Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
И

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
3
1. Понятие и структура экономической безопасности государства.

3
2. Важнейшие элементы экономической безопасности.
6
3. Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности

8
Глава 2. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России.
12
2.1. Государственная стратегия экономической безопасности. 12
2.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности.
13
2.3. Классификация угроз экономической безопасности 14
2.4. Механизм обеспечения экономической безопасности. 16
Глава 3. Основные показатели экономической безопасности РФ. 19
Природно-ресурсный потенциал России. 20
Уровень инфляции. 20
Внешний долг России (табл. 1). 21
Внутренняя задолженность России (табл. 2). 21
Дифференциация населения РФ по уровню доходов. 22
Заключение. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач Макроэкономика.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

    регионов.

     Важнейшими  факторами этой угрозы являются:

    • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
    • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
    • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
  1. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
    • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
    • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

     Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике. Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. 

2.4. Механизм обеспечения экономической безопасности. 

     Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

  1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

   Важнейшими  элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

     Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое

значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего

финансовых).

  1. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

     Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся

внутренним  и внешним факторам;

  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения.
  1. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности

Российской  Федерации осуществляется по следующим  основным направлениям:

  • Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
  • Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
  • Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

 

Глава 3. Основные показатели экономической безопасности РФ. 

     Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).

   На 2009 год можно наблюдать такую  картину по некоторым из показателей:

Экспорт и производство отдельных товаров в январе-июле 2009 года по сравнению с январем-июлем 2008 года (Диаграмма 1)

     Сохраняется устойчивая ориентация экспорта на рынки стран дальнего зарубежья, доля которых в общем объеме экспорта России составила 84,4%, стран СНГ - 15,6 %.

     В товарной структуре экспорта топливно-энергетические товары занимали наибольшую долю как  в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ (69,1% и 48,1% соответственно). Сырьевые неэнергетические товары в структуре экспорта России в страны СНГ занимали почти 27,1%, в страны дальнего зарубежья – 23,1 процента. Машины и оборудование в структуре российского экспорта в страны СНГ имеют значительно больший вес, чем в структуре экспорта в страны дальнего зарубежья вследствие низкой конкурентоспособности их на мировом рынке.

     Природно-ресурсный  потенциал России.

     Россия  имеет мощный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведено около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

     Валовая потенциальная ценность разведанных  балансовых запасов основных видов  полезных ископаемых страны в конце 90-х гг. оценивалась почти в 30 млрд. долл., а прогнозный потенциал – в 150 трлн. долл. Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире запасов золота, алмазов, платины и др.

     Уровень инфляции.

     Согласно предварительным данным Росстата, уровень инфляции в России за декабрь составил 0,4%, а за весь прошедший год - 8,8%. 

     Цены  на продовольственные товары за декабрь 2009 года выросли на 0,6%, а на продовольственные товары без учета сезонной продукции – на 0,3%. Всего за 2009 год эти показатели составили 6,1% и 6,9% соответственно. Непродовольственные товары в 2009 году подорожали более высокими темпами на 9,7%, а цены на услуги выросли на 11,6%.

     По  словам представителя Росстата, вышеуказанные  значения инфляции за декабрь 2009 года и за весь год являются историческим минимумом с 1991 года. В 2010 году правительство  России планирует продолжить последовательное снижение темпов инфляции. Ожидается, что за год инфляция составит всего 6,5-7,5%.

     Замедление  темпов роста инфляции окажет благоприятное  влияние на рост покупательской способности  россиян, которая до 2012 года, согласно прогнозам Минэкономразвития, вырастет на 6,5%.

     Внешний долг России (табл. 1).

     В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

     Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 20082010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

     Внутренняя  задолженность России(табл. 2).

     Расчеты показали, что совокупная долговая нагрузка на реальный сектор российской экономики, которая складывается из задолженности по кредитам национальным банкам, внутренним облигациям и внешней задолженности, составляет на начало 2010 г. около 840 млрд. долл., при этом на задолженность, номинированную в валюте, приходится 370 млрд. долл.

 

      Дифференциация населения  РФ по уровню доходов.

     Дифференциация  населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и  составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году, говорится в опубликованном 3 февраля  мониторинге Минэкономразвития о социально-экономическом развитии РФ.

     Дифференциация  по доходам рассчитывается как соотношение  доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного  населения.

     Среднемесячная  начисленная заработная плата в 2009 году, по предварительным данным, составила 18,785 рублей и по сравнению с 2008 годом выросла на 8,5%, в декабре 2009 г. - 23,827 рублей, увеличившись по сравнению с декабрем 2008 г. на 9,4%. Реальная заработная плата за 2009 год относительно 2008 года составила 97,4%.

     По  мнению Минэкономразвития, экономический кризис не оказал существенного влияния на дифференциацию среднемесячной заработной платы.

     Наиболее  высокую заработную плату в январе-ноябре 2009 г. продолжали получать в таких  видах экономической деятельности, как транспортирование по трубопроводам, финансовая деятельность, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (превышение общероссийского уровня в 2,2 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в текстильном и швейном производстве и в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (48% и 51% от общероссийского уровня соответственно).

Информация о работе Экономическая безопасность