия в мировом хозяйстве  непременно предполагает усиление международной  специализации национальной экономики: создание и развитие собственных  производственных ниш, формирование маркетинговых  подразделений на основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив с этой позиции Китай [23, c 23].

       Рассматривая  положение Франции в сфере  международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным  является превышение экспорта капитала над его импортом. В большей  степени это обеспечивается превышением  французских прямых инвестиций за границу  над прямыми иностранными инвестициями во Францию. Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в больших объемах, чем  направляются за рубеж.

       В начале 21 века, как и в предыдущие годы, во Франции экспорт прямых инвестиций превысил их импорт. Однако по сравнению с 2000 г. произошло 51% падение французских прямых инвестиций за границу с 190,5 млрд. евро до 92,5 млрд., связанное с глобальным снижением количества слияний и поглощений. Наибольшую активность в экспорте прямых инвестиций в 2001 г. проявили телекоммуникационный и энергетический сектора. Произошли некоторые изменения и в размещении французских инвестиций. Если в 2000 г. на страны, не входящими в Еврозону, приходилось 75% экспорта прямых инвестиций, то в 2001 г. в связи с поглощением компании «Оранж» компанией «Франс телеком» доля этих стран сократилась до 51%. При этом 16% французских инвестиций было направлено в США и 10% – в Великобританию. Среди стран Еврозоны лидером по притоку французских инвестиций является Бельгия, на ее долю пришлось 27% прямых инвестиций, на долю Германии – 10%.

       В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает увеличиваться, что  говорит о растущей привлекательности  Франции в глазах иностранных  инвесторов. Так, в 2001г. их объем составил 58,8 млрд. евро против 46,6 млрд. в 2000 г., увеличившись тем самым на 26%. Доля Франции в  импорте прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 18%. При этом большая часть инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и  фармацевтическая промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г. (против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний, проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания (22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости. Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов.

       Как уже было отмечено, в последние  годы импорт портфельных инвестиций во Францию превышал их экспорт. Причем по величине привлеченных портфельных  инвестиций Франция является лидером  среди стран Еврозоны: на ее долю приходится 35,5%. Однако в 2001 г. произошло  сокращение чистых портфельных инвестиций на 50% по сравнению с 2000 г., их размер составил 21 млрд. евро против 40 млрд. в 2000 г. Причиной этому явилось падение  интереса нерезидентов к покупке  французских ценных бумаг. Важно  отметить, что в целом это является положительным фактом для французской  экономики, поскольку именно нерезиденты  оказывали серьезное воздействие  на рынок акций, принуждая предприятия  добиваться в первую очередь увеличения рентабельности активов, повышения  дивидендов нередко в ущерб инвестиционной активности. Как отмечают французские  специалисты, данный фактор таил потенциальную  опасность для экономического роста  Франции.

       Привлекательность Франции в глазах иностранных  инвесторов обеспечивают высокий уровень  квалификации рабочей силы и высокая  конкурентоспособность французской  продукции, которые результируют в  достаточно высокой отдаче на вложенный  капитал. В целом, эти факторы  можно в равной степени отнести  ко всем развитым странам, но в сочетании  более быстрыми темпами роста  французской экономики по сравнению  со среднеевропейскими показателями и  низким уровнем инфляции (1,8% – одним  из самых низких в Европе) они  обеспечивают Франции одно из лидирующих положений в сфере привлечения  иностранного капитала. Тем не менее, французский инвестиционный климат гораздо менее благоприятный  по сравнению с США и Великобританией. И вызвано это, прежде всего, особенностями  французской модели развития.

       Во-первых, недостаточно благоприятен во Франции  предпринимательский климат. Уровень  совокупного налогового бремени  здесь значительно превышает  как американский, так и великобританский (46% против 31% и 36%, соответственно). Результатом  является бег компаний: некоторые  попросту перенесли свои офисы в  Лондон – так выгоднее. Во-вторых, приобретение зарубежными собственниками крупной французской фирмы нередко  вызывает общественный протест, что  также оказывает сдерживающее влияние  на массовый приток прямых иностранных  инвестиций. В-третьих, во Франции просматривается  определенная «перезрелость» экономической  структуры, которой недостает новаторства  и предпринимательского риска. Развитию информационных технологий препятствуют замедленные темпы внедрения  электроники в производственные процессы, недостаточное использование  Е-коммерции. Кроме того, во Франции  кредитором нередко выступает государство, и в результате часть компаний функционирует без серьезного участия  фондового рынка капиталов. В  то же время в США и Великобритании именно фондовые рынки обеспечивают своевременный и необходимый  приток ресурсов.

       Ко  всему прочему, привлечению иностранных  инвестиций в больших размерах, чем  в Великобританию (и уж тем более  в США), препятствует тот факт, что  во французской корпоративной модели по-прежнему нет ориентации на повышение  стоимости акционерного капитала. Однако некоторые ведущие французские  корпорации, в частности, «Алкатель» и «Данон», уже начали ориентироваться  на стратегию «накачивания акционерной  собственности». Направленность правительственной  политики на снижение налогового бремени  и доли государства во французской  экономике, дальнейшее развитие отраслей «новой экономики» в сочетании с  подобными изменениями в корпоративной  модели способны еще более улучшить положение Франции в сфере  привлечения иностранного капитала. Без осуществления этих действий возникает опасность потери Францией своих позиций, поскольку другие европейские страны могут увеличить  свою инвестиционную привлекательность. Так, после проведения налоговой  реформы в Германии многие аналитики  стали оптимистически предсказывать, что «вскоре страна может догнать  американцев по уровню инвестиционной привлекательности».

       Выводы  к разделу II

       Таким образом, Франция является одной из ведущих западных держав, занимая восьмое место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе. Кроме Евросоюза Франция так же состоит в таких организациях, как ОЭСР и ВТО. Современная Франция – одна из наиболее развитых индустриальных капиталистических стран.

Информация о работе Экономическая конъюнктура Франции