Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
В дипломной работе исследуется эффективность деятельности СООО «Торговый дом «Памакс», который включает в себя следующие этапы: эффективность использования трудовых ресурсов; состав затрат; анализ прибыли и рентабельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Понятие о организационно-экономические аспекты деятельности совместных предприятий 6
1.2 Основные элементы экономического механизма совместных предприятий 17
1.3 Правовое регулирование деятельности совместных предприятий 23
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАМАКС» 26
2.1 Характеристика финансового состояния предприятия 26
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов 32
2.3 Эффективность работы экономического механизма 39
3 РЕЗЕРВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 41
3.1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятия 41
3.2 Пути улучшения деятельности предприятия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Влияние на величину балансовой прибыли результатов от разных сфер деятельности СООО «Торговый дом Памакс» представлено в следующей табл. 2.3.
Таблица 2.3. Анализ состава и структуры прибыли в СООО «Торговый дом Памакс», 2007-2009
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
1.Прибыль (убыток) от реализации |
93 |
-205 |
190 |
-15 |
92,7 |
2. Внереализационные расходы |
118 |
56 |
214 |
158 |
382,1 |
3.Прибыль от внереализационных доходов и расходов |
-98 |
-28 |
-102 |
-130 |
364,3 |
4.Прибыль до налогообложения |
-8 |
-244 |
171 |
-73 |
70,1 |
5. Налог на прибыль |
45 |
10 |
39 |
29 |
390 |
6.Прочие налоги, сборы из прибыли |
4 |
4 |
-- | ||
7. Прочие расходы и платежи из прибыли |
1 |
1 |
-- | ||
8. Чистая прибыль |
-53 |
-254 |
44 |
-210 |
17,3 |
Данные таблицы показывают, что в анализируемом периоде тем роста чистой прибыли составил 17,3%, что составило 44 млн. руб. Также увеличились налоги и прочие сборы.
Для графического представления роста прибыли составим диаграмму 2.2.
Рисунок 2.2 - Чистая прибыль СООО «Торговый дом Памакс», 2007-2009 гг
Прибыль от реализации на в 2009 году составила 190 млн. руб., что на 15 млн. руб. больше, чем в предыдущем. Данные показатели говорят о положительной работе предприятия в сложной экономической ситуации в стране.
Высшим органом управления общества является общее собрание участников Общества.
Главным управленцем на предприятии СООО «Торговый дом Памакс» является генеральный директор. Он организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и других структурных подразделений данного предприятия направлений их деятельности на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства.
Генеральному директору в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (кадровая служба, финансовый отдел, бюро по маркетингу и рекламе и т.д.). Эти подразделения проводят свои решения через генерального директора, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения, как правило, не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Финансовый директор организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Определяет источники производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск и разрабатывает предложения по его уменьшению. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем.
Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, правильным расходованием денежных средств.
Отдел бухгалтерии состоит из 3 человек: главный бухгалтер, 2 бухгалтера.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии объединения, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объединения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору.
Бухгалтера непосредственно подчиняются главному бухгалтеру и выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных запасов, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово - хозяйственной деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливать к счетной обработке. Производить начисление и перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы персонала и других выплат и платежей. Подготавливать данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Отдел кадров занимается подбором и приемом на работу квалифицированных работников.
Коммерческий директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения товара, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Транспортный отдел осуществляет доставку сырья и товара, обеспечивает их надлежащую сохранность при перевозке.
Склад обеспечивает хранение, складирование и отпуск товарно-материальных ценностей, организацию погрузочно-разгрузочных работ.
Управления снабжения сырьём организует бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материальными ресурсами, заключает договора с поставщиками.
Отдел маркетинга осуществляет изучение рынка и прогнозирует его развитие, анализирует и разрабатывает наиболее эффективные методы продаж и рекламы, определяет конкурентоспособность продукции, организует рекламу в средствах массовой информации, организует и проводит выставки, ярмарки, презентации.
Таким образом, организационная структура управления предприятием СООО «Торговый дом Памакс» представляет собой многоступенчатую матричную структуру (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 - Организационная структура управления
Основная роль в деятельности предприятия принадлежит кадровому потенциалу на предприятии. Анализ обеспеченности предприятия кадрами представлен в таблице 2.4. В качестве плановых показателей взяты показатели штатного расписания на соответствующий период.
Таблица 2.4. Анализ обеспеченности кадрами в СООО «Торговый дом Памакс», 2008-2009 гг.
Категории |
2008 год |
2009 год | ||||
план |
факт |
+,- |
план |
факт |
+,- | |
Руководители |
5 |
3 |
-2 |
5 |
3 |
-2 |
Служащие |
15 |
15 |
- |
16 |
15 |
-1 |
Продолжение таблицы 2.4 | ||||||
Основные рабочие |
29 |
26 |
-3 |
30 |
28 |
-2 |
Вспомогательные рабочие |
8 |
7 |
-1 |
9 |
8 |
-1 |
Всего |
57 |
51 |
-6 |
60 |
54 |
-6 |
Анализ обеспеченности кадрами показал, что на данном предприятии недоукомплектованность кадров. Необходимо не только планировать общую численность персонала, но планировать мероприятия по привлечению на предприятие работников нужных профессий и квалификации.
Далее проведем анализ работников СООО «Торговый дом Памакс» по уровню образования (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Состав работников СООО «Торговый дом Памакс» по уровню образования, 2008-2009.
Уровень образования |
2008 год |
2009 год |
2008 г. к 2009 г. % | ||
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
Среднее |
8 |
15,6 |
9 |
16,7 |
112,5 |
Среднее специальное |
19 |
37,3 |
21 |
38,9 |
110,5 |
Неоконченное высшее |
13 |
25,5 |
12 |
22,2 |
92,3 |
Высшее |
11 |
21,6 |
12 |
22,2 |
109,0 |
Всего |
51 |
100,0 |
54 |
100,0 |
105,9 |
Анализ работников предприятия по уровню образования показал, что на данном предприятии работают достаточно квалифицированные работники. Уровень их образования повышается. Это является результатом реализации кадровой политики, направленной на приём на работу работников с высокой квалификацией и стажем работы. Далее проведем анализ работников СООО «Торговый дом Памакс» по возрастному составу (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Анализ работников СООО «Торговый дом Памакс» по возрасту, 2008-2009 гг.
Возрастные группы, лет. |
2008 год |
2009 год |
2008 г. к 2009 г. в % | ||
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
До 25 |
4 |
7,8 |
6 |
11,1 |
150 |
25-35 |
6 |
11,8 |
7 |
13,0 |
116,6 |
35-45 |
34 |
66,7 |
34 |
63,0 |
100 |
Окончание таблицы 2.6 | |||||
45-60 |
5 |
9,8 |
4 |
7,4 |
80 |
Старше 60 |
2 |
3,9 |
3 |
5,5 |
150 |
Всего |
51 |
100,0 |
54 |
100,0 |
105,9 |
Анализ показал, что основная доля работников предприятия имеет возраст от 35 до 45 лет. Доля молодых работников невысокая. На предприятии трудится большое количество пенсионеров.
На состояние кадрового потенциала огромное влияние оказывает постоянство его состава. Анализ движения персонала СООО «Торговый дом Памакс» представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7.Движение персонала в СООО «Торговый дом Памакс»
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2009 г. к 2008 г. в % |
1. Среднесписочная численность персонала, чел. |
51 |
54 |
105,9 |
2. Количество принятого на |
6 |
4 |
66,7 |
3. Количество уволенного с |
3 |
6 |
200 |
4. Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел. |
2 |
6 |
300 |
5. Количество работников, проработавших весь год чел. |
42 |
44 |
104,8 |
6. Коэффициент оборота по приему (п.2/п.1) |
11,8 |
7,4 |
62,7 |
7. Коэффициент оборота по |
5,9 |
11,1 |
188,1 |
8. Коэффициент текучести кадров (п.4/п.1) |
3,9 |
11,1 |
284,6 |
9. Коэффициент постоянства |
82,4 |
81,3 |
98,9 |
10. Коэффициент замещения (п.2-п. |
+5,9 |
-3,7 |
62,7 |
Примечание: источник – данные предприятия
Анализ таблицы показал, что в целом на предприятии сложился стабильный коллектив. Однако в 2009 году наметилась тенденция к увеличению текучести кадров. Необходимо провести анализ причин увольнения. Если ситуация сохранится, то в будущем предприятие будет испытывать трудности с квалифицированными, добросовестными работниками. Высокая текучесть кадров приведёт к снижению производительности труда и снижению прибыльности предприятия.
Далее, в таблице 2.8 проведем анализ использования рабочего времени в СООО «Торговый дом Памакс».
Таблица 2.8. Анализ использования рабочего времени в СООО «Торговый дом Памакс», 2007-2009 гг.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклонение | |
2008г.- 2007г. |
2009г.- 2008г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Календарное время |
365 |
365 |
365 |
||
2. Выходные и праздничные дни |
63 |
68 |
60 |
5 |
-8 |
3. Невыходы: |
|||||
- основные и дополнительные отпу |
36 |
37 |
38 |
1 |
1 |
- болезни |
12 |
14 |
16 |
2 |
2 |
- прогулы |
3 |
- |
2 |
-3 |
2 |
- прочие |
3 |
2 |
2 |
-1 |
|
4. Эффективный фонд рабочего времени, дней |
248 |
244 |
247 |
-4 |
3 |
5. Средняя продолжительность смены, часы |
7,92 |
8,2 |
8,3 |
0,28 |
0,1 |