Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа
Проблеме бедности всегда уделялось огромное внимание. Массовая бедность как социальное явление возникло еще в древности, вместе с неравенством в распределении богатств. В социальных науках и общественной жизни бедность оценивается как социальное зло. Зло ее заключается в том, что она есть преступление общества.
Содержание
Введение………………………………………………………..………….3
Измерение бедности………………………………………………..……..6
Методы борьбы с бедностью…………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………...29
Статья опубликована в журнале «Дом солнца». Дата публикации: 30.12.2010
Методы борьбы с бедностью |
Многие страны ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.
Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.
Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:
В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского Правительства. Правительства декларировали необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.
В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.
Для более точного и систематического наблюдения за всеми социальными процессами Программой развития Организации Объединенных Наций с 1995 г. готовятся по Российской Федерации и другим странам СНГ ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала. Для определения общего уровня социального развития на основе человеческого потенциала в докладах используется так называемый индекс человеческого развития, который все чаще в нашей стране начинает использоваться не только исследователями, но и политиками и позволяет проводить любые международные сопоставления и проводить классификацию стран.
Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.
Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.
Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоактивной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.
Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:
Если задача совокупных доходов семьи в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как одного из показателей бедности является сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище, гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.
Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».
При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом. Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.
Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.
Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые действительно являются бедными. В результате действительно беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная, долговременная бедность.
Известный политолог Георгий Бовт рассуждает о том,что такое бедность и как с ней бороться.
«Минфин РФ предложил пересмотреть подходы к расчёту уровня бедности. Эта инициатива уже вызвала шквал негативных комментариев.
Минус три миллиона?
Якобы Минфин придумал, как без затрат выполнить поручение президента Владимира Путина по преодолению бедности - просто считать по-другому, чтобы бедных оказалось меньше, а не помогать людям материально. Для этого Минфин и думает перейти по некоторым позициям потребительской корзины от индивидуального расчёта необходимых товаров и услуг к расчётам общесемейным. Ботинки, к примеру, - позиция индивидуальная, а квартира или холодильник - семейная. Некоторые эксперты даже подсчитали, что при таком подходе к формированию минимальной потребительской корзины власти удастся вычеркнуть из списка бедных (сейчас, по официальной статистике, бедными признаются более 18 млн человек, или 12,8% населения) два-три миллиона.
Надо сказать, что такие угрозы можно углядеть. Минфин ссылается на мировую практику и пишет, что понятие «прожиточный минимум» (ПМ) «используется для очень широкого круга целей, часто не взаимосвязанных», что в мировой практике существует не одно понятие «прожиточного минимума» или «порога бедности», а целый «набор параметров, используемых при соцподдержке», и предлагает оставить «прожиточный минимум только для социальных целей». Но мы на своей шкуре знаем, как у нас умеют лучшие общемировые идеи так применить, чтобы всем стало тошно. Вот почему всполошились и комментаторы, и серьёзные учёные.
Семейная корзина
На днях в Высшей школе экономики авторитетные эксперты социальной сферы обсуждали тему по направлению «Уровень и качество жизни». Их выступления многое объяснили. Деление позиций потребительской корзины на индивидуальные и семейные не так уж и плохо. Л. Овчарова, директор Независимого института социальной политики (НИСП), объяснила, что отсутствие у нас сегодня такого деления «не учитывает экономии на размере семьи. Семья из четырёх человек несёт расходы за одну квартиру на четверых, в то время как в прожиточном минимуме заложены расходы для каждого индивида, и т. д.». А Татьяна Малеева, директор Института гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ), пояснила, что «при переходе на помощь домохозяйствам (а не каждому члену семьи по отдельности. - Г. Б.) серьёзно изменится и региональная картина оказания помощи, в частности, Северный Кавказ уже не будет основным получателем, произойдёт перераспределение в пользу других регионов»...
На уровне выживания
Эксперты рассказали, что, к примеру, социальное пособие в США для одного человека составляет 10,4 тыс. долл. в год, но для семьи из двух человек оно увеличивается только на 3,6 тыс. долл. (и на столько же для каждого последующего члена неблагополучной семьи). Это называется шкалой эквивалентности, которую используют все приличные страны. Наши эксперты предостерегают, что при действительно назревшем переходе на такую шкалу (причём у нас она планируется мягче, чем в Европе или в Америке) надо одновременно использовать и мировой опыт, когда скрупулёзно высчитываются различные слои бедности. К примеру, под бедными понимают в мире (и выделяют им пособие) и тех, кто не может, скажем, вовремя и без морения детей голодом платить взносы по ипотеке, не может раз в год проводить недельный отпуск вдали от дома, что тоже считается не роскошью, и так далее. А в Великобритании помогают не только бедным семьям, но и юридическим лицам, работающим в бедных районах…
Сейчас в мире принято учитывать и бедность по доходам, и относительную бедность по сравнению с возможностями сограждан. Борьбе с последней уделяется особое внимание. В том числе и потому, что именно она может породить у человека или у группы населения ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими и влиять на мятежные настроения народов. Социологи