Изучение спроса и предложения молока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть эластичность спроса и предложения, а также кривые их изменений.

Эластичность - это изменение одной переменной в связи с изменением другой, выраженных в процентах, с помощью данного понятия можно узнать, как изменение факторов рынка, влияет на его адаптацию. Эластичность определяет, на какую величины изменится объем сбыта, после изменения цены, поэтому она имеет большое значение для продавцов (производителей).

Содержание

Введение (4 стр.)

1.Общее понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изучение спроса на молоко. (5-9 стр.)

2.Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изучение предложения на молоко. (10-14 стр.)

3.Равновесная цена. Равновесный объем. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на молоко.

4.Эластичность спроса и предложения. Виды. Практическая значимость. Определение эластичности молока.

5.Издержки производства. Выручка. Прибыль. Расчет издержек производства, выручки и прибыли на молоко.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

   1) избыточный спрос, когда количество  благ, спрашиваемых на рынке, превышает  количество предлагаемых. Признаками  такого положения служат сокращение  товарных запасов (т. е. тех  фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

   2) избыточное предложение, когда  количество благ, предлагаемых на  рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения - рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.

   На  графике подобные ситуации выглядят следующим образом:

   Р

   

   Если  рыночная цена превышает равновесное  значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект—производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

   На  графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни  рыночные условия изменяются очень  быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:

   1.Уменьшение  спроса под влиянием неценовых  факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.

   

   2.Увеличение  спроса под влиянием неценовых  факторов повышает равновесную цену и объем предложения.

   

   3.Уменьшение  предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.

   

   4.Увеличение  предложения под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.

   

   

 

   На  примере молока равновесие достигнуто в точке Е при пересечении  кривых S и D.

    Ре = 27 рублей ----- равновесная цена.

    Qе = 7 млн. упаковок------- равновесный объем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      4. Эластичность спроса и предложения. Виды. Практическая значимость. Определение эластичности молока

   В экономике широко распространено использование  процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность .

   Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

   Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

   Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

   Относительное (процентное) изменение  объема спроса = ld

   Относительное (процентное) изменение  цены

   Процентное  изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

   Рис. 7 Относительное изменение величины спроса и цены.

   

   Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

   q=a—Ьр,  где q—величина  спроса,

   р—цена, а и b—константы.

   Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть  так:

   Эластичность = bp / (а — bp).

   Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель  формулы эластичности стремится  к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

   

   Рис.3 Эластичность в различных  точках кривой спроса.

   ПРАВИЛО 1. Чем больше у  товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

   Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится  при любой цене. А спрос на оливковое  масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно

                                         Виды эластичности.

   Эластичность  спроса по доходу.

   Реакция величины спроса на изменение в цене—наиболее  общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку).

   Эластичность  спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены товара в этот конкретный момент не меняются. Обозначим доходы до и после изменения как Y1 и Y2. Формулу средней точки для эластичности спроса по доходам можно выразить следующим образом:

   Эластичность  процентное изменение

   Спроса Ly=(Q2-Q1)/(Q1+Q2) = величины спроса

   По  доходам (Y1-Y2)/(Y1+Y2) процентное изменение

   величины  дохода

   Известно, что товары бывают нормальные (высшего  качества) и низшие (низкого качества). Численное значение эластичности по доходам тесно связано с этими  понятиями. Повышение доходов ведет к повышению спроса на нормальные товары. Эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (величины ее могут принимать любые значения от 0 до +оо), поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Если Ly>1 товары являются эластичными по доходу, если Ly<1 товары являются неэластичными по доходу. Наоборот, для товаров низкого качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса, т. е. Ly<0. Поскольку здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, эластичность спроса по доходам на товары низкого качества отрицательна.

   На  эластичность спроса по доходам также  влияют некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене. Достаточно вспомнить, что быть нормальным товаром  или товаром низкого качества не является его внутренним свойством. Такое подразделение товаров зависит от наличия их субститутов и отношения к ним потребителя. По мере роста доходов потребители часто, переходят на потребление товара с известной торговой маркой (“фирменного”), товар же местного производства уже расценивают как низший.

   Рассмотрим  факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля (рис. 4).

    Рис.4 Кривые Энгеля

   При построении кривых Энгеля, в отличие  от кривых спроса и предложения, ценовой  параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который  предъявляется спрос—по вертикальной.

   Кривая  на рис. 4 отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.

   Кривая  на рис. 4(6) характерна для эластичных (Ly>l) товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже Y'. Если доход достигает величины Y', то по мере роста Y приращения QDx значительно превосходят приращения Y, и кривая резко поднимается вверх.

   Кривая  на рис. 4(в) описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины Y", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QD подобных товаров сокращается.

   Знание  эластичности отдельных товаров  по доходу очень важно для прогнозирования  потребительского спроса, поскольку  при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных и сократят потребление некачественных товаров. Если экономика переживает подъем и средние доходы потребителей возрастают, то отраслям, производящим товары с Ly>1 предстоит расширение, а отрасли с Ly<0 могут столкнуться с серьезными трудностями.

   Перекрестная  эластичность спроса.

   Иногда  важно знать, как меняется количество товара X1, на которое предъявляется спрос (например, рыба), при изменении цены другого товара Х2 (говядины). Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены с помощью перекрестной эластичности спроса, определяемой следующим образом:

   L(Х1,Х2)= процентное изменение величины спроса QD на товар Х1

   процентное  изменение цены Рх на товар Х2

   Формула средней точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменатель—процентное изменение цены некоторого другого товара.

   Понятие перекрестной эластичности применимо  либо для товаров-заменителей, либо для взаимодополняющих товаров.

   Для товаров-заменителей изменения  Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит в одном направлении: снижение цены товара Х2 вызывает снижение QD товара X1, а рост цены Х2 приводит к увеличению QD товара X1. Значит, для товаров-заменителей значения Lx1x2 всегда положительны и теоретически могут изменяться от 0 до +оо.

   У взаимодополняющих товаров изменения Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит в обратных направлениях: увеличение Рх товара Х2 вызывает сокращение QD товара X1. Поэтому для товаров, дополняющих друг друга значение Lx1x2 всегда отрицательны и могут меняться от — оо до 0.

Информация о работе Изучение спроса и предложения молока