Эффективность деятельности совместного предприятия на примере СООО «Торговый дом «Памакс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:00, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе исследуется эффективность деятельности СООО «Торговый дом «Памакс», который включает в себя следующие этапы: эффективность использования трудовых ресурсов; состав затрат; анализ прибыли и рентабельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Понятие о организационно-экономические аспекты деятельности совместных предприятий 6
1.2 Основные элементы экономического механизма совместных предприятий 17
1.3 Правовое регулирование деятельности совместных предприятий 23
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАМАКС» 26
2.1 Характеристика финансового состояния предприятия 26
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов 32
2.3 Эффективность работы экономического механизма 39
3 РЕЗЕРВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 41
3.1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятия 41
3.2 Пути улучшения деятельности предприятия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Диплом по совместным предприятиям на примере Памакс.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

дипломной работы

«Эффективность  деятельности совместного предприятия  на примере СООО «Торговый дом  «Памакс»»

 

Объем работы 54 с., в том числе 4 рис., 11 табл., 23 наим. лит., 2 приложения.

 

Ключевые слова: совместное предприятия, эффективность, рентабельность прибыль,  расходы.

 

В  дипломной  работе  исследуется эффективность деятельности СООО «Торговый дом «Памакс»,  который  включает  в себя  следующие  этапы: эффективность использования  трудовых  ресурсов;  состав затрат; анализ прибыли и рентабельности.

В  результате  проведенного  анализа  деятельности СООО «торговый  дом «Памакс» предложены пути улучшения.

Методы исследования: системный подход и сравнительный  экономический анализ; методы статистических и аналитических  группировок  и таблиц, экономико-математические методы.

Результаты проведенного исследования рекомендованы к использованию  в практической деятельности СООО «Торговый  дом «Памакс».

Автор подтверждает, что приведенный в дипломной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сам термин «совместное  предприятие» возник по аналогии с  английским «Joint venture», которым обозначался этот тип предприятий на западе. По данным ученых, это обозначение возникло в Великобритании для определения объединений «Мерчант Венчерс», «Джентелмен Адвенчерс», занимавшихся торговлей в XVI и XVII вв. Первые совместные предприятия были созданы в эпоху так называемой свободной конкуренции. В XX веке совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения.

Термином «совместное  предпринимательство» в современной  западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. В более узком смысле совместное предпринимательство определяется как созданная двумя или более партнерами экономическая единица – предприятие, где обе стороны имеют помимо вклада в качестве денежного капитала право на принятие решений, влияющих на управление данным предприятием.

Совместное предприятие (СП) - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

Совместное предприятие - форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Совместные предприятия создаются и действуют на территории принимающей страны на условиях и в юридической форме, определяемых законодательством этой страны.

В современных   экономических  отношениях   между государствами используются различные формы совместного предпринимательства в  качестве альтернативы полному поглощению одной фирмы другой или их слиянию. Характерными чертами совместной предпринимательской деятельности являются следующие:  ряд экономически независимых производственных предприятий или торговых организаций создают совместную   организацию  с  целью координации конкретных  элементов  или отдельных проектов производства или сбыта, но сохраняют за собой свободу действий в других отношениях.

Организационная структура совместного предприятия зависит от стратегических целей материнских компаний. Каждая из компаний-партнеров также выбирает тот уровень участия в управлении совместным предприятием, который позволит ей лучше всего достичь поставленных целей.

Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. эффективность работы совместных предприятий в разы выше других видов предприятий.

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности СПООО «Торговый дом Памакс» и выявить пути совершенствования его деятельности.

Исходя из цели перед  автором стоят следующие задачи:

- рассмотреть основные  организационные особенности деятельности  совместных предприятий;

- проанализировать правовое  регулирование деятельности совместных  предприятия;

- на примере СООО  «Торговый дом Памакс» проанализировать экономический механизм деятельности совместного предприятия;

- исходя из проведенного  анализа предложить пути совершенствования.

Объект работы - экономический механизм деятельности совместного предприятия.

Предмет – деятельность СООО «Торговый дом Памакс».

Методы исследования: анализа и синтеза, нормативного и позитивного анализа, экономико-статистические, экспертных оценок.

Для написания дипломной  работы автором использовалась литература отечественных и зарубежных авторов  по анализируемой тематике, нормативные акты, а также отчетные данные предприятия.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты анализа деятельности совместных предприятий

1.1 Понятие о организационно-экономические аспекты деятельности совместных предприятий

 

 

Понятие «совместное предприятие» представляет собой широко известную в мировой практике форму экономического сотрудничества. Совместное предприятие (СП) - самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала независимыми друг от друга партнерами, резидентами разных стран, совместно владеющими им и пользующимися результатами его деятельности.

В условиях проведения экономической  реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли разнообразные формы собственности. Рядом с государственной появились частная собственность, реальная кооперативная собственность, акционерные предприятия, разного рода товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др.

