Измерение бедности и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Проблеме бедности всегда уделялось огромное внимание. Массовая бедность как социальное явление возникло еще в древности, вместе с неравенством в распределении богатств. В социальных науках и общественной жизни бедность оценивается как социальное зло. Зло ее заключается в том, что она есть преступление общества.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………..………….3
Измерение бедности………………………………………………..……..6
Методы борьбы с бедностью…………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………...29

Работа содержит 1 файл

бедность2003.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Немалая роль в деле установления международных социальных стандартов принадлежит Международной организации труда (МОТ), которая является специализированным учреждением ООН, ответственным в области разрешения и урегулирования международных трудовых и социальных проблем…

…Новый этап в российской правоприменительной практике реализации международных норм связан с принятием впервые по данному вопросу специального постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Конституционный Суд  РФ, учитывавший и ранее нормы  МОТ, стал ныне обосновывать свои решения  также нормами Конвенций МОТ, не ратифицированных в России.

Важное для нас положение  содержится в «Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества» (Принята 31.05.2007 Постановлением 28-6 на 28-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) , в пункте 2.2. «Совершенствование системы заработной платы» предусмотрено установление размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума.

Россия не является сильно отстающей страной в области  правового регулирования социального  обеспечения по отношению к другим странам Европы. Многие положения, закрепленные в различных международных актах, урегулированы и законодательством России, однако в отношении социальной помощи малоимущим гражданам в частности, и в области борьбы с бедностью в общем, требуется проделать довольно большую работу. Решить данную проблему позволит разработка унифицированного законопроекта о государственной социальной помощи, направленного на упорядочение социальной помощи малоимущим слоям населения. Анализируя рассмотренные нормативные акты можно обобщить содержащиеся в них основные положения.

1. Каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень,  включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное обслуживание, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Нищета в любом  месте является угрозой для  общего благосостояния.

3. Расширение социального  обеспечения с тем, чтобы обеспечить  основной доход для всех нуждающихся в такой защите.

4. Системы обеспечения  дохода должны уменьшать нуждаемость  и предотвращать нищету путем  восстановления до приемлемых  размеров дохода, утраченного по  причине нетрудоспособности (включая  старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.

5. Установление минимального  размера оплаты труда не ниже  уровня прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета).

6. Обеспечение любому  лицу, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получение необходимой помощи.

В России, цели оказания государственной социальной помощи сформулированы в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Государственная социальная помощь оказывается в целях:

1) поддержания уровня  жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

2) адресного использования  бюджетных средств;

3) усиления адресности  социальной поддержки нуждающихся граждан;

4) создания необходимых  условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

5) снижения уровня социального неравенства;

6) повышения доходов  населения.

Формулировка указанных  целей в российском законодательстве достаточно спорная. Проанализируем их по порядку. Первая цель - поддержание уровня жизни малоимущих семей. Логичнее было бы добавить к данной формулировке – достойного. Вторая цель - адресного использования бюджетных средств аналогична третьей цели и относится более к бюджетному законодательству, более того, бюджетные средства должны использоваться на цели, предусмотренные законодательством. Третья цель – усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан также не относится к целям социальной помощи, поскольку, во-первых, в том виде, в котором она оказывается в настоящее время, такая помощь предоставляется достаточно большому кругу получателей и в довольно слабой мере отражает какую бы то ни было адресность, а во-вторых, постановка данной цели вовсе не обязательно, поскольку уже первой целью формируется круг получателей, и при введении уточненного определения малоимущих необходимость в ее выделении отпадает. Четвертая цель также не имеет отношения к государственной социальной помощи, поскольку относится более к целям организации социальных органов, а не к отдельному виду их деятельности. Снижения уровня социального неравенства цель, которую действительно нужно закрепить в рамках данного закона. И, наконец, шестая цель - повышения доходов населения достигается в большей мере за счет установления минимальной заработной платы и пенсий на уровне хотя бы прожиточного минимума. Более точно она может быть сформулирована как обеспечение доходов населения на уровне прожиточного минимума.

Цели создания государственной  социальной помощи на международном  уровне и в России отличаются. Если все страны ратифицировали конвенции о минимальном оплате труда, то мы платим не в трудной жизненной ситуации, а просто, когда зарплата ниже прожиточного минимума – в этом основное отличие и феномен государственной социальной помощи в России.

Итак, мы видим, что на международном уровне сложилось  определенное представление о социальной помощи малоимущим, предусмотрены минимальные  гарантии бедным слоям населения, тем  не менее, основные, подробно регламентирующие различные виды пособий и помощи законы, создаются непосредственно каждым государством, исходя из своего уровня экономического и правового развития. Предпосылки для борьбы с бедностью путем оказания государственной социальной помощи на международном уровне имеются, осталось их грамотно реализовать с учетом особенностей нашего государства.»

Статья опубликована в журнале «Научный вестник»,май 2010.

Заключение

Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной  из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Неудовлетворение минимальных потребностей человека считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В основе официально принятого  в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.

Особой проблемой для  современной России является стремительная  феминизация бедности, которая приводит к тому, что в бедности живут  несовершеннолетние дети. Атмосфера жизни в бедности может отложить отпечаток на дальнейшую жизнь детей, способствовать дальнейшей трансляции. Одна из новых групп риска – семьи, в составе которых имеются безработные. Безработица в России – принципиально новое явление в социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х гг. и данный фактор сильно влияет на изменение профиля бедности. Безработица представлена различными категориями населения. Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой  выделяют обездоленность.  Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся – нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить и уже поглощает низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Поэтому можно считать, что бедность – это не только минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из  поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.

Сложившаяся в стране модель бедности – это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение – низкого уровня социальных трансфертов. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Курс экономической теории: учебное пособие.З-е изд., перераб.и доп. / рук-ль авторского коллектива и науч.редактор проф. А.В. Сидорович. - М.: изд-во «Дело и сервис» 2007.

2. Экономика: Учебник.3-е  изд., перераб. и доп. / Под ред.  д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003.

3. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова,  Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред.  И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4. Н.П. Попов «Как измерить бедность»// Журнал "Мир измерений"N3, 2008.

5. Т.А. Федотовская  «Проблема бедности в современной  России»// Аналитический вестник  Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№  20 (213).

6. Бондарь Н.Н., Терлиженко  А.И. Социальная политика в  РБ: Учеб. пособие. Мн.: 2005.

7.  Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности: Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.

8. . Елисеева, И.И. Социальная  статистика/ под ред. И.И. Елисеевой- 3-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2002 г.

9. «Российский экономический  журнал», - №7, 2000 г.

10. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы/ Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999

11. Чернина Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества //Н.В. Чернина//Социологические исследования-1994-№4-с.56

12.Е.Журавлёва ст. «Бедные люди в богатой стране» журнала «Дом солнца» (сайт http://www.sunhome.ru/journal/133565 ),2010 г.

13.Г.Бовт ст. «За чертой» газеты «Аргументы и факты»,2012г.

14.Д.Кожевников  ст. «Правовые основы борьбы с бедностью в международных актах» журнала «Научный вестник» (http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/01/03/) 2010г.

 


Информация о работе Измерение бедности и методы борьбы с ней