Экономическая интеграция Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение
I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе
1.1. Этапы экономической интеграции
1.2 Европейское Экономическое Сообщество
II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе
2.1 Экономический и валютный союз
III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

Международная экономическая  интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов и на национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.

На данный момент наиболее совершенной и яркой является Европейская Интеграция. Экономическая  интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными  целями экономической интеграции можно  выделить:

- гармоническое развитие экономических институтов;

- стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;

- повышение уровня жизни;

- высокий уровень занятости;

-   экономическая и валютная стабильность.

Эти общие экономические  реалии касаются всех Сообществ и  Объединений внутри Союза.

Европейское Объединение  по углю и стали соответственно за регулирование этих двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен, улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.

 

 

1.2 Европейское Экономическое Сообщество

Европейское Экономическое  Сообщество — международная организация, существовавшая с 1957 по 1993 год, созданная для осуществления экономической интеграции (включая общий рынок) Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Люксембурга и Франции.

Со временем сообщество включило в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его органы также регулировали Европейское объединение угля и  стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) под  общим названием Европейские  сообщества. После создания Европейского союза в 1993 году ЕЭС было переименовано  в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза, а институты сообщества стали  институтами Союза. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Соглашение по Европейскому Союзу  вводит в силу экономическую  и валютную политику, которая направлена на  ввод единой европейской валюты.

Институции Сообществ

Первоначально роль институций Сообществ заключалась в практическом применении утвержденного законодательства, и среди них можно выделить Совет Евросоюза, Европейскую Комиссию, Европарламент и два консультативных  комитета: Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам. Только в нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким  институциям даны исполнительные полномочия. За законностью действий, которые  ими предпринимаются, наблюдает  Суд Справедливости при Европейских  Сообществах, а Европейский Суд  Аудиторов наблюдает за  величиной  и законностью использования  средств. Но деятельность Европейских  институтов жёстко контролируются странами-участницами. Не раз бывали случаи, когда какая-либо страна блокировала какой-нибудь закон  даже на стадии разработки. Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей  мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии  развития Европейского Союза и определения  общих политических принципов.

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и  назначаются ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом.

Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее  подразделение (так называемый Генеральный  Директорат).

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Преимущества ЕС:

  • Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  • Возрастает конкуренция между странами.
  • Обеспечение лучших условий торговли.
  • Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  • Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

  • Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
  • Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
  • Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

 

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской  интеграции. Без ЕВР европейская  интеграция утратила бы всякий смысл. Это итог последовательного восхождения  Западной Европы по ступеням интеграции. Он представляет собой физическое и  экономическое пространство, внутри которого не существует экономических  границ и действуют «четыре свободы». ЕВР – это объективно существующая реальность, в которой живут и  действуют все граждане Союза. Это  экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая  поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

Свобода движения товаров

И с экономической, и с  социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. С  этой точки зрения протекционизм  контрпродуктивен. Конкретно открытие национального рынка даёт ряд  преимуществ в замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции  мощного стимула для улучшения  качества товаров, либерализации международной  торговли.

Первоначально государства-члены  ЕС пытались реализовать эти преимущества путём создания таможенного союза, т. е. отмены таможенных тарифов и  количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. Создание таможенного союза оказалось  более чем эффективным. Торговля между странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась более чем в 2 раза. Однако в реальной действительности общий рынок формировался более 20 лет. Это объяснялось тем, что  несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику  от внешнего мира.

Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов  и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством  её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.

В течение 60-х годов государства-члены  ЕС отменили:

  • Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект (административные сборы, плата за хранение и проведение контрольных проверок и т. д.), как это и было предусмотрено Римским договором.
  • Количественные ограничения (потолок, устанавливаемый импорт в страну определённого вида товаров в течение определённого периода) и меры, имеющие эквивалентный эффект.
  • Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии и решений суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т. д.

«Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта процедура. После этого  не осталось никаких препятствий, которые  заставили бы делать остановки на границах между государствами.

Этим же документом были устранены и технические барьеры. Существование различных стандартов было одним из главных препятствий  на пути движения товаров и услуг. Для решения этой проблемы был  введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.

Особые сложности в  торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

  • Уровень и структура косвенного налогообложения;
  • Технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;
  • Международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;
  • Административные правила.

Но на пути к полной свободе  движения товаров, одного таможенного  союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной  становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».

Непосредственное отношение  к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

Свобода движения услуг

Услуга, в отличие от товара, не может складироваться и храниться  – услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие  от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое  стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым.

Услуга непосредственно  связана с личностью производителя, и её судьба на рынке зависит от юридического статуса, социального  и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Интеграция рынков услуг осложняется  ещё и тем, что они много  чаще, чем товары, являются предметом  регулирования со стороны государства.

Торговля услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом  барьеров и препятствий:

  • Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.
  • Дискриминационным налогообложением.
  • Резервированием определённой части национального рынка за национальным производителем.
  • Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.
  • Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.
  • Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.
  • Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

Информация о работе Экономическая интеграция Европейского Союза