Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.
Целью моей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 101.96 Кб (Скачать)

     Рынок продукции с высокой добавленной  стоимостью давно жёстко поделён  между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают  только на сырьевые рынки, т.к. продажа  необработанного сырья выгодна  странам импортёрам.

Например, мы по бросовым ценам торговали и  продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие  мебельные гарнитуры, сделанные  из этого леса. И подобных примеров множество. В частности, торговать  сырой российской нефтью убыточно для  страны в целом. По расчётам РАН, расходы  на добычу сибирской нефти обходятся  в 8 долларов за баррель, тогда как  в Саудовской Аравии эта цифра  составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие  компании Саудовской Аравии значительно  более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.

     В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для  простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.

     Мало  того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно  увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые  меры со стороны США против них.

     Почему  именно сегодня, когда в США всё  сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели  американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?

Вряд  ли. Когда у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые  рынки сбыта за рубежом.

     Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией  соседям по СНГ. В то время как  российским производителям НДС практически  не возвращается, и их экспортная продукция  облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России

3.1. Необходимые  меры для повышения экономической безопасности России

     Россия  сейчас находится в очень сложных  условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между  ветвями власти), имеется сложная  демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия  социализма, выработавшего у людей  определенные стереотипы мышления и  поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.

     С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного  состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда  экономика приблизилась, а потом  и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью: нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.

     Для реального решения проблем, связанных с состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

В условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы безопасности будут сведены к минимуму. Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства. Ведь без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности как подавление инфляции, снижение бюджетного дифицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить её, наконец! То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый “пакет” мероприятий .

     Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают  рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.

     Необходимо  также провести глубокую налоговую  реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство.

 Во-первых, следует снизить уровень налоговых  ставок на добавленную стоимость,  прибыль и оплату труда, освободить  от налогов ту часть прибыли,  которая идет на развитие производства  и освоение новой техники, на  научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств  предприятия. Это необходимо, в  частности, для повышения спроса  на научно-технические разработки  и обновления производства. Во  всех развитых странах, например, в Японии, технология выдвинулась  на первый план, она является  для государства основным объектом  приложения усилий. Именно в развитии  новейших технологий сочетаются  интересы частного бизнеса и государства, что благоприятно сказывается на развитии экономики и состоянии экономической безопасности.

Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов  на импортируемые товары, которые  российская промышленность в состоянии  производить сама. Исключение, по-моему, нужно сделать только для ввоза  не производящегося в России наукоемкого  оборудования и неприменяемых в  стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт  сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония и новые индустриальные страны для подъема своего производства проводили политику экспортного  ориентирования промышленности с использованием мер протекционизма, имевшими цель защитить местных производителей и  одновременно побудить их к совершенствованию  производства и повышению производительности труда. Разумеется это невозможно без  наличия новых технологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупку за рубежом запатентованной  технологии и ноу-хау для своей  промышленности.

     У нас, в России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив  пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения  импорта, а, с другой, улучшит его  качество.

     В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).

     Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых  возможностей населения должны дополняться  специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан  и оборотных средств предприятий. Во-первых, как и предлагает Правительство, осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции. Во-вторых, широко использовать государственные закупки  оборудования, требующего длительного  производственного цикла, с последующей  передачей в лизинг эксплуатирующим  коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для  добывающей промышленности, вычислительные центры и т.п.). В-третьих, ввести процедуры  индексации находящихся в обороте  средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления), активно внедрять вексельное обращение  и другие платежные средства для  уменьшения денежной массы. Применение различных форм взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий, а также задействовать  нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение  государственных обязательств перед  предприятием и населением.

     Поскольку в стране наблюдается неэффективное  управление собственностью и плюс к  этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провести пересмотр  актов приватизации с отменой  проведенных противозаконно, а также  актов явно вредных для экономики  страны; и окончательно закрепить  и защитить права собственности  в отношении остальных предприятий. Возможные случаи деприватизации нужно  ограничить исключительно сферами  естественных монополий, оборонной  промышленности, топливно-энергетического  сектора, производства наркотических  средств (все эти случаи должны четко  обосновываться интересами подъема  обрабатывающей промышленности, защиты потребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за эффективное управление госимуществом, а также норм ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством.

     Но  подъем производства нельзя обеспечить без реализации ещё одного элемента - создание условий для конкуренции. Я думаю, в этой сфере необходимо существенно увеличить число  малых и средних предприятий, число венчурных и опытных  предприятий, а также сократить  разрыв между рентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью  отраслей промышленности и сельского  хозяйства. Необходимо создание надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью  калькуляции затрат, формированием  себестоимости  и отпускных цен  на продукцию. Необходима и гибкая антимонопольная  политика, направленная на выявление  увеличения прибыли за счет нарушения  правил конкуренции.

Подъем  производства, рост его объемов - вот  та архимедова точка опоры, которая  даст толчок к решению проблем  экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам  и приоритетам, чтобы принятием  политических решений не нанести  вред экономике России. Это, например, следование политике западных финансовых учреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки  с развитыми государствами, которые  потребуют от России значительных средств. С другой стороны, политическая сфера  может принести значительную пользу состоянию экономики. Я хочу сказать  о необходимости создания единого  рынка СНГ, усиление интеграции стран  содружества и Восточной Европы, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные  связи, разорванные в результате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера - ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.

     Нужно также создать специальные институциональные  основы для мониторинга экономической  безопасности России, изучения угроз  безопасности и разработки мер для  поддержания и усиления экономической  безопасности. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также  тесный контакт исполнительной и  законодательной властями.

3.2.Таможенное  регулирование внешнеэкономической  деятельности - основа экономической  безопасности

       Становление рыночных отношений в России началось с либерализации экономики, в  том числе и внешнеэкономической  деятельности, которая превратила закрытую тоталитарную экономику в открытую. Это объективно привело к снижению уровня экономической безопасности, что усугубилось недостаточностью институционального регулирования  внешнеэкономической деятельности, обусловившей бесконтрольный вывоз  сырья отсутствие экономической  обоснованности размеров таможенных тарифов.

Информация о работе Экономическая безопасность России