Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Содержание

Введение:
1. Монополия: понятие, сущность и виды.
2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
3. Задачи и цели антимонопольных органов.
4. Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

док.docx

— 33.92 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение:

  1. Монополия: понятие, сущность и виды.
  2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
  3. Задачи и цели антимонопольных органов.
  4. Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Монополия: понятие, сущность и виды.

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

С точки зрения рыночной структуры

С точки зрения рыночного  поведения

С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует  уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

монопольно высокими ценами

ограниченной готовностью  монополии к инновациям.

Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы –  антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие  более детально.

Итак, можно привести следующие  признаки монополии:

Монополистический рынок  представлен одним продавцом  и множеством покупателей.

Производимая продукция  является уникальной (то есть отсутствуют  товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок  фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования  таких барьеров, к примеру:

Крупные размеры предприятий  и экономия от масштабов производств.

Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

Монопольное право собственности  на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого  блага (к примеру, бриллиантов).

При естественной монополии  значение имеют сами условия производства и характер блага.

Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами  за счёт большого бюджета и масштабов  предприятия в целом.

Сложность в получении  полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия –  это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны  монополии, базирующиеся на владении уникальными  природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия –  это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему  мнению, является определение простой  монополии, то есть монополии, которая  в каждый конкретный момент времени  продаёт свой продукт по одной  и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько  последствий монополизации, на которые  я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:

недопроизводство товаров

завышение цен

предприятия-монополисты  не получали высокой монопольной  прибыли.

х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Роль государства в  регулировании рыночной экономики.

Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

Определяя направления государственного регулирования, мы должны отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур.

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических  преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических  реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим  комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию  на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции.

Несмотря на относительно небольшой срок существования российского  конкурентного законодательства, в  истории его создания можно выделить несколько этапов.

1. Начальным этапом считается  принятие в 1991 г. Закона РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках». Закон  о конкуренции определил основные  положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной,  политики, направленной на предупреждение  и пресечение злоупотребления  хозяйствующими субъектами доминирующим  положением на соответствующих  товарных рынках, формы недобросовестной  конкуренции, а также пределы  допустимой экономической концентрации  производства и сбыта.

2. Второй этап — формирование  конституционных основ конкурентного  законодательства. Новая Конституция  Российской Федерации, принятая  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г., гарантировала единство экономического  пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых  средств, поддержку конкуренции,  свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

3. Третий этап в развитии  конкурентного законодательства  начался в ноябре 1994 г. и связан  с принятием нового Гражданского  кодекса Российской Федерации.  Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

4. Четвертым этапом в  развитии конкурентного законодательства  можно считать создание ряда  новых направлений Закона о  конкуренции.

А. Ценовое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к  отдельным сферам хозяйственного оборота.

5. Пятый этап связан  с отменой монополии внешней  торговли, либерализацией экспортно-импортной  деятельности, которые потребовали  обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап — формирование  законодательства о защите конкуренции  на рынке финансовых услуг,  так как российское конкурентное  право нельзя было бы считать  достаточно полным, если бы оно  не охватывало такой важной  сферы, как рынки банковских, страховых  и иных услуг, связанных с  пользованием денежными средствами  юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории  законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к  середине 1999 г. его формирование в  основном завершилось. Сегодня можно  с полным основанием утверждать, что  в стране складывается новая комплексная  отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Об остроте проблемы свидетельствует  практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений  на создание новых хозяйственных  объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов  деятельности;

установление запретов и  иных ограничений на вывоз и продажу  товаров из одного региона в другой;

выдачу хозяйственным  субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;

предоставлять отдельным  хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.

Информация о работе Антимонопольная политика государства