Экономическая безопасность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и структура экономической безопасности государства………….4

2. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение…………….6

3. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……12

4. Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности...14

Заключение…………………………………………………………………….…27

Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Ключевая  функция государства состоит  в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.

     Обеспечение экономической безопасности - задача по самому своему существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.

     Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.

     Разработка  стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

     Разработка  программы первоочередных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз. 
 

3. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России. 

     Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. 
Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

     Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед  государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

     Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику  внешних и внутренних угроз  экономической безопасности России  как совокупности условий и  факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение  критериев и параметров, характеризующих  национальные интересы в области  экономики и отвечающих требованиям  экономической безопасности России;

3) формирование  экономической политики, институциональных  преобразований и необходимых  механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

     Реализация  экономической государственной  стратегии должна осуществляться через  систему конкретных мер, реализуемых  на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др. 
 
 
 
 
 

4. Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности. 

Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности:

а) состояние  экономической безопасности в России

б) финансовая стабилизация и экономическая безопасность

в) валютная безопасность страны.

     Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась  в число проблем, привлекающих пристальное  внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сферах экономики, политики, международных отношений. Наиболее зримые ее проявления связаны с нарастающими волнами экономической преступности, которая превратилась в предмет комплексного междисциплинарного научного анализа.

     Попытки создания федеральных органов типа. Комитета по защите экономических интересов  России (первоначально был создан при президенте), Рабочей группы по экономической безопасности при  правительстве РФ, других аналогичных  структур успеха не имели. Эти попытки были просто обречены на провал из-за отсутствия ясно сформулированных доктрин национально-государственных интересов, национальной безопасности.

     Статистика, свидетельствующая о резком ухудшении  экономической безопасности, подтверждает всю серьезность складывающегося положения. Экономическая преступность проникает во все отрасли экономики и бюджетной сферы, поражает все направления экономической реформы. Наиболее криминализированной сферой считается кредитно-финансовая система. А ведь именно по состоянию дел в области финансов государства принято судить об успехах в продвижении рыночных реформ. За первое полугодие 1994 г. в кредитно-финансовой сфере выявлено 5,5 тыс. экономических преступлений, что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом 1993 года.

     Экономическая безопасность включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении  ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии.

     Говоря  об экономической безопасности страны, необходимо иметь в виду широкий  спектр вопросов начиная с криминальных аспектов проблемы и кончая сложнейшими  проблемами, связанными с ее геополитическим порядком. Понятие экономической безопасности применимо к различным субъектам, как-то: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом.

     Во  внутриэкономической сфере безопасность связывается с природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, с внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

     Во  внешнеэкономической сфере экономическая  безопасность характеризует конкурентоспособность  страны на мировых рынках, устойчивость ее валюты, финансовое положение государства. В условиях открытой экономики в процессе вовлечения ее в мировое хозяйство ключевой проблемой становится экономическая независимость страны.

     В условиях кризиса встают вопросы  технологической, экологической, финансовой, валютной безопасности. Снижение уровня жизни и растущая безработица превращают проблему социальной защищенности граждан в проблему их социальной безопасности. Криминализация экономики ставит под удар их личную безопасность и правовую защищенность (безопасность) бизнеса от криминализации и коррупции.

     Внутренние  факторы, вызвавшие развал экономики, в контексте угроз экономической  безопасности страны никогда не исследовались, хотя их разрушительное воздействие  на все сферы хозяйства оказалось куда более масштабным, чем внешних. Например, отрицание (по идеологическим соображениям) наличия в стране разветвленной теневой экономики нанесло огромный экономический и нравственный ущерб обществу (это явление присуще нашей экономике в течение многих десятилетий, включая сталинский период).

     Следует отметить, что сегодня воздействие  внутренних факторов, ведущих к развалу  экономики, не только не приостановлено, а напротив, усилилось и продолжает нарастать. Однако, какими бы причинами  ни объяснялось кризисное состояние экономики, фактом остается то, что главная опасность находится внутри, а не за пределами России.

       Также не были учтены угрозы ослабления российской экономики, связанные с включением ее в мирохозяйственные связи, с внедрением иностранного капитала в страну, с интернационализацией организованной преступности, со стремлением иностранного капитала ослабить Россию как потенциального конкурента на мировых рынках. Таким образом, концепция экономической безопасности России должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент - рост эффективности экономики.

     Исходя  из этого можно сказать, что экономическая  безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.

     Непосредственную  опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. К таким угрозам можно отнести следующие:

-превращение российской экономики в объект политического противоборства политических элит, партий и движений;

-разрыв  хозяйственных связей по горизонтали  и вертикали, потеря управляемости  данными связями: это ведет  к снижению эффективности использования  ограниченных ресурсов, вызывает  глубокий спад производства и  инвестиций;

- деградация  технико-технологической базы хозяйства: темпы выбытия основных фондов в настоящее время составляют примерно 19%, а ввод в действие новых фондов не превышает 1%;

- безработица:  если российское правительство  решится на запуск механизма  банкротств предприятий, то это  будет означать переход от скрытой к открытой безработице, уровень которой может подняться до 15-20%;

- инфляция: это одна из самых острых  проблем.

     К другим видам внутренних экономических  угроз можно отнести: массовое уклонение  от налогообложения; монополизацию  российской экономики; криминализацию экономики и общества; крупные размеры внутреннего и внешнего долга; утечку валютных ресурсов.

     К внешним угрозам можно отнести  лавинообразное нарастание импортной  зависимости, чрезмерная открытость экономики, превращение России часто по собственной инициативе в нетто-экспортера природных ресурсов, ослабление ее позиций на рынках стран СНГ, опасность которого недооценивается российским руководством. Располагая значительным потенциалом природных ресурсов, Россия может и должна при необходимости использовать это обстоятельство в качестве рычага воздействия на своих зарубежных партнеров, инструмента реализации национальных интересов.

     Так поступали и поступают все  страны мира, располагающие аналогичными возможностями. В центр макроэкономической политики за истекшие годы правительство поставило преодоление дефицита госбюджета, установление контроля над денежной эмиссией, обуздание инфляции. Конечно, анализ и оценка проявленных тенденций по общепризнанным в мировой практике параметрам и критериям во многом условны не только из-за уникальности российской экономики в переходный период, но и из-за ее исторических тенденций.

Информация о работе Экономическая безопасность государства