Среди многочисленных новых  форм собственности определенное место заняли и совместные предприятия, призванные способствовать развитию отечественной экономики.

Совместные предприятия  — относительно новая организацион­но-социальная форма международного предпринимательства. В экономической литературе в большинстве случаев совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров [13, c. 18].

Реализация всех видов  продукции производится как в  стране базирования совместного  предприятия, так и за рубежом.

Следует отметить, что  в отечественной литературе можно  встретить понятия «совместное» и «смешанное» предприятие. Иногда их употребляют как тождественные. В отличие от такого подхода К.А. Семенов под «смешанным» (понимает отечественное предприятие, образованное двумя или несколькими хозяйствующими субъектами одной страны. Например, смешанными являются государственно-частные, муниципально-частные и другие национальные предприятия. Напротив, совместные предприятия — это хозяйствующие единицы, созданные собственниками разных стран.

Кроме совместных предприятий  появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат  иностранным владельцам (ИНП). Наконец, при написания данной работы следует обратить внимание и на то, что в нашей печати употребляется еще один, так сказать, родственный термин — предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Это понятие охватывает как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями. Но основную часть предприятий с зарубежными капиталовложениями составляют совместные предприятия.

Если рассматривать  социальную сущность таких предприятий, то необходимо отметить, что нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства разных собственников, то, казалось бы, что в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности.

В действительности происходит объединение двух форм собственности  и образование на их базе совместной формы собственности, совладельцы  которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими долю материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров или услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП.

Иными словами, совместные предприятия представляют собой  специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества [16, c. 71].

При создании СП преследуются определенные цели:

  • повышение конкурентоспособности продукта на рынке, отрасли в целом;
  • привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
  • использование передовой зарубежной техники и технологии;
  • использование торговой марки партнера для улучшения процесса сбыта и повышения конкурентоспособности;
  • приобретение опыта в сфере руководства кадрами и производственным процессом;
  • развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта;
  • улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера неизготавливаемых ими дефицитных материалов, комплектующих узлов и деталей ("отверточное" производство);
  • разделение коммерческого риска с иностранным партнером в случае финансового краха.

Одним из главных мотивов  создания СП иностранными партнерами является выход на новые рынки. Особо  отмечается возможность долгосрочного  использования потенциала национального  или регионального рынков, некоторых особенностей рынка и структуры сбыта. Не менее важным представляется краткосрочное использование рыночных возможностей (например, продажа дефицитных на данный момент времени потребительских товаров). Еще одна цель — сокращение издержек за счет перебазирования производства в страну партнера с использованием производственных преимуществ, в связи с более низкими затратами на персонал. Возможно также более длительное применение устаревающих на Западе технологий. Для определенных видов производств в Беларуси существуют более благоприятные законодательные условия, что также может сыграть определенную роль при принятии решения о создании совместного с Республикой Беларусь предприятия.

Конечно, нужно обязательно  учитывать, что иностранные партнеры ставят перед собой в первую очередь цели, отвечающие глобальным стратегиям фирм. Важна собственная презентация на ранее недоступных рынках. Одним словом, у зарубежных партнеров присутствует как производственно-экономическая, так и маркетинговая мотивация создания СП.

Кроме всего прочего, существуют и специфические мотивы, влияющие на принятие решения о создании СП:

  • национальные, когда инвесторами являются бывшие граждане этой страны или СП создается учредителями одной национальности;
  • личностные, если решение о создании принимается на родственных началах;
  • экологические, если решается задача выноса экологически вредных производств;
  • повышение престижа и другие социально-психологические стремления [23, c. 39].

Мотивы объединения  усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

  • стратегия на повышение эффективности производства;
  • стратегия на расширение операций;
  • стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
  • стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности.

Совместные предприятия  получили широкое распространение  во многих регионах мира, в том числе и в промышленно развитых странах. Этому содействуют существующие законодательные основы большинства государств, привлекают иностранный капитал на свою национальную территорию. Однако в каждой из заинтересованных стран, поощряющих приток зарубежных инвестиций, разработаны свои системы.

Так, в Норвегии действующее законодательство по созданию СП предусматривает приоритетное использование ими местных материалов и рабочей силы. В Испании организация  совместных предприятий разрешается при условии, если доля иностранного участника не превысит 50% общего капитала. В Турции законодательные нормы по организации СП поощряют частную собственность. В то же время в таких промышленно развитых странах, как Англия, Германия, Бельгия и Швейцария нет системы законодательного поощрения иностранных капиталовложений. Там исходят из принципа, что зарубежные инвесторы должны функционировать на общих основаниях с местными предпринимателями.

Информация о работе Эффективность деятельности совместного предприятия на примере СООО «Торговый дом «Памакс»