Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы является определение эффективности деятельности фирмы, а также анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основных принципов и путей повышения эффективности деятельности фирмы.
Первая глава посвящена теоретическим основам определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.
Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы.
Третья глава раскрывает перспективы повышения эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.

Содержание

Введение
1Теоретические основы определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.
1.1Цели и функции фирмы в рыночной экономике
1.2Сущность и виды эффективности деятельности фирмы
1.3Максимизация прибыли фирмы в условиях различных структур рынка
2Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины.
2.1Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины.
2.2Основные принципы и направления повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.
3Перспективы повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.
3.1Перспективы развития банков Украины.
3.2Пути повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.
Заключение
Список использаванной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

      Введение

      1Теоретические основы определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.

1.1Цели и функции фирмы в рыночной экономике

1.2Сущность и виды эффективности  деятельности фирмы

1.3Максимизация прибыли фирмы в условиях различных структур рынка

2Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины.

2.1Анализ эффективности предприятий банковской деятельности Украины.

2.2Основные принципы и направления повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.

3Перспективы повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.

    3.1Перспективы развития банков Украины.

    3.2Пути повышения эффективности работы предприятий банковской сферы.

    Заключение

    Список использаванной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

       Введение

      Актуальность  темы исследования. Фирма основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Она определяет деловую активность национального хозяйства.

      Каждая  фирма, начиная свою деятельность, обязана  четко представить потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

      Предметом данной работы является определение эффективности деятельности фирмы, а также анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.

      Целью данной курсовой работы является раскрытие  основных принципов и путей повышения  эффективности деятельности фирмы.

      Первая  глава посвящена теоретическим основам определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.

        Во второй главе проведен анализ  эффективности деятельности предприятий  банковской сферы.

        Третья глава раскрывает перспективы  повышения эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины. 

      1. Теоретические основы определения  эффективной деятельности фирмы  в рыночной экономике. 

      
    1. Цели и  функции фирмы в рыночной экономике
 

      Предприниматели создают в рыночной экономике  сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

      Конечной  целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

      В условиях несовершенной конкуренции  извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

      Характер  целевых установок предприятия  определяется состоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится  его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

      Цикл  жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью  на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс. Создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

      Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной  из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны  между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий  положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

      Процветающее  предприятие - это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1.1)

        

      Рис 1.1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия.

      Создание  ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объем продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.

      Основной  рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более, низкой цене, чем их конкуренты (конкурентно-способные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта); либо, придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация).

      Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в  своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий, ведут к падению эффективности.

      После того как конкурентная рыночная стратегия  определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т. е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

      Первый  этап планирования - анализ внешней  среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

      Второй  этап планирования - оценка возможностей фирмы действовать в этой среде (прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

      Третий  этап - выбор вариантов развития предприятия. Предпринимательский  сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. 
 
 
 

      
    1. Сущность  и виды эффективности  деятельности фирмы
 

      Процесс производства в любом предприятии  осуществляется принадлежащем взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда  и предметов труда. Используя наличные средства производства, персонал предприятия производит общественно полезную продукцию или оказывает производственные и бытовые услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого и общественного труда, а с другой — те либо иные результаты производства (деятельности). Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня их использования.

      Эффективность производства (деятельности фирмы) —  это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы (работников) за определенный промежуток времени.

      В зарубежной практике для выражения  результативности хозяйствования обычно применяется термин “производительность  системы производства и обслуживания”, под которым понимают эффективное использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, информации) при производстве разнообразных товаров и оказании услуг.

      Таким образом, эффективность производства и производительность системы —  это, в сущности, термины - синонимы, характеризующие одни и те же результаты деятельности. При этом следует добавить, что общая производительность системы является понятием более широким, чем производительность труда и прибыльность производства.

      Родовым признаком эффективности (производительности) служит достижение цели производственной или иной деятельности предприятия при наименьших затратах общественного труда и времени. В конечном итоге сущностное толкование эффективности деятельности как экономической категории определяется объективно действующим законом экономии рабочего времени, являющимся созидательной субстанцией богатства и мерой затрат, необходимых для его накопления и использования обществом. Именно поэтому повышение эффективности производства нужно признать конкретной формой проявления этого закона.

      Математически (в формализованном выражении) закон  экономии рабочего времени, отражающий механизм снижения затрат на производство продукции или оказания услуг, имеет  следующий вид: 

      Зс = min                                                                                 (1) 

     где Зс — совокупные затраты на производство продукции (оказание услуг) за перед  жизненного цикла товара;

     ПТ  — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство и потребление товара;

     ЖТ  — затраты живого труда, то есть заработная плата всех работников, приходящая на данный товар на той  или иной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (необходимый  и прибавочный труд);

     БТ  — затраты будущего труда;

     Эс.п  — суммарный (за нормативный срок службы) полезный эффект или отдача товара у потребителя.

Информация о работе Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике