Эффективность антимонопольной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность монополии и необходимость регулирования монопольного рынка 6
1.1 Причины возникновения и формы монополий 6
1.2 Оценка монопольной власти 10
1.3 Ценовая дискриминация 14
1.4 Возникновение антимонопольной политики………………………………………………...18
Глава 2. Антимонопольная политика РФ и основные пути ее совершенствования…………..22
2.1 Содержание антимонопольной политики 22
2.2. Регулирование монополий в России 26
2.3. Основные пути совершенствования законодательства в области государственного анти-монопольного регулирования 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория экономии Антимон.политика.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

В результате проведения акционирования и частичной приватизации электроэнергетики и газовой промышленности государство резко сократило свои управленческие функции в этих отраслях, передав их соответственно отраслевому холдингу РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», сохранив за собой лишь возможности участия в акционерном управлении этими компаниями. Для представления интересов государства в РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» были сформированы институты представителей государства в этих акционерных обществах — коллегии представителей государства в совете директоров. На железнодорожном транспорте управление по-прежнему осуществляет МПС, а сами железные дороги имеют статус государственного унитарного предприятий, осуществляющего коммерческую деятельность.[3]

Следуя выше сказанному, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа: монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию

 

1.2 Оценка монопольной власти

 

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса ста­новится единственным рыночным фактором, сдерживающим моно­польный произвол. Именно поэтому все отрасли естественной моно­полии регулируются государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как пра­вило, монопольная власть делится либо между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что по­зволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластич­ности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определя­ющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количе­ством фирм, она зависит от следующих факторов:[4]

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем больше количество фирм представлено на рынке, тем более эластичней будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы явля­ется той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем ана­лиза сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельно­сти конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополи­зирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

где H — показатель концентрации, pi — процентная доля на рынке.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придер­живаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захва­та большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут упасть почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и, соответственно, монопольные до­ходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной кон­куренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитывать­ся фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода кон­цернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкурен­ции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение наших монополистов.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины монополии. Среди них немалую роль играет уста­новление препятствий для вступления новых фирм на рынок. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным ви­дом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и Прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты для открытия нового предприятия и др.[5]

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка, получить которое до­статочно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возмож­ности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным сти­мулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную от­расль. И если отрасль не является естественной монополией (а боль­шинство наших российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления не­ожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше жела­ющих проникнуть в отрасль, например путем расширения производ­ства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополи­ста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не веч­ны. На поддержку государственных деятелей, выражающих их инте­ресы, монополисты тратят значительные средства, которые включа­ются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

Исходя из этого,  на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определя­ющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количе­ством фирм, она зависит от следующих факторов: эластичность рыночного спроса, количества фирм на рынке, воведение фирм на рынке.

 

1.3 Ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях моно­полии. Производя продукции меньше и по более высокой цене по сравнению с условиями чистой конкуренции, моно­полист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фир­ма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают про­дукцию по более низкой цене, чем остальные, мы имеем дело с практикой ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих усло­виях:[6]

— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, ко­торая может быть перепродана, как, например, телевизоры, холо­дильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискри­минации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры будут их тут же продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупа­телей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепро­даваться, сюда относятся прежде всего различного рода услуги, а также авиа- и железнодорожные билеты, которые можно использо­вать только с предъявлением паспорта. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эла­стичность спроса на которых также различна.

Предположим, что какая-то авиакомпания У продавала 1 млн авиабилетов на один и тот же маршрут по цене 500 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компа­нии составлял 500 млн руб. Однако в результате произошедших из­менений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена была повы­шена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось вдвое и составило 500 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 500млн руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказав­шихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

На рис. 1 графически изображена ситуация, когда рынок разде­лен на два отдельных рынка. Первый представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Спрос с их стороны поэтому относительно неэла­стичен. Второй рынок — это лица, для которых скорость не столь уж важна, при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании оди­наковы, различна только эластичность спроса.

 

Рис. 1. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки, D и MR — спрос и предельный доход фирмы на рынке 1, D1 u MR1 — спрос и предель­ный доход фирмы на рынке 2

 

Из рис. 1 видно, что при цене билета 1000 руб. ни один потреби­тель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если предоставить этой группе потребителей 50% -ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 250 млн руб. ежемесячно.

Ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополи­ста, с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в неко­торых странах ценовая дискриминация рассматривается как препят­ствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные Проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам:[7]

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль мо­нополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а це­на — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обще­ству, не производится. Количество выпускаемой продукции не дохо­дит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при дан­ном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монопо­лист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную техно­логам. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам мо­нополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разра­ботках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизиро­ванные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монопо­листы тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничиваю­щие монопольную власть.

В следствии, ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Ценовая дискриминация может проводиться при следующих усло­виях: покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

 

 

1.4 Возникновение антимонопольной политики

 

Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Информация о работе Эффективность антимонопольной политики государства