Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
И

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
3
1. Понятие и структура экономической безопасности государства.

3
2. Важнейшие элементы экономической безопасности.
6
3. Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности

8
Глава 2. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России.
12
2.1. Государственная стратегия экономической безопасности. 12
2.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности.
13
2.3. Классификация угроз экономической безопасности 14
2.4. Механизм обеспечения экономической безопасности. 16
Глава 3. Основные показатели экономической безопасности РФ. 19
Природно-ресурсный потенциал России. 20
Уровень инфляции. 20
Внешний долг России (табл. 1). 21
Внутренняя задолженность России (табл. 2). 21
Дифференциация населения РФ по уровню доходов. 22
Заключение. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач Макроэкономика.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

    - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.;

    - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

     Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. 

    1. Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности
 

     В основе повышенного внимания к проблеме экономической безопасности России лежат объективные процессы и  явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике  и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе, следующие.

     Во-первых, экономический эксперимент 90-х годов  в России своей главной целью  имел передел собственности и  контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это  привело к тому, что экономические  реформы носили преимущественно  разрушительный, а не созидательный  характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира. Как известно, руководством Китая, например, в качестве приоритетов реформ были выбраны цели достижения экономического роста за счет преимущественного развития производства товаров длительного пользования. Естественно, это сопровождалось структурным переделом собственности в той степени, в какой это отвечало основным целям развития без разрушения национальной системы управления.

Национальные интересы, вопросы экономической безопасности государства были и остаются определяющими в комплексе реформ, проводимых в Китае. В результате, КНР продемонстрировала рекордные темпы экономического роста, стала одной из движущих сил и стабилизирующим фактором мировой экономики. Все страны мира, практически без исключения, оказались буквально «завалены» китайскими товарами, а китайская диаспора за рубежом заняла прочные позиции в местных деловых кругах не только развивающихся, но и промышленно развитых стран. В отличие от многих именно эта страна устояла в развернувшемся в 1997-1998 гг. мировом финансовом кризисе.

     Во-вторых, в результате смены руководства  России на рубеже веков проблема экономической  безопасности государства из декларативной  и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

     В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической  стабилизации в России, наблюдаемый  в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного  этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.

     В сложившейся ситуации российские предприниматели  все в большей степени сами становятся заинтересованными в  закреплении своего положения в  условиях регулируемого рынка, при  совершенствовании законодательной  базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

     В-четвертых, произошло явное разочарование  результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.

     В-пятых, глобализация мировой экономики  и международных производственных отношений ставит под вопрос сохранение национально-государственной формы организации экономических систем Например, Некипелов А. Д., анализируя процесс глобализации а финансовой сфере, отмечает: «…сложилась современная валютно-финансовая система, характеризующаяся высочайшей степенью интернационализации капитала при сохраняющейся национально-государственной форме организации денежно-финансовых систем»1.

     Российское  предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с  отдельными конкурентными компаниями, а с государственно-монополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.

     О том, что в процессе глобализации обостряется проблема национальных интересов и экономической безопасности государства, свидетельствуют такие тенденции, как осуществление в явных и скрытых формах государственной поддержки национального бизнеса на мировых рынках; расширение и увеличение числа зон национальных интересов ведущих стран мира, в первую очередь США; активное исследование проблем обеспечения безопасности национальных интересов зарубежными политологами и экономистами.

     Можно было бы продолжить перечисление объективных  процессов, лежащих в основе усилившегося в последнее время внимания к  проблеме экономической безопасности России. Однако и перечисленные выше тенденции, и ведущиеся российскими учеными и специалистами исследования свидетельствуют о том, что сама проблема не надумана, а вполне конкретна.

 

Глава 2. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России.

2.1. Государственная стратегия экономической безопасности. 

     Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. 
          Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

     Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед  государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким  образом, государственная стратегия  экономической безопасности, являясь  неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

     Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии  экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный  характер.

     Несмотря  на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности. 

2.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности. 

     Государственная стратегия включает в себя:

  1. характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;
  2. определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;
  3. определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации;
  4. формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики;
  5. реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

2.3. Классификация угроз экономической безопасности 

     Наиболее  вероятными угрозами экономической безопасности Российской

Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность

федеральных органов государственной власти, являются:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
    • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
    • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
    • рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
    • задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
  2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
    • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
    • снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития

Информация о работе Экономическая безопасность