Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности предприятия. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Дано понятие экономической безопасности предприятия;
2. Дана оценка экономической безопасности предприятия в кризисных
условиях;
3. Определены методы обеспечения экономической безопасности
предприятия;
Введение………………………………………………………………………….....1
1 Теория экономической безопасности предприятия……………………………4
1.1Эволюция взглядов на проблему экономической безопасности…………..4
1.2 Анализ подходов к определению понятия «экономическая
безопасность»……………………………………………………………………..6
1.3 Методы обеспечения экономической безопасности предприятий………..9
2 Оценка экономической безопасности предприятия в кризисных условиях функционирования…………………………………………………………….….12
2.1 Состояние предприятия в условиях кризиса: анализ опасностей
и угроз …………………………………………………………………………..12
2.2 Показатели и критерии экономической безопасности…………………...13
2.3 Классификация и оценка экономической безопасности
предприятия………………………………………………………………….....16
3 Анализ экономической безопасности отечественных предприятий в период глобального финансово-экономического кризиса…………………………….. 19
3.1 Влияние финансово-экономического кризиса на состояние российских предприятий. Оценка уровня и глубины воздействия……………………….....19
3.2 Антикризисные мероприятия и анализ степени их адекватности……..21
3.3 Посткризисное состояние экономических субъектов. Роль
государства……………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….......28
Список литературы………………………………………………………………..29
Возможны и более мягкие шаги, связанные исключительно с общественно-государственным контролем за финансовой сферой, ограничением спекулятивных финансовых операций и доходов от них и т. д. Все эти предложения не являются чем-то новым. Эксперты и интеллектуалы, принадлежащие к кругу противников неолиберальной, монетаристской политики и в России, и за ее пределами, уже давно и детально прописали эти альтернативы, более десяти лет назад показав, что финансовый кризис в условиях приоритетного развития фиктивного финансового капитала возможен в любой момент.
Говоря о сценариях посткризисного развития, можно констатировать: если баланс общественно-экономических сил не сложится в пользу большинства граждан, то выход из кризиса будет идти по сценарию усиления концентрации капитала и дальнейшего укрепления некоторых крупнейших финансовых институтов (кто-то из них, конечно же, проиграет) при резком ухудшении положения большей части предпринимателей в реальном секторе и существенном ухудшении качества жизни практически всех слоев наемных работников (в том числе занимавшего до кризиса явно привилегированное положение слоя «профессионалов»-финансистов). И этот сценарий пока что наиболее вероятен, судя по тому, какие меры по «оздоровлению» экономики предлагаются в программах правительств ведущих стран мира.
В случае реализации этого сценария можно прогнозировать появление новой модели капитализма — реверсивной даже по отношению к неолиберальной модели глобального капитализма начала XXI в. Это будет выход из тупика, в который в очередной раз уперся (и кризис тому свидетельство) глобальный капитал, но выход назад и в сторону.
В экономике на смену внешнему торжеству свободного глобального рынка придут имперский протекционизм и все более активное использование государствами-метрополиями и контролируемыми ими наднациональными институтами (типа ВТО, МВФ, НАТО или их преемников) различных рычагов того, что можно условно назвать в духе неоклассики «рыночной властью», для обеспечения своих экономических преимуществ. Отношения наемного труда и капитала будут характеризоваться дальнейшим ослаблением профсоюзов, растущей дифференциацией доходов внутри социального слоя наемных работников (все более уходящего от классического состояния однородного класса) при разделении его на узкий слой высокооплачиваемых «профессионалов» и большинство индустриального и до индустриального пролетариата.
Концентрация капитала продолжится, равно как и развитие новых форм фиктивного, виртуального финансового капитала. (Можно, правда, прогнозировать его большую связанность с государством и еще меньшую прозрачность трансакций вкупе с развитием некоторых встроенных механизмов, смягчающих гипертрофию финансовых пузырей, чреватую кризисом.)
Для обеспечения такой экономической модели потребуется внутриполитическая модель, которая гарантирует пассивную реакцию наемных работников на перераспределение их доходов в пользу фиктивного финансового капитала, то есть авторитарно-манипулятивная политико-идеологическая система. Наиболее адекватным геополитическим обеспечением такой внутриполитической системы может стать проимперская стратегия, нацеленная на превращение определенного национального государства в центр активной внешней экспансии, что позволит снять многие внутренние напряжения. Обоснование эффективности этой линии становится все более заметным явлением в экспертном сообществе в России и за рубежом. Идеологически все это будет сопровождать мощная волна правого неоконсерватизма.
Потенциал альтернативных сценариев (скажем, новой глобальной экономической сети с «правилами игры», аналогичными тем, что сегодня есть в Норвегии или Венесуэле: приоритет социально-экологических целей, ограничение крупного бизнеса, социализация образования, здравоохранения, финансов) зависит от того, окажется ли достаточно мощным потенциал мирового гражданского общества и ряда государств, уже сейчас проводящих такую политику.
Впрочем, этот сценарий маловероятен, но ему нужно оказывать ему всяческую поддержку. Хотя бы для того, чтобы обозначить идейно-теоретические альтернативы, а также побороться за компромисс или, по меньшей мере, соревнование в недалеком будущем двух предложенных выше крайних сценариев посткризисной эволюции и развития.
Заключение
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Хочется
надеяться, что проблемы экономической
безопасности займут подобающее им место
в системе национальной безопасности
России и реформаторская политика будет
руководствоваться Концепцией национальной
экономической безопасности, которая
вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь,
что её осуществление будет проведено
быстро, грамотно и не повлечет за собой
никаких негативных последствий и Россия
вновь займет своё место среди развитых
стран. Для этого все россияне должны осознать
всю сложность теперешней ситуации и приложить
все усилия чтобы реформы осуществлялись
в интересах всего населения России, а
не для узких финансовых и криминальных
структур. Короче, успешное развитие экономики,
выход её из кризиса зависят от совместных
действий всего населения России, от каждого
из нас. Так давайте же сделаем все возможное
для вывода из кризиса экономики России,
для обеспечения достойного уровня жизни
себе и своим детям.
Список
литературы
Информация о работе Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризиса