Экономическая конъюнктура Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование экономической конъюнктуры Франции.

Объект исследования – экономическая конъюнктура Франции.

Предметом исследования в данной работе является экономическое содержание конъюнктуры, основные факторы ее формирования и показатели, отражающие ее состояние.

Содержание

Введение 3

Раздел I. Теоретические основы экономической конъюнктуры 4

I.1. Содержание экономической конъюнктуры, ее показатели 4

I.2. Методы исследования экономической конъюнктуры 8

I.3. Необходимость изучения экономической конъюнктуры Франции 9

Выводы к разделу I 11

Раздел II. Анализ основных макроэкономических показателей экономической конъюнктуры Франции 13

II.1. Общая оценка состояния экономики Франции. Основные показатели 16

II.2. Занятость населения 17

II.3.Внешняя торговля 17

II.4. Банки и финансы 21

II.5. Место Франции в сфере международных инвестиций 21

Выводы к разделу II 25

Раздел III. Государственная экономическая политика Франции 28

Выводы к разделу III 31

Выводы и рекомендации 32

Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Экономическая конъюнктура Франции.docx

— 717.70 Кб (Скачать)

Содержание

       Введение           3

       Раздел I. Теоретические основы экономической  конъюнктуры  4

       I.1. Содержание экономической конъюнктуры,  ее показатели  4

       I.2. Методы исследования экономической  конъюнктуры   8

       I.3. Необходимость изучения экономической  конъюнктуры Франции 9

       Выводы  к разделу I         11

       Раздел II. Анализ основных макроэкономических показателей экономической конъюнктуры  Франции       13

       II.1. Общая оценка состояния экономики Франции. Основные показатели            16

       II.2. Занятость населения        17

       II.3.Внешняя  торговля         17

       II.4. Банки и финансы         21

       II.5. Место Франции в сфере международных  инвестиций   21

       Выводы  к разделу II         25

       Раздел III. Государственная экономическая  политика Франции  28

       Выводы  к разделу III         31

       Выводы  и рекомендации        32

       Список  литературы         35 
 

 

Введение

       Современная экономика постоянно претерпевает периоды качественных изменений. Эти  преобразования носят многообразный  характер, принимают различные формы  и затрагивают как экономику  в целом, так и отдельные экономические  процессы. Особенно ярко качественные сдвиги экономики проявляются в  периоды экономических кризисов. В связи с этим возрастает значение анализа и прогнозирования экономических изменений, но так же увеличивается сложность такого анализа экономики и прогнозирования. Оценка качественных и количественных преобразований достигается путем конъюнктурных исследований. Данными факторами определяется актуальность этой работы.

       Целью данной работы является исследование экономической конъюнктуры Франции.

       Объект  исследования – экономическая конъюнктура  Франции.

       Предметом исследования в данной работе является экономическое содержание конъюнктуры, основные факторы ее формирования и показатели, отражающие ее состояние.

       В соответствии с этой целью в данной работе были поставлены следующие основные задачи:

    • Изучить теоретические основы экономической конъюнктуры
    • Рассмотреть методы исследования экономической конъюнктуры
    • Проанализировать основные макроэкономические показатели экономической конъюнктуры Франции и сделать вывод о состоянии и перспективах развития экономики данной страны.

       Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы классиков экономической теории, ведущих отечественных и зарубежных ученых, работающих в области анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, а так же периодические издания, статистические материалы, в том числе материалы сети Интернет. 

Раздел  I. Теоретические основы экономической конъюнктуры

       I.1. Содержание экономической конъюнктуры, ее показатели

       Экономическая конъюнктура (лат. conjunctura-связывать) – состояние экономики, уровень экономической активности, характеризуемые движением цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

       В отечественной и зарубежной экономических школах сформировалось значительное разнообразие точек зрения в вопросе о сущности экономической конъюнктуры, каждая из которых характеризует оригинальный подход ученых к данному явлению. Распространение этого термина и использование его смыслового значения шло одновременно с развитием мирового рынка и увеличением научных и прикладных исследований, отражающих этот процесс. Развитие теорий конъюнктуры следовало за практикой хозяйствования. Изменялась последняя, появлялись новые явления конъюнктуры, что и приводило к новым направлениям. Однако эти новые направления имели соответствующую преемственность с ранее выдвигаемыми[1, 12].

       В экономической науке на протяжении XIX-XX веков произошла заметная эволюция взглядов по вопросам теоретических  основ и методов изучения и исследования конъюнктуры. Термин «конъюнктура» первоначально получил распространение в лексиконе деловых кругов и экономистов, когда речь шла о характеристике положения дел на рынке отдельного товара и, особенно, на товарной бирже, а несколько позже – и при характеристике текущего положения в экономике отдельной страны или капиталистического мира в целом.

       Первоначально изменения конъюнктуры нередко  связывались с действием факторов, лежавших за пределами воспроизводственного процесса, а то и вовсе не поддававшихся  научному анализу. Отдельные вопросы, касающиеся содержания экономической  конъюнктуры, стали рассматриваться  уже в первой половине XIX века, когда  предпринимались первые попытки  объяснить природу периодических «сбоев» в экономике явлениями неэкономического характера. Так, немецкий социалист Ф. Лассаль, стоявший у истоков конъюнктуроведения, в своей работе «Капитал и труд» отстаивал идею «фатальной» и всеобщей зависимости от экономической конъюнктуры, не поддававшейся рациональному предвидению. В свою очередь английский экономист У. Джевонс в качестве первопричины конъюнктурных колебаний выдвигал периодическое появление солнечных пятен, чем и пытался объяснить ярко выраженную цикличность экономического развития. А американский экономист Г. Мур связывал действие и механизм экономических циклов с периодическими погодно-климатическими изменениями. Современными экономистами отмечается, что в доиндустриальное время колебания конъюнктуры можно было истолковать как результат неурожая, непогоды. С развитием экономики и рынка, особенно промышленного производства, стало очевидно, что определять конъюнктуру только внешними причинами неправомерно, что в основе ее лежат экономические факторы.

       При определении конъюнктуры в зависимости  от внутренних факторов между экономистами имеются существенные различия. Они  обусловлены различными подходами, которые разрабатывали основные направления экономической науки.

       Один  их подходов к определению содержания конъюнктуры связан с именем К. Маркса. В научной экономической литературе термин «рыночная конъюнктура» в  применении к мировому рынку впервые  встречается у К. Маркса в его  работе «К критике политической экономии», а затем неоднократно в «Капитале». К. Маркс писал: «Капиталист не только должен образовывать резервный капитал, чтобы обезопасить себя от колебаний  цен и иметь возможность выжидать наиболее благоприятной конъюнктуры  для купли и продажи...»; «...рыночная цена продукта упала вследствие случайной  конъюнктуры» [17, с. 137.]; «...поскольку продолжительность периода оборота зависит от продолжительности периода обращения, то она отчасти обуславливается постоянным изменением рыночной конъюнктуры, большей или меньшей легкостью продажи и вытекающей из этого необходимостью бросать продукт на более близкий или более отдаленный рынок» [17]. Специального исследования, посвященного конъюнктуре, К. Маркс и Ф. Энгельс не оставили. Однако в «Капитале» и ряде других работ употребляется это понятие во взаимосвязи с другими категориями. Тем самым К. Марксом и Ф. Энгельсом заложена основа для исследования конъюнктуры и определено ее место в развивающейся системе категорий, которые выражают сущность первого порядка, до категорий, которых вся система производственных отношений отражается в движении на поверхности общества.

       В конце XIX века буржуазная экономическая  наука и деловые круги европейских  стран отождествляли термин «рыночная  конъюнктура» в значительной степени  с термином «хозяйственная (экономическая) конъюнктура». Под этими терминами  подразумевалась «совокупность  внешних условий и обстоятельств, влияющих на ценность товаров и на вытекающие отсюда изменения в величине доходов предприятий» [6, с. 153.]. Считалось, что влияние конъюнктуры на ценность товаров или доходов предприятий выражается в том, что при прочих равных условиях, одни предприятия выручают больше других, и наоборот.

       В соответствии с этим определением конъюнктуры  немецкий экономист А. Вагнер перечислил основные моменты, образующие хозяйственную (рыночную) конъюнктуру. По определению, данному в его работе «Основы  политической экономии», конъюнктура  должна была пониматься как совокупность природных, технических, экономических, социальных и правовых условий, которые, действуя в народном хозяйстве, основанном на разделении труда и частной  собственности на средства производства, влияют на производство, сбыт и цены товаров и благ вообще независимо от воли хозяйствующих субъектов. При  этом к наиболее важным конъюнктурообразующим  факторам он относил колебания урожаев, перемены в технике производства и транспортировке, войны и вооруженные  конфликты, повороты в экономической  политике, капризы моды, изменения  в социальной структуре общества и миграцию населения. Несомненным  достоинством данной концепции была более широкая и содержательная трактовка понятия «экономическая конъюнктура», охватившая изменения не только в сфере обмена, но и в сфере производства.

       Между тем определение конъюнктуры, предложенное А. Вагнером, оказалось не свободным  от ряда недостатков: непременным условием формирования конъюнктуры ученый считал существование частной собственности; круг конъюнктурообразующих факторов он ограничивал главным образом  явлениями и обстоятельствами исключительного  порядка («нормальные» же циклические  и долговременные изменения в  динамике спроса, предложения, цен, издержек производства и т.д. во внимание не принимались); наконец, экономическая конъюнктура  рассматривалась им как порождение преимущественно неэкономических  факторов, то есть условий и обстоятельств, лежавших за пределами самой экономики, которые определяют только внешнюю  сторону формирования и развития хозяйственной (рыночной) конъюнктуры. Все элементы конъюнктуры являлись однозначными и в одинаковой степени  определяющими ее формирование и  развитие. Искусственное смешение случайных  связей не позволяло выделить определяющие элементы конъюнктуры.

       C 20-30 гг. XX века в политической экономии, в применении к капиталистическому хозяйству, получило распространение так называемое «конъюнктуристское направление», связанное с учением об экономических кризисах, циклах и конъюнктуре. В Европе оно получило название «теория конъюнктуры», а в США – «теория хозяйственных (конъюнктурных) циклов». В соответствии с этими теориями хозяйственная (рыночная) конъюнктура получила новое определение, наиболее распространенное в экономической литературе того периода. Под термином «хозяйственная (рыночная) конъюнктура» стали пониматься колебания хозяйственного (конъюнктурного) цикла в отдельных капиталистических странах, то есть отклонения от состояния рыночного равновесия, при котором существует устойчивый баланс между спросом и предложением и стабильный уровень рыночных цен.

       На  современном этапе экономическая  конъюнктура в целом определяется как некая определенная экономическая  ситуация, сложившаяся в экономике  на конкретный момент времени или  определенный срок [1, 2].

       Экономическая ситуация включает следующие компоненты:

       1) соотношение спроса и предложения;

       2) степень сбалансированности экономики;

       3) уровень устойчивости и изменчивости  ее основных параметров;

       4) степень деловой активности;

       5) тенденции развития;

       6) состояние различных рынков; силу  и размах конкурентной борьбы и т.д. [1].

       Экономическая конъюнктура имеет следующие  основные свойства: цикличность, вариабельность, динамичность. 

       I.2. Методы исследования экономической конъюнктуры

       В современных условиях представления  об экономической конъюнктуре формируется  под влиянием многообразия факторов как традиционных, так и совершенно новых.

       В этой связи возникает проблема определения  системы показателей, отражающих переход  экономики из одного состояния в  другое, для осуществления адекватного  регулирования экономики.

       В настоящее время действует ряд  официальных конъюнктурных институтов, занимающихся исследованиями конъюнктуры  на макроуровне. Это – аналитические службы международных экономических организаций: ВТО, которые ведут исследования по анализу и прогнозированию экономической конъюнктуры ведущих товарных рынков; МВФ и МБРР, анализирующие финансовую конъюнктуру как отдельных регионов, так и мира в целом; ОПЕК, исследующие конъюнктуру рынка энергоресурсов и т.д. Конъюнктурными исследованиями в странах с развитой рыночной экономикой занимаются многие специализированные государственные и частные организации: в США – Национальное бюро экономических исследований, Американский институт экономических исследований; в Англии – Национальный совет экономического развития. Национальный институт экономических и социальных исследований; в Германии – Мюнхенский институт экономических исследований, Институт мировой экономики в Киле, Берлинский институт экономических исследований; во Франции – Национальный институт статистики и экономических исследований, Парижская торговая палата. В Российской Федерации такие исследования находятся в стадии становления. В краткосрочном периоде исследование текущей конъюнктуры ведет Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Бюро экономического анализа, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и др.

Информация о работе Экономическая конъюнктура Франции