Экономическая интеграция Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение
I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе
1.1. Этапы экономической интеграции
1.2 Европейское Экономическое Сообщество
II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе
2.1 Экономический и валютный союз
III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. С 1994 ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства вступили в силу летом 2002. С июня 2001 - переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались. В апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать переговоры со Швейцарией в четырех новых областях, включая основание FTA в области услуг.

Торговые отношения с  Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра.

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.

Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так  и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых  совместных программ энергетического  сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть  общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер  в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые  охватываются рамочным Соглашением  о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным  в 2000 году.

Конечно, экономические связи между  ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами  и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

Конечно, в отношениях России с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон.

Основные озабоченности российской стороны:

  • антидемпинговые процедуры;
  • квотирование поставок российских стальных изделий;
  • запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка;
  • ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла;
  • условия предоставления России услуг по космическим запускам;
  • предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций;
  • планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения.

Основной проблемой, связанной  с проведением ЕС антидемпинговых  расследований против России, остается непризнание в полной мере за российской экономикой рыночного статуса.

Критерии «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно строги, при этом двусмысленны, да к тому же неадекватны ранее  предпринятым шагам ЕС навстречу  странам ЦВЕ и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области  антидемпинга в отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов.

Положение с безоговорочным признанием рыночного статуса российской экономики  значительно обостряется после  принятия Советом ЕС Регламента, в  котором содержится положение, предусматривающее  сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и  других стран СНГ и после присоединения  к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки.

Основные озабоченности европейской  стороны:

  • принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции;
  • недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС;
  • регулирование российского рынка страховых услуг;
  • вопросы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг;
  • ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов;
  • неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне;
  • запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца;
  • взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям.

Однако существующая развернутая  правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между  Россией и ЕС за последнее десятилетие  и увеличение (правда, в гораздо  более скромных размерах) европейских  капиталовложений в России.

Внешнеэкономические связи  России со странами ЕС и США.8

Показатель

Страны ЕС

США

Другие страны

Всего

Внешнеторговый оборот

67,8

9,0

78,6

155,4

Экспорт

47,2

6,3

52,6

101,6

Импорт

25,1

2,7

26,0

53,8


 

В 2001 г. торговый оборот России со странами Европейского союза составил 67,8 млрд. долл., с США - 9,0 млрд. долл., что в сумме составляет почти половину объема российской внешней торговли. Экспорт из России в страны ЕС составил 42,7 млрд. долл. (42% российского экспорта). Около 40% российского импорта поступает из стран Евросоюза (в 2000 г. - 33%, в 2001 г. - 37% по данным ГКС, 47% по данным ЕС).9

Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского  экспорта, а также крупнейшим поставщиком  импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем  торгового оборота 15 млрд. долл.) и  Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две  страны приходится около 40% российского  экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины  и Италии, однако торговый оборот с  США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским  Союзом.10

Роль России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.

В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и  сырье (до 90%), а импортируются, главным  образом, потребительские товары и  оборудование (по оценке, 66-67%).

Энергоносители составляют 67% российского  экспорта в ЕС. Лидерами по объемам  импортируемого из России топливно-энергетического  сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки  ЕС поставляется существенная часть  российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов  химии (24%) (приложения 1 и 2).

В списке товаров с наибольшей долей  в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных  отходов для переработки в  России или импорт сырья для производства ядерного топлива. Рейтинг остальных  ключевых товаров отражает особенности  структуры внешней торговли, описанные  выше.

 

Заключение

В финальной части своей  работы я постараюсь подвести итог и сделать некоторые выводы.

В начале работы была рассмотрена  сущность интеграции как процесса, этапы  и причины интеграции, условия  при которых возможна интеграция. Приведём три основных условия:

  • нужен достаточно высокий уровень развития промышленности;
  • экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной;
  • наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.

Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные:

  • желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;
  • желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;
  • желание улучшить условия торговли;
  • желание сократить издержки на масштабе производства;
  • желание добиться устойчивого экономического роста;
  • желание привлечь прямые  зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки.

Также не менее важны и  неэкономические цели:

  • налаживание более дружественных  взаимоотношений со странами-соседями;
  • укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной  и политической областях;
  • увеличение своего влияния на мировой политической и экономической  арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.

Кроме того, многие менее  развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более  богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько  эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным  и заключается  в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются  положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста  и занятости, снижение инфляции и  инвестиционный бум. Это приводит к  тому, что окружающие данное объединение  страны тоже хотят воспользоваться  плодами интеграции, даже не имея к  тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся  на постсоветском пространстве битва  за право вступления в ЕС.

Второй эффект заключается  в том, что часть торговли  стран-участниц интеграционного процесса переориентируется  с внешнего мира друг на друга, что  создаёт неудобства окружающим странам  и вынуждает их присоединяться к  интеграционному процессу.

Информация о работе Экономическая интеграция Европейского Союза