Экономическая интеграция Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение
I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе
1.1. Этапы экономической интеграции
1.2 Европейское Экономическое Сообщество
II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе
2.1 Экономический и валютный союз
III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

Римский договор предоставил  право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения  в этой стране.

Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать более или  мене однородный рынок товаров и  услуг. Тем не менее, осталось ещё  много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации.

Уничтожение барьеров и препятствий  в торговле услугами в рамках ЕВР  осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных  инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции

  • Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.
  • Взаимного признания качества национального контроля.
  • Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

 Судом Справедливости  также установлено, что лицо, желающее  получить какие-либо услуги также  может пользоваться данной свободой. Под эту категорию попадают  как лица, желающие воспользоваться  медицинскими услугами в другой  стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну  получать образование  или  вести свой бизнес.

 Данная свобода также  применима к тем случаям, если  заказчик и лицо, предоставляющее  услуги, находятся каждый в своей  стране, и только предоставляемая  услуга пересекает границу. Типичным  примером могут служить телевидение  и радиовещание.

Свобода движения капитала

Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства  в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства, причём в краткосрочном  плане его движение часто носит  спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте  к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным  девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической  конъюнктуры правительства принимают  меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения  его ввоза.

Но к середине 80-х годов  правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости  отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому  способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных  балансов государств-членов ЕС, быстрая  интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.

В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС должно было стать предметом постепенной либерализации. Были запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами и третьими странами. Запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую.  Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.

Между тем Договор сохранил элементы национального государственного регулирования в сфере движения капиталов. Но, несмотря на наличие  оговорок, следует признать, что  к настоящему времени подавляющее  большинство препятствий на пути свободного движения капиталов в  пределах ЕВР устранены.

В области законодательства о компаниях Совет обязал все  компании, зарегистрированные в странах  ЕС, публиковать ежегодные отчёты, соответствующие определённым спецификациям

Свободное движение физических лиц

Данная свобода имеет  огромное практическое, социальное и  гуманитарное значение для стран  ЕС. Без такой свободы осталось бы пустым звуком понятие единого  гражданства ЕС.

Граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных  прав, что и граждане принимающего государства.

Лица свободных профессий  получили право свободно обосновываться в любом другом государстве-члене  ЕС. Документы об образовании и  профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически  признаваться в любой другой стране ЕС.

Социальная интеграция заключается  в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в  плане условий жизни, так и  в плане социальной защиты. Правилами  Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так  и для их семей.

Тем не менее, несмотря на принятые ЕС меры по полной либерализации движения физических лиц между государствами-членами  не дали ощутимых результатов: экономические  стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьер слишком значительными. Трудно ожидать, что рядовой гражданин  ЕС стремился уехать на работу в  другую страну ЕС, преодолевая все  связанные с этим неудобства, когда  уровень заработной платы и возможности  получения работы везде приблизительно одинаковы.

 

2.1 Экономический и валютный союз

     До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т. д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены  жесткие критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни:

- инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

- процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

- дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

-  государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

- в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленных Европейской валютной системой.

          Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3 % исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5 % ВВП.

Формирование ЭВС происходило  в три этапа и завершилось  введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

          Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

 

 

III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран

ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов  и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

В соответствии с Ломейской  конвенцией, ЕС имеет соглашения о  сотрудничестве с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к  числу которых относится и  большинство беднейших стран  мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.1

В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более  чем со 130 странами мира. Он участвует  в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя  в ООН. Он принимает участие в  ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в  лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и  Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего  Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Уровень «открытости» экономики  ЕС, измеряемой экспортной и импортной  квотами, значительно выше, чем в  других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран  — 70%), около 10% — на торговлю с другими  европейскими странами — членами  ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами. 2

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками  сбыта продукции, поскольку ЕС —  крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые  и текстильные компании — мировые  лидеры в своей отрасли. Традиционно  сильные позиции занимает европейская  химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего  экспорта промышленных товаров по сравнению  с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального  оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные  позиции занимает ЕС в области  телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая  экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка  гражданского авиастроения.3 С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой.

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых  можно выделить США и Японию. Основным торговым партнёром из стран ЕС является Германия.

На долю промышленных товаров  приходится около 80% общего импорта  стран ЕС из США. Производственное и  транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых  из США, на нее в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.4

Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное  оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта  стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого  товара. К товарам, потребность в  импорте которых удовлетворяется  в большой степени за счет импорта  из США, относятся масленичные (49% всего  импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта  из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).5

Экспорт промышленных товаров  составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт  производственного и транспортного  оборудования —около 45%, сырья —  около 10%.

Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного  экспорта транспортных средств из стран  ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в  США, являются электрогенераторы и  специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки.6

Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование), n.e.s. и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.7

Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и  перечень экспортируемых товаров более  широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран  ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран  ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

Информация о работе Экономическая интеграция Европейского Союза