Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 18:54, курсовая работа
В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура экономической безопасности государства………….4
2. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение…………….6
3. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……12
4. Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности...14
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы………………………………………………………………28
Вместе с тем такой критериальный подход позволяет резко снизить опасность разного рода произвольных толкований и попыток выдавать желаемое за действительное. Темпы инфляции в 1992-1994 гг. свидетельствуют о том, что она протекала в режиме гиперинфляции (то есть за пределами 1000% в год), выйдя далеко (по меркам как западных, так и развивающихся экономик) за пределы инфляционной безопасности. Масштабы и темпы инфляции угнетающе сказались на производстве, "взорвали" сложившийся уровень и качество жизни широких масс населения, создавая ситуацию постоянной социальной напряженности и конфликтности в обществе. Устойчивость снижения темпов инфляции во второй половине 1994 г. оказалась непродолжительной.
Политика финансовой стабилизации под углом зрения международной практики терпит серьезные неудачи и самым непосредственным образом сказывается на финансовой безопасности страны. Неплатежи в народном хозяйстве несут в себе реальную угрозу нарастания неконтролируемых банкротств и неизбежно сопутствующей им финансовой паники. Степень дезорганизации финансовой сферы столь велика, что чревата потерей экономической независимости страны. Далеко за пределы экономической безопасности вышел экономический спад. Падение объемов производства, потеря рынков, структурная деградация и технологический регресс грозят невосполнимым в обозримой перспективе разрушением потенциала страны. Прогрессирует развал интеллектуального, информационного и научно-технического потенциала России.
В
ряду отрицательных факторов, носящих
долгосрочный характер, надо отметить
беспрецедентный инвестиционный кризис,
что еще долго будет
Экономическая
действительность ставит нас перед
принципиальными вопросами
Применяемые на протяжении последних 2-3 лет различные разновидности шоков спроса и предложения (жесткие варианты денежной и бюджетной политики, шоки предложения, связанные с инфляцией издержек и кризисом наличности) являются средствами регулирования нормального делового цикла. Для экономики в период спада реализация жестких вариантов политики спроса, связанных с ограничением деловой активности, не адекватна сложившейся ситуации. Это подтверждается и опытом стран Запада. Монетаристские методы нигде не применялись в чистом виде. Их использование соседствовало с опорой на концепции экономики предложения.
Сегодня угнетение производства и инвестиций вызвано одновременной жесткостью и денежной, и бюджетной политики (ограничения денежной массы, реальных денег; резкий сброс правительственных расходов; чрезвычайно громоздкая налоговая система и высокий уровень налоговых изъятий). Более реалистичный подход заключается в сочетании, скажем, жесткой денежной политики с мягкой бюджетной или, наоборот, в варьировании отдельных регулирующих параметров этих видов политики.
Для успешного проведения жесткой денежной политики необходим развитый рынок капитала, включая рынок облигаций с присущими ему механизмами и инфраструктурой, который в России находится в самой начальной фазе становления. В таких условиях Центробанк вместо нормальных операций на открытом рынке облигаций вынужден непосредственно регулировать ставку процента и кредитную эмиссию, объективно выступая государственным распределителем кредитов. Вместо "пожарных" мер по наведению порядка задним числом (как это было после "черного вторника" на ММВБ) государству следовало бы, во-первых, целенаправленно формировать рынок и его инфраструктуру и, во-вторых, осуществлять систематическое регулирование наиболее нестабильных сегментов финансового рынка. Необходимо пересмотреть политику сокращения бюджетного дефицита, проводимую на протяжении последних лет. Дело в том, что дефицит - следствие не только бюджетно-налоговой политики. Его рост может быть результатом колебаний экономического цикла. Не учитывая данного обстоятельства, нельзя бороться против якобы расточительной политики государственных расходов. Бюджетные "сжатия" дают мизерный и преходящий "эффект" с точки зрения соблюдения требуемого МВФ норматива. А вот значение и устойчивость "эффекта" падения производства под воздействием снижения правительственных расходов и высоких налогов достигли уже экстремальных значений. Продолжение неизменяемой по своей глубинной сути политики финансовой стабилизации в ее нынешнем варианте превращается в реальную угрозу экономической безопасности России.
Нынешняя степень открытости российской экономики породила сложные проблемы в валютной сфере. Сложилась ситуация, когда Россия при ее колоссальной потребности в инвестиционных ресурсах, по сути, выступает кредитором других стран с более благополучной экономикой. Точка зрения, согласно которой осевшие в иностранных банках валютные ресурсы должны отлежаться и при определенных условиях возвратиться в Россию, не состоятельна. Фактор времени в решении данной проблемы является определяющим.
Решить проблему "утечки" валютных ресурсов только экономическими (рыночными) методами невозможно. Предотвратить несанкционированный вывоз валютных ресурсов можно путем использования системы мер, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, - на основе реализации эффективной бюджетной, налоговой, кредитной политики, рационального денежного обращения, валютного и таможенного регулирования и т.п. Пресечение "утечки" валютных средств предполагает создание жесткой и эффективной системы государственного валютного контроля за возвращением валютной выручки российских экспортеров. К такой системе взаимосвязанных и одновременно действующих мер целесообразно отнести следующие:
- создание
квалифицированной аудиторской
службы, главными задачами которой
должны стать отслеживание
- реформирование
финансовой и налоговой службы
в направлении создания
- налаживание
эффективной системы единого
таможенно-банковского
Предполагается,
что новая система мер
В
связи с этим в основу формирования
Основных положений государственной
стратегии в области
- формирование слоя активных собственников;
- создание
одинаковых условий поведения
для всех хозяйствующих
- активизация
межотраслевого перелива
- преемственность целей экономической политики для перспективного и среднесрочного периодов;
- необходимость
соизмерения и сопряжения
Исходя
из этого структурная политика должна
реализовываться на макро- и микроэкономическом
уровнях по трем основным направлениям,
определяющим ориентиры деятельности
органов государственной власти
по селективной поддержке
На макроэкономическом уровне - в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:
- повышение совокупного спроса;
- увеличение
нормы сбережений и
- стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста;
- увеличение валовых инвестиций;
- регулирование
импорта в целях защиты
На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:
- поддержка
и стимулирование развития
- ликвидация
или реорганизация
- недопущение возможности появления новых монополий;
- стимулирование
и регулирование развития
- организация
согласительного процесса в
- стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических субъектов.
Первое
направление структурной
- во-первых,
с идентификацией "точек роста",
то есть предприятий,
- во-вторых,
с выведением из
- в-третьих,
с необходимостью в
К жизненно важным отраслям и производствам с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.
Второе направление структурной политики заключается в воздействии государства на объем совокупного спроса на товары и услуги через образование государственного спроса, который формируется на основе государственных нужд и программ федеральных ведомств, региональных администраций и органов местного самоуправления в рамках бюджетных ограничений всех уровней. Это направление определяет объемы гарантированного спроса для субъектов свободного рынка, а также объемы и направления вложения государственных ресурсов для обеспечения функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые указанные структуры несут прямую ответственность.
Третье
направление структурной