Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.
Целью моей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 101.96 Кб (Скачать)

Критерий  экономической безопасности - это  оценка состояния экономики с  точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности  использования ресурсов, капитала и  труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых  странах, а также уровню, при котором  угрозы внешнего и внутреннего характера  сводятся к минимуму; конкурентоспособности  экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности  противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

     Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет  заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать  меры по её предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень  безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одного показателя достигаются  не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению  уровня безработицы сверх допустимого  предела, или снижение дефицита бюджета  до порогового значения - к полному  замораживанию капиталовложений и  падению производства и т. д.

     Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

    • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
    • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
    • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
    • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).5

Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

    • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

 предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

    • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.6

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что  экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого  можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.7

1.2. Основные  элементы осуществления экономической  безопасности страны

     Сама  экономическая безопасность имеет  достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших  элемента: - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями; _ - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.; - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в -современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

1.3. Нормативно  – правовая основа экономической  безопасности России

     Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая  безопасность России это состояние  защищенности экономических интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и  конкурентоспособности экономики  страны.

     Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство  и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

     Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед  государством задач, как на национальном, так и международном уровне.

     Таким образом, государственная стратегия  экономической безопасности, являясь  неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения  защиты населения через повышение  уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических  и социальных задач, а также влияния  на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

     Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии  экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный  характер.

     Несмотря  на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал  для обеспечения своей экономической  безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая  направленность государственной стратегии  заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные  связи, в устранении ее зависимости  от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества.

     Объектами экономической безопасности, кроме  личности и государства, являются основные элементы экономической системы  и экономической деятельности.

     Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику  внешних и внутренних угроз  экономической безопасности России  как совокупности условий и  факторов, создающих опасность для  жизненно важных экономических  интересов личности, общества и  государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение  критериев и параметров, характеризующих  национальные интересы в области  экономики и отвечающих требованиям  экономической безопасности России;

3) формирование  экономической политики, институциональных  преобразований и необходимых  механизмов, позволяющих устранить  или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной  экономики.

     Реализация  экономической государственной  стратегии должна осуществляться через  систему конкретных мер, реализуемых  на основе качественных индикаторов  и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и  др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности

Схема 1. Структура проблем экономической  безопасности8

 
 

2.1. Военно-экономическая  безопасность. «Проблемы ВПК»

     В течение долгого времени военно-промышленный комплекс Советского Союза производил до трёх четвертей валового внутреннего  продукта страны. Это был мощный комплекс, успешно конкурировавший  с единственным существовавшим на тот  момент противником – ВПК США. В то время основная задача, поставленная государством перед данным комплексом, была в обеспечении этого государства средствами защиты и нападения для парирования тех угроз, которые оно таковыми считало.

     После развала Советского Союза развалилось  и ВПК. На гребне приватизации мощные объединения рассыпались на отдельные  заводы. Ранее жёстко связанные между  собой серийные заводы и конструкторские  бюро тоже стали абсолютно самостоятельными единицами. Россия строила свою линию  поведения в экономике, добиваясь  максимальной конкуренции и либерализации  рынка, хотя тенденция развития мирового сообщества шла радикально противоположным  курсом слияния и поглощения компаний, т.е. перехода от конкурентного к  олигополистическому рынку.

     Проблемами  реструктуризации оборонки занимались в разное время помощник президента Ельцина по военно-техническому сотрудничеству Борис Кузык и вице-премьер  правительства РФ Яков Уринсон. Основными  идеями их программ реструктуризации были создание крупных вертикально-интегрированных  компаний и формирование на их основе так называемого ядра оборонного комплекса. К сожалению, ни одна из задуманных вертикально-интегрированных структур не оказалась эффективной.

     Формально в составе ОПК (ВПК в какой-то момент переименовали в оборонно-промышленный комплекс) сегодня числятся около 1700 предприятий. Несколько десятков из них являются головными, замыкающими  кооперационные цепочки. Доля государственных  унитарных предприятий (ГУП) и АО со стопроцентным госучастием составляет около 40%, совсем без госучастия – 30%, остальные имеют смешанную форму  собственности. Объём производства в 1999 году в среднем составил 22% от уровня 1990 года. По производству  военной  продукции они загружены на 14-14,5%, по гражданской – на 20-21%.9  Тяжелее всего приходится государственным унитарным предприятиям. Программы вооружений на ближайшие 10 – 15 лет правительство до сих пор не разработало. Более того, в бюджетных расходах до 2010 года расходов на модернизацию вооружений российской армии не предвидится. А без госзаказа предприятия остаются на голодном пайке. Предприятие, которому прекращают давать заказы национальные вооружённые силы, обречено на смерть в стратегической перспективе.

Информация о работе Экономическая безопасность России