Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие
и структура экономической безопасности
государства………….4
2. Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение…………….6
3. Нормативно
– правовая основа экономической безопасности
России……12
4. Оценки,
проблемы, способы обеспечения экономической
безопасности...14
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список
литературы………………………………………………………………28
Введение
Потребность
в защите от нежелательных внешних
воздействий и радикальных внутренних
изменений, иначе говоря, потребность
в безопасности:
-
это базовая, основополагающая
потребность, как жизни отдельного
человека, семьи, так и различных
объединений людей, включая общество
и государство.
В
условиях формирования рыночной экономики
сфера безопасного существования настолько
сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение
этой потребности оказывает негативное
воздействие на развитие функционирование
отдельных граждан, семей, организаций,
государства и общества в целом, усугубляя
кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Экономическая
безопасность государства представляет
собой сложную и многоплановую
конструкцию. Будучи частью системы
национальной безопасности, она одновременно
составляет основу для формирования
всех входящих в ее структуру элементов:
. военной,
. технологической,
. продовольственной,
. экологической
безопасности и др.
Основным
оружием сейчас становятся экономические
методы. Многие страны не имеют своего
конкурентоспособного научно-технического
потенциала и полностью зависят от техники
и технологии из развитых стран.
1.
Понятие и структура экономической безопасности
государства
Для
того, чтобы понять и осознать значение
категории "экономическая безопасность"
необходимо дать характеристику термину
"безопасность" и определит в чем
его суть. Безопасность - это такое состояние
субъекта, при котором вероятность изменения
присущих этому субъекту качеств и параметров
его внешней среды невелика, меньше определенного
интервала. " Желательное" состояние
субъекта определяется конкретным сочетанием
параметров жизнедеятельности. В зависимости
от изменения этого сочетания, будет меняться
и понятие "желательное" изменение.
Таким образом, не менее важным для субъекта
является правильная оценка уровня безопасности.
Оценка безопасности субъектом может
не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина
этого расхождения зависит от полноты
и глубины информации о складывающейся
ситуации, от степени влияния ее изменений
на состояние безопасности и т.д.
Сама
экономическая безопасность имеет
достаточно сложную внутреннюю структуру.
Можно выделить три ее важнейших элемента:
-
экономическую независимость, которая
в условиях современного мирового
хозяйства отнюдь не носит
абсолютного характера. Международное
разделение труда делает национальные
экономики взаимозависимыми друг от друга.
В этих условиях экономическая независимость
означает возможность контроля государства
за национальными ресурсами, достижение
такого уровня производства, эффективности
и качества продукции, который обеспечивает
ее конкурентоспособность и позволяет
на равных участвовать в мировой торговле,
обмене научно-техническими достижениями;
-
стабильность и устойчивость
национальной экономики, предполагающие
защиту собственности во всех
ее формах, создание надежных условий
и гарантий для предпринимательской активности,
борьба с криминальными структурами в
экономике, недопущение серьезных разрывов
в распределении доходов, грозящих вызвать
социальные потрясения, и т.д.;
-
способность к саморазвитию и
прогрессу, что особенно важно в
современном динамично развивающемся
мире. Создание благоприятного климата
для инвестиций и инноваций, постоянная
модернизация производства, повышение
профессионального, образовательного
и общекультурного уровня работников
становятся необходимыми и обязательными
условиями устойчивости и самосохранения
национальной экономики.
Таким
образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной
экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному обновлению
и самосовершенствованию.
2. Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение.
Проблемы
обеспечения экономической безопасности
России как непременного условия
ее возрождения привлекают к себе
все болев пристальное внимание политических
деятелей, ученых, самых широких слоев
населения. Такое внимание отнюдь не случайно.
Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный
экономической безопасности страны, выдвигают
названные проблемы на авансцену общественной
жизни. Здесь недопустимы легкомыслие
и попытки преуменьшить грозящие опасности.
Весьма велика и ответственна роль науки
в разработке концепции экономической
безопасности. Причем речь идет не просто
о словесных упражнениях и не о поиске
красивых формул, различного рода классификаций
опасностей внешних и внутренних, долговременных
и текущих. Принципиально важно раскрыть
саму суть проблемы, выявить реальные
угрозы, предложить надежные и эффективные
методы их отражения. Как показывает мировой
опыт, обеспечение экономической безопасности
- это гарантия независимости страны, условие
стабильности и эффективности жизнедеятельности
общества, достижения успеха. Поэтому
обеспечение экономической безопасности
принадлежит к числу важнейших национальных
приоритетов. Экономическая безопасность
органически включена в систему государственной
безопасности вместе с такими ее слагаемыми,
как обеспечение надежной обороноспособности
страны, поддержание социального мира
в обществе, защита от экологических бедствий.
Здесь все взаимосвязано и одно направление
дополняет другое: не может быть военной
безопасности при слабой и неэффективной
экономике, как не может быть ни военной
безопасности, ни эффективной экономики
в обществе, раздираемом социальными конфликтами.
Сама экономическая безопасность имеет
достаточно сложную внутреннюю структуру.
Можно выделить три ее важнейших элемента:
- экономическую независимость, которая
в условиях современного мирового хозяйства
отнюдь не носит абсолютного характера.
Международное разделение труда делает
национальные экономики взаимозависимыми
друг от друга. В этих условиях экономическая
независимость означает возможность контроля
государства за национальными ресурсами,
достижение такого уровня производства,
эффективности и качества продукции, который
обеспечивает ее конкурентоспособность
и позволяет на равных участвовать в мировой
торговле, обмене научно-техническими
достижениями; _ - стабильность и устойчивость
национальной экономики, предполагающие
защиту собственности во всех ее формах,
создание надежных условий и гарантий
для предпринимательской активности,
борьба с криминальными структурами в
экономике, недопущение серьезных разрывов
в распределении доходов, грозящих вызвать
социальные потрясения, и т.д.; - способность
к саморазвитию и прогрессу, что особенно
важно в -современном динамично развивающемся
мире. Создание благоприятного климата
для инвестиций и инноваций, постоянная
модернизация производства, повышение
профессионального, образовательного
и общекультурного уровня работников
становятся необходимыми и обязательными
условиями устойчивости и самосохранения
национальной экономики. Таким
образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной
экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному обновлению
и совершенствованию.
Наиболее
вероятными угрозами экономической безопасности
Российской Федерации, на локализацию
которых должна быть направлена деятельность
федеральных органов государственной
власти, являются:
- Увеличение
имущественной дифференциации населения
и повышение уровня бедности, что ведет
к нарушению социального мира и общественного
согласия. Достигнутый относительный
баланс социальных интересов может быть
нарушен в результате действия следующих
факторов: расслоение общества на узкий
круг богатых и преобладающую массу бедных,
неуверенных в своем будущем людей; увеличение
доли бедных слоев населения в городе
по сравнению с деревней, что создает социальную
и криминальную напряженность и почву
для широкого распространения относительно
новых для России негативных явлений -
наркомании, организованной преступности,
проституции и тому подобного; рост безработицы,
что может привести к социальным конфликтам;
задержка выплаты заработной платы, остановка
предприятий и так далее.
- Деформированность
структуры российской экономики, обусловленная
такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой
направленности экономики; отставание
разведки запасов полезных ископаемых
от их добычи; низкая конкурентоспособность
продукции большинства отечественных
предприятий; свертывание производства
в жизненно важных отраслях обрабатывающей
промышленности, прежде всего в машиностроении;
снижение результативности, разрушение
технологического единства научных исследований
и разработок, распад сложившихся научных
коллективов и на этой основе подрыв научно-технического
потенциала России; завоевание иностранными
фирмами внутреннего рынка России по многим
видам товаров народного потребления;
приобретение иностранными фирмами российских
предприятий в целях вытеснения отечественной
продукции как с внешнего, так и с внутреннего
рынка; рост внешнего долга России и связанное
с этим увеличение расходов бюджета на
его погашение.
- Возрастание
неравномерности социально-экономического
развития регионов. Важнейшими факторами
этой угрозы являются: объективно существующие
различия в уровне социально-экономического
развития регионов, наличие депрессивных,
кризисных и отсталых в экономическом
отношении районов на фоне структурных
сдвигов в промышленном производстве,
сопровождающихся резким уменьшением
доли обрабатывающих отраслей; нарушение
производственном
- технологических связей между предприятиями
отдельных регионов России; увеличение
разрыва в уровне производства национального
дохода на душу населения между отдельными
субъектами Российской Федерации.
- Криминализация
общества и хозяйственной деятельности,
вызванная в основном такими факторами,
как: рост безработицы, поскольку значительная
часть преступлений совершается лицами,
не имеющими постоянного источника дохода;
сращивание части чиновников государственных
органов с организованной преступностью,
возможность доступа криминальных структур
к управлению определенной частью производства
и их проникновения в различные властные
структуры; ослабление системы государственного
контроля, что привело к расширению деятельности
криминальных структур на внутреннем
финансовом рынке, в сфере приватизации,
экспортно- импортных операций и торговли.
Основными причинами, вызывающими возникновение
указанных угроз, являются неустойчивость
финансового положения предприятий, неблагоприятный
инвестиционный климат, охранение инфляционных
процессов и другие проблемы связанные
с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение
или смягчение последствий действий
угроз экономической безопасности
Российской Федерации требует определения
и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость
социально-экономической системы государства.
Глубочайший
кризис, охвативший российское общество,
существенно осложняет решение
задач, связанных с отражением угроз
экономической безопасности. Утрата общенациональных
ориентиров и идеалов, интуитивный переход
к стратегии самовыживания, наблюдаемых
на всех уровнях народного хозяйства (региональные
структуры, предприятия, семьи), забота
о сиюминутных интересах отодвигают на
второй план решение общегосударственных
задач, подрывают основы будущего возрождения
России и ее экономики.
Отражение
угроз экономической безопасности
требует не только высокопрофессиональных
и эффективных политических действий,
но и изменения социально-психологических
установок, господствующих в обществе.
Если
говорить о высших долговременных национально-государственных
интересах, на которые опирается
выработка концепции экономической
безопасности, то здесь Россия имеет
свои особенности, диктуемые как ее федеративным
устройством, так и статусом великой державы.
Здесь речь идет об идентификации интересов
субъектов Федерации и, естественно, их
населения с интересами укрепления и защиты
российской государственности. С учетом
этого экономическая безопасность страны
может выступать как высшая ценность лишь
при условии, что она гарантирует стабильность
и устойчивый рост в каждом из регионов.
Когда
же речь идет о статусе России как
великой державы, возникает новый
срез в понимании ее национально-государственных
интересов и соответственно условий обеспечения
экономической безопасности. Эти интересы,
как и любой другой великой державы, не
могут замыкаться пределами ее границ.
Россия имеет свои особые жизненно важные
интересы во многих регионах земного шара,
с которыми она связана экономически и
от обстановки в которых зависит обеспечение
ее стабильности.
Формы
и методы защиты Россией своих
особых жизненно важных интересов должны
соответствовать нормам международного
права. Однако следует подчеркнуть,
что учет этих интересов - необходимое
звено в разработке концепции экономической
безопасности.
Помимо
многочисленных задач, решаемых в рамках
гражданского общества и рыночной экономики,
существуют проблемы, относящиеся к
исключительной прерогативе государства.
Никто другой, кроме государства, их просто
не может решить. К числу таких проблем
относится и обеспечение экономической
безопасности страны. Строго говоря, сама
необходимость существования государства
обусловлена наличием проблем подобного
уровня. Если бы их можно было решать без
его участия, то государство стало бы ненужным.