Эффективность производства молока (на примере ОАО «Литвяны-Агро»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Среди основных задач курсовой работы можно выделить следующие:
1. Проанализировать значение, состояние и развитие отрасли молочного скотоводства в Республике Беларусь, а также мировые тенденции производства молока;
2. Охарактеризовать хозяйственную деятельность сельскохозяйственно-го предприятия — ОАО «Литвяны-Агро», его производственный и финансовый потенциалы;
3. Провести анализ валового производства молока в исследуемом хозяйстве, а также факторов, оказывающих на его влияние;
4. Выявить основные резервы увеличения производства молока;
5. Дать оценку эффективности выявленных резервов роста производства молока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА 5
1.1 Состояние и перспективы производства молока в Республике Беларусь 5
1.2 Сущность и экономические показатели производства молока 10
1.3 Условия и факторы, определяющие эффективность производства молока 12
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ОАО «ЛИТВЯНЫ-АГРО» 15
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Динамика показателей эффективности производства молока в ОАО «Литвяны-Агро» 20
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ОАО «ЛИТВЯНЫ-АГРО» 26
3.1 Улучшение кормовой базы и кормления скота 26
3.2 Резервы увеличения производства молока и снижение его себестоимости в ОАО «Литвяны-Агро» 28
3.3 Улучшения качества молока и его товарности 30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Молоко.doc

— 471.50 Кб (Скачать)

 

3.3 Улучшения качества молока и его товарности

 

С учетом имеющегося производственного потенциала и  анализа рынка, в том числе  за пределами республики, можно утверждать, что молочное скотоводство должно развиваться  в двух направлениях:

Первое — дальнейшее повышение продуктивности животных за счет максимальной реализации генетического потенциала, обеспечивающей эффективное ведение отрасли, формирование сырьевых ресурсов и экспортного потенциала.

Второе — выращивание и реализация племенного молодняка крупного рогатого скота на внешний рынок.

Наиболее реальный путь повышения рентабельности животноводства в современных условиях — максимальное использование генетического потенциала скота, применение малозатратных технологий производства и переработки продукции.

В животноводстве, в отличие от промышленности, основным средством производства, перерабатывающим сырье (корм) в конечную продукцию, являются живые существа. В связи с этим технология производства молока включает в себя две неотъемлемые составные части:

1. технологию содержания

2. технологию  обслуживания животных [21].

 К  настоящему  времени известны  три основные  элемента технологии содержания  крупного рогатого скота (система,  способ и метод содержания) и  столько же элементов технологии  обслуживания.   

 Важнейший из этих элементов — принцип обслуживания животных тесно связан со способом их содержания. Применяются индивидуальный, групповой и компромиссный — индивидуально-групповой принципы обслуживания.

 Способ обслуживания  животных также тесно связан  со способом их содержания и указывает на то, где производится обслуживание, — в местах содержания или на специальных постах обслуживания, которые могут размещаться в отдельных помещениях. Существует также комбинированный способ обслуживания, при котором часть операции выполняется в местах содержания, а остальные — на постах обслуживания.

Повышение качества продукции является одним из путей  наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей человека в полезных для  его организма пищевых продуктах. Это достигается путем выпуска продукции соответствующей номенклатуры и ассортимента, а также путем улучшения вкусовых достоинств каждого вида продукта.

В связи с  изменением спроса населения возникает  необходимость систематического обновления номенклатуры и ассортимента на основе создания и производства изделий новых видов. Так, для мясной и молочной промышленности большое значение имеет опережающий рост производства продуктов, готовых к употреблению (мясных полуфабрикатов, колбас и копченостей, консервов, быстрозамороженных блюд, кулинарных изделий, продуктов детского питания на мясной основе, кисломолочных продуктов, сметаны, творога, стерилизованного и пастеризованного молока, творожных изделий, сливок, детских молочных продуктов и т. п.). Вместе с тем, важной проблемой является улучшение биологической ценности, внешнего вида и вкусовых достоинств мясных и молочных продуктов, а также обогащение продуктов биологически ценными веществами, повышающими сочность, аромат, вкус, товарный вид.

Для характеристики и анализа изменения конкурентоспособности и качества продукции пользуются различными показателями, основные из которых подразделяются на две группы: полезность продукции и мера ее полезности.

Полезность  продукции, вырабатываемой в отрасли, определяется стандартами на готовую продукцию, которые регламентируют единые требования к уровню качества продукции, устанавливают ее пищевые, технические, технологические и эксплуатационные параметры, фиксируют качественные признаки сырья, материалов и полуфабрикатов, отражают методы испытаний, правила приемки, маркирования, упаковывания, транспортировки, хранения и эксплуатации.

Стандарты подразделяют на четыре категории: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты союзных республик (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).

При отсутствии стандартов разрабатывают технические  условия, рецептуры, образцы.

Если продукция  не отвечает указанным в стандарте  или технических условиях требованиям, то ее относят к некачественной и выпуск за пределы предприятий запрещают. Такая продукция является браком.

Для  оценки   меры  полезности   продукции   применяют единичные, комплексные и обобщающие показатели.

Единичные показатели конкурентоспособности  качества продукции характеризуют, как правило, одно из ее свойств. Например, белка в кормовой муке, жира или белка в молочных продуктах, сухих веществ в продукте и т. п.

Комплексные показатели качества продукции характеризуют  несколько ее свойств. К ним относят  сортность (высший, первый, второй, третий), категорию (I, II), балльность.

Показатели  сортности в молочной — качество сметаны, сыра, масла и др. Деление  продукции по сортам, как правило, основано на биологической ценности ее как  продукта питания или сырья для дальнейшей переработки.

Показатель категории используется лишь в мясной промышленности. Мясо по категориям соответствует определенной упитанности скота. В любой из этих категорий мясо, в зависимости от его биологической ценности, различно по сортам.

Обобщающие  показатели позволяют судить об изменении качества продукции по предприятию (объединению) или отрасли в целом. К ним относят удельный вес продукции, выпускаемой высшего сорта, в общем се объеме; удельный вес изделий, пользующихся повышенным спросом, в общем объеме данной группы продукции.

Для выявления  резервов повышения эффективности  производства и увеличения ее конкурентоспособности от улучшения качества продукции необходимо учитывать факторы, влияющие на свойства и степень полезности изделий. Их можно условно подразделить на две группы: организационно-технические и экономические.

К организационно-техническим  факторам относят повышение уровня механизации и автоматизации производства, совершенствование технологии и соблюдение технологической дисциплины, улучшение санитарно-гигиеничеокого состояния производства. Так, при механизации и автоматизации производства уменьшается возможность контакта обрабатываемого сырья или полуфабрикатов с окружающей средой, более строго выдерживается технологический режим. Наряду с этим, улучшаются санитарно-гигиенические условия производства, совершенствуются методы контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, поскольку применяются более надежные и точные приборы, позволяющие быстро определить изменение качественных показателей. Внедрение поточно-механизированных и автоматических линий с датчиками и средствами автоматического регулирования технологических параметров дает возможность уменьшить или даже исключить случаи нарушения технологического режима.

Совершенствование технологии производства обусловливает разработку более точных рецептур, технических условий и схем, производственных инструкций и т. п.

Соблюдение  технологической дисциплины означает соответствие действующих режимов обработки сырья установленной технологической инструкции, что обеспечивает выпуск высококачественной продукции.

Экономическими  факторами являются ритмичность выпуска продукции, повышение качества сырья, квалификации и стажа рабочих, совершенствование организации заработной платы и материального стимулирования, а также ценообразования, организации управления и планирования качеством продукции и пр.

Повышение качества продукции способствует росту эффективности производства в молочной промышленности, торговле и отраслях, потребляющих молочную продукцию (пищевая, хлебопекарная, кондитерская и т. д.).

Снижение брака  продукции не только повышает общую  выручку от реализации продукции, но и уменьшает затраты на ее переработку в менее качественную продукцию.

Качество молочной продукции отражается на рентабельности работы организаций. Так, при производстве продукции в фасованном и упакованном видах уменьшаются потери и снижаются затраты на хранение. В результате этого затраты организаций и их доля в торговых скидках уменьшаются, а доля прибыли в расчете на единицу продукции увеличивается. Поскольку фасованные и упакованные молочные продукты пользуются повышенным спросом у населения, растет объем розничного товарооборота, что приводит к увеличению прибыли, улучшению показателей использования основных и оборотных средств, повышению рентабельности предприятий и т. д.

Тенденция увеличения объема реализованной продукции  в натуральном и денежном выражениях способствует более эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, росту фондоотдачи и т. д.

Проблема повышения  конкурентоспособности и качества продукции решается на основе комплексного подхода к организации работы по повышению конкурентоспособности и качества продукции во всех звеньях агропромышленного комплекса. Это связано с тем, что определенные свойства продуктов, характеризующие качество, формируются на всех стадиях производства (научные исследования, проектирование, изготовление, транспортировка, хранение, техническое и материальное обслуживание и т. д.).

Комплексный подход представляет собой взаимосвязь организационных, технических, экономических, воспитательных и других мероприятий, методов и средств, направленных на достижение соответствующего уровня качества с максимальной экономической эффективностью, при которой достаточно полное удовлетворение постоянно меняющихся требований потребителей к свойствам готовой продукции достигается при минимальных, затратах.

При разработке новой и улучшенного качества продукции, основными задачами являются изучение и использование отечественной и зарубежной научно-технической информации, разработка и внедрение новых технологических процессов и методов контроля качества продукции и др.; при производстве — входной контроль сырья, материалов и оперативная работа с поставщиками, метрологическое обеспечение производства, контроль за работой технологического и энергетического оборудования, измерительных приборов и средств автоматики, за соблюдением технологического процесса изготовления продукции и требований нормативно-технической документации, качеством готовой продукции; проведение заводской и государственной, аттестации качества продукции; при сбыте — соблюдение условий транспортировки, порядка сдачи, приемки и хранения продукции; при потреблении — изучение спроса потребителей, сбор и анализ информации о качестве потребляемой продукции, подготовка рекомендаций по улучшению качества продукции.

От рационального  использования продукции производства зависит, с одной стороны, расширение отрасли животноводства, а с другой — рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Анализируя выполнение плана по использованию продукции животноводства, необходимо в первую очередь проверить, сочетаются ли в анализируемом хозяйстве рост уровня товарности и обеспечение внутренних потребностей предприятия, определить возможности повышения уровня товарности за счет более рационального использования продукции на производственные нужды.

В анализируемом  хозяйстве товарность молока по годам  приводится в таблице 3.11.

Таблица 3.11 — Производство и реализация молока в ОАО «Литвяны-Агро»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г.

Валовое производство молока, ц

2606

2664

3262

3398

3459

3953

Продано молока, ц

2295

2352

3209

3257

3259

3880

Товарность  молока, %

88,07

88,29

98,38

95,85

94,22

98,1


 

Уровень товарности – это отношение объема реализованной  продукции к объему ее производства в натуральном выражении или  в сопоставимых ценах.

Из таблицы  вытекает, что наивысшую товарность хозяйство имело в 2009 году — 98,38 %. В 2010 году она составила 95,85 %. Такой уровень товарности является низким и за счет этого хозяйство теряет часть выручки.

Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов. Важнейшими из них являются изменение объема производства продукции (VВП) и уровня товарности (УТ).

Поскольку VPП=VВП×УТ, расчет влияния факторов в анализируемом хозяйстве произведем одним из способов детерминированного факторного анализа. По данным таблицы 3.7 сделаем расчет способом абсолютных разниц:

 

Δ V РПвп=(VВПф-VВПпл) ×УТпл=(3459-3953)×0,981=-453 т;

Δ VРПут=(УТф-УТпл)× VВПф=(0,9422-0,981)×3459=-134,2 т.

 

Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.

 

Таблица 3.12 — Факторный анализ выполнения плана реализации продукции

 

Вид продукции

Объем производства продукции, т

Уровень товарности, %

Объем реализации, т

Отклонение  от плана, т

план

факт

план

факт

план

факт

Общее

в т.ч. за счет

объема производства

уровня товарности

Молоко

3953

3459

98,1

94,22

3880

3259

494

621

328

Информация о работе Эффективность производства молока (на примере ОАО «Литвяны-Агро»)