Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа
В дипломной работе исследуется эффективность деятельности СООО «Торговый дом «Памакс», который включает в себя следующие этапы: эффективность использования трудовых ресурсов; состав затрат; анализ прибыли и рентабельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Понятие о организационно-экономические аспекты деятельности совместных предприятий 6
1.2 Основные элементы экономического механизма совместных предприятий 17
1.3 Правовое регулирование деятельности совместных предприятий 23
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАМАКС» 26
2.1 Характеристика финансового состояния предприятия 26
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов 32
2.3 Эффективность работы экономического механизма 39
3 РЕЗЕРВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 41
3.1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятия 41
3.2 Пути улучшения деятельности предприятия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней мере, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной.
В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот марш, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах. Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку совместные предприятия по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике государства, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых условиях для всех участников.
С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную самостоятельность создаваемых на территории государства СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности совместных предприятий, государство не может остаться безучастным зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность
СП на решение важнейших экономических и социальных задач текущего или перспективного значения. Иными словами, совместные предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики государства.
В отличие от местных предприятий в СП всегда объединяются интересы нескольких хозяйствующих субъектов, причем субъектов нескольких стран - национальных и иностранных компаний. Это, в свою очередь, определяет следующие особенности государственного регулирования деятельности СП [22, c. 21].
Во-первых, появляются ограничения
организационно-правового
Во-вторых, механизм объединения ресурсов и распределения прибылей при создании, деятельности и ликвидации предприятия несколько усложняется: появляется необходимость во ввозе на национальную территорию имущественного вклада иностранных партнеров, въезде представителей зарубежных компаний и иностранной рабочей силы, требуется рационально организовать систему трансфера за рубеж доходов и активов иностранного инвестора.
И, в-третьих, хозяйственные споры, возникающие между партнерами по СП, между СП и органами государственного управления принимающей страны, имеют международный характер.
В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала. При этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного предприятия. Чаще всего совместные предприятия возникают путем вовлечения иностранного капитала в деятельность по расширению масштабов производства и повышению эффективности уже функционирующих предприятий и объединений. Это делается либо через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал, либо посредством приобретения какого-то количества акций функционирующего предприятия, либо через покупку имущества фирмы.
При этом при создании СП задача отечественных предпринимателей состоит в квалифицированной оценке финансовых и научно-производственных возможностей партнера, состояние которых способно обеспечить применение новых технологий и вывести отечественные предприятия с готовой продукцией или полуфабрикатами на труднодоступный мировой рынок.
Возникшие таким путем СП, как правило, представляют собой инвестиционный контракт, заключенный партнерами по поводу сооружения капиталоемких объектов — гостиниц, офисов, промышленных предприятий или отдельных производств, предусматривающих использование оборудования иностранного инвестора. Договор о совместном предприятии предусматривает регулирование таких вопросов совместной деятельности, как определение масштабов производства, раздела и сбыта продукции, порядок выплаты налогов, систему управления и сроки сотрудничества.
Создание новых предприятий или значительное расширение существующих нередко требует крупных финансовых ресурсов, которых может и не быть у участников этого процесса. Тогда к делу подключаются иностранные банки. Они могут финансировать создание объекта от стадии проектирования до его пуска. Проектное финансирование давно применяется промышленно развитыми странами при сооружении предприятий в развивающихся государствах. Суть его состоит в том, что иностранное финансовое учреждение без гарантий местных правительств или банков предоставляет займы только жизнеспособным проектам, реализация которых обеспечит выплату займа и процентов по нему. Чтобы не оказаться в проигрыше, финансовые советники кредиторов проекта тщательно изучают
его экономические параметры и осуществляют контроль вплоть до окончания строительства. Это гарантирует финансовое обеспечение объекта в течение всего срока его сооружения и ускоряет завершение строительства.
В последнее время в мировой практике, особенно в Китае, получил распространение способ развития совместной деятельности предпринимателей разных стран в форме так называемых толлинговых операций. Толлинг представляет собой работу предприятий на давальческой основе. Суть ее состоит в том, что иностранная фирма заключает с заводом другой стороны толлинговый договор, согласно которому она финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода. Собственником произведенной из сырья продукции является иностранный кредитор, а завод не только возмещает затраты на переработку сырья, но и получает прибыль, а также возможность проникновения со своей продукцией на рынок иностранного партнера.
С организационной точки зрения совместные предприятия могут выступать в однозаводских и многозаводских формах. Среди однозаводских форм предприятий, принимающих участие в международных экономических отношениях, имеются малые, средние и крупные предприятия, а в группе многозаводских предприятий — тресты, комбинаты, концерны и другие производственные объединения. Но в настоящее время СП образуются преимущественно в разных однозаводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий. И это не удивительно, так как при подобных формах иностранный инвестор быстрее приспосабливается к условиям местного рынка и к тому же рискует небольшими масштабами своего капитала. При этом на выбор организационных форм совместного предпринимательства оказывают такие критерии, как сфера деятельности СП — промышленность, торговля и другие — и намечаемые масштабы производства. Сделанный выбор организационной формы имеет важное значение для привлечения иностранного инвестора, от которого зависят поставки оборудования, передача технологии и управленческого опыта.
В качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта СП имеют уставный фонд учредительного капитала, который образуется за счет первоначальных и дополнительных взносов их участников [22, c. 34].
Вклад в уставный фонд можно внести в виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме зданий, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Как правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и оборудования с перерасчетом последней в рубли по официальному валютному курсу на день подписания договора о создании совместного предприятия.
Совместные предприятия
отличаются друг от друга не только
видами вкладов, но и соотношением долей
собственности их участников. Это
также очень важный социальный аспект,
характеризующий особенности
Сформированный учредительный
капитал — это фундамент
Будучи хозяйствующими юридическими лицами, совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и функционируют на основе коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они самостоятельно разрабатывают и осуществляют программы производственной деятельности и организуют сбыт своей продукции.
Совместные предприятия сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство базирования не несет ответственности за результаты их деятельности. Но их имущество подлежит обязательному страхованию в страховых органах. Актуальной проблемой организации совместных предприятий стала разработка методов управления ими [6, c. 124].
Одна из важных сторон управления совместными предприятиями — разделение руководящих функций между партнерами. От него в большой степени зависит общий результат деятельности предприятия и обеспечение интересов каждого его участника. Поэтому они тщательно регулируют решение этой проблемы. Как правило, иностранные инвесторы требуют значительных полномочий при организации управления совместными предприятиями. Но в целом после завершения переговоров по указанной проблеме высшим органом совместного предприятия является правление, назначенное его участниками. Необходимой экономической предпосылкой организации эффективных совместных предприятий сейчас признается хорошее знание производственных и социальных возможностей национальной экономики, текущих и перспективных проблем развития процессов расширенного воспроизводства. Эффект получает тот, кто может
полнее судить о конкретном состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс международных экономических отношений.
Рассматривая вопрос об организации оптимальных совместных предприятий, надо учитывать тот факт, что она намечает решение задач, разных по своему производственному масштабу.
Народнохозяйственный аспект предполагает выяснение экономической целесообразности образования СП с точки зрения интересов всей национальной экономики, о нахождении наиболее эффективного включения их в народнохозяйственную структуру страны.
Достичь этой цели можно в том случае, когда формирование СП происходит на основе четко продуманной стратегии развития национальной экономики, а также связано с глубоким анализом производственного и коммерческого значения привлекаемых иностранных ресурсов для развития СП. Опыт Китая, Бразилии и некоторых промышленно развитых стран показывает, что хорошо продуманная и экономически обоснованная государственная стратегия формирования совместных предприятий есть необходимое условие их быстрого создания, а впоследствии и бесперебойного функционирования. Одновременно такая государственная стратегия становится незаменимым условием для ориентации заинтересованных иностранных предпринимателей в создании СП.
Государственный контроль
за процессом развития совместных предприятий
позволяет учитывать вид
Иностранные предприятия
бывают разные и по масштабам производства,
и по техническому оснащению, и по
финансовому обеспечению. Остановившись
на одном из кандидатов в партнеры
по СП, отечественное предприятие
должно досконально изучить возможност
При этом особое внимание следует обратить на отношение потенциального партнера к своим обязательствам, насколько можно ему доверять. Об имидже иностранного предпринимателя-совместника можно составить представление в ходе переговоров, интервью или других доступных источников.
Следует отметить, что
хорошее знание иностранного участника
совместного предприятия
Как известно, одна из главных экономических проблем состоит в выяснении соотношения форм собственности на предприятие и эффективности производства и связь с этим соотношением социального вопроса. Возникает эта проблема и в совместных предприятиях. Если трудовые отношения на национальных предприятиях регулируются местным законодательством, то на совместных предприятиях их нормы определяются условиями контрактов. Поэтому на СП могут возникнуть проблемы, порожденные различиями в оплате труда иностранного и местного персонала, а также в условиях работы и быта на этих предприятиях. Мировая практика свидетельствует, что различный подход партнеров к решению социальных проблем может осложнить экономическое сотрудничество. Но в то же время она показала, что функционирование совместных предприятий не привело к каким-либо крупным социальным потрясениям.
В заключение необходимо отметить, что для Республики Беларусь наличие иностранного партнера является отличительным признаком и обязательным условием при создании СП. В законодательстве РБ к числу СП относят предприятия с участием иностранных инвестиций без ограничения доли иностранного капитала в уставном фонде, за исключением предприятий со 100%-ным участием зарубежного инвестора (иностранные предприятия). ]
К основополагающим чертам СП относятся:
- финансовое участие партнеров;
- сохранение каждым из партнеров финансовой, организационной и юридической независимости;
- создание совместной единицы хозяйствования, обладающей юридической правоспособностью;
- относительное постоянство
юридических целей и воли
- осуществление партнерами-
- осуществление партнерами права на управление СП;
- распределение между
партнерами прибылей, а также
производственного и
- коллективная ответственность за эффективность работы. [10, с. 259]
- совместная работа
опирается на договорную