Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 18:54, курсовая работа
В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура экономической безопасности государства………….4
2. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение…………….6
3. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……12
4. Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности...14
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы………………………………………………………………28
Ключевая функция государства состоит в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.
Обеспечение экономической безопасности - задача по самому своему существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.
Государственная
стратегия экономической
Разработка
стратегии экономической
Разработка
программы первоочередных мер по
обеспечению экономической
3. Нормативно
– правовая основа экономической безопасности
России.
Важнейшим
элементом государственной
Объектами экономической безопасности
Российской Федерации, в соответствии
с Указом, являются личность, общество,
государство и основные элементы экономической
системы, включая систему институциональных
отношений.
Без
обеспечения экономической
Государственная
стратегия экономической
1) характеристику
внешних и внутренних угроз
экономической безопасности
2) определение
критериев и параметров, характеризующих
национальные интересы в
3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Реализация
экономической государственной
стратегии должна осуществляться через
систему конкретных мер, реализуемых
на основе качественных индикаторов и
количественных показателей - макроэкономических,
демографических, внешнеэкономических,
экономических, технологических и др.
4. Оценки,
проблемы, способы обеспечения экономической
безопасности.
Оценки, проблемы, способы обеспечения экономической безопасности:
а) состояние экономической безопасности в России
б) финансовая стабилизация и экономическая безопасность
в) валютная безопасность страны.
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сферах экономики, политики, международных отношений. Наиболее зримые ее проявления связаны с нарастающими волнами экономической преступности, которая превратилась в предмет комплексного междисциплинарного научного анализа.
Попытки создания федеральных органов типа. Комитета по защите экономических интересов России (первоначально был создан при президенте), Рабочей группы по экономической безопасности при правительстве РФ, других аналогичных структур успеха не имели. Эти попытки были просто обречены на провал из-за отсутствия ясно сформулированных доктрин национально-государственных интересов, национальной безопасности.
Статистика, свидетельствующая о резком ухудшении экономической безопасности, подтверждает всю серьезность складывающегося положения. Экономическая преступность проникает во все отрасли экономики и бюджетной сферы, поражает все направления экономической реформы. Наиболее криминализированной сферой считается кредитно-финансовая система. А ведь именно по состоянию дел в области финансов государства принято судить об успехах в продвижении рыночных реформ. За первое полугодие 1994 г. в кредитно-финансовой сфере выявлено 5,5 тыс. экономических преступлений, что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом 1993 года.
Экономическая безопасность включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии.
Говоря об экономической безопасности страны, необходимо иметь в виду широкий спектр вопросов начиная с криминальных аспектов проблемы и кончая сложнейшими проблемами, связанными с ее геополитическим порядком. Понятие экономической безопасности применимо к различным субъектам, как-то: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом.
Во внутриэкономической сфере безопасность связывается с природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, с внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.
Во
внешнеэкономической сфере
В условиях кризиса встают вопросы технологической, экологической, финансовой, валютной безопасности. Снижение уровня жизни и растущая безработица превращают проблему социальной защищенности граждан в проблему их социальной безопасности. Криминализация экономики ставит под удар их личную безопасность и правовую защищенность (безопасность) бизнеса от криминализации и коррупции.
Внутренние
факторы, вызвавшие развал экономики,
в контексте угроз
Следует отметить, что сегодня воздействие внутренних факторов, ведущих к развалу экономики, не только не приостановлено, а напротив, усилилось и продолжает нарастать. Однако, какими бы причинами ни объяснялось кризисное состояние экономики, фактом остается то, что главная опасность находится внутри, а не за пределами России.
Также не были учтены угрозы ослабления российской экономики, связанные с включением ее в мирохозяйственные связи, с внедрением иностранного капитала в страну, с интернационализацией организованной преступности, со стремлением иностранного капитала ослабить Россию как потенциального конкурента на мировых рынках. Таким образом, концепция экономической безопасности России должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент - рост эффективности экономики.
Исходя из этого можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.
Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. К таким угрозам можно отнести следующие:
-превращение российской экономики в объект политического противоборства политических элит, партий и движений;
-разрыв
хозяйственных связей по
- деградация технико-технологической базы хозяйства: темпы выбытия основных фондов в настоящее время составляют примерно 19%, а ввод в действие новых фондов не превышает 1%;
- безработица:
если российское правительство
решится на запуск механизма
банкротств предприятий, то
- инфляция: это одна из самых острых проблем.
К другим видам внутренних экономических угроз можно отнести: массовое уклонение от налогообложения; монополизацию российской экономики; криминализацию экономики и общества; крупные размеры внутреннего и внешнего долга; утечку валютных ресурсов.
К внешним угрозам можно отнести лавинообразное нарастание импортной зависимости, чрезмерная открытость экономики, превращение России часто по собственной инициативе в нетто-экспортера природных ресурсов, ослабление ее позиций на рынках стран СНГ, опасность которого недооценивается российским руководством. Располагая значительным потенциалом природных ресурсов, Россия может и должна при необходимости использовать это обстоятельство в качестве рычага воздействия на своих зарубежных партнеров, инструмента реализации национальных интересов.
Так поступали и поступают все страны мира, располагающие аналогичными возможностями. В центр макроэкономической политики за истекшие годы правительство поставило преодоление дефицита госбюджета, установление контроля над денежной эмиссией, обуздание инфляции. Конечно, анализ и оценка проявленных тенденций по общепризнанным в мировой практике параметрам и критериям во многом условны не только из-за уникальности российской экономики в переходный период, но и из-за ее исторических тенденций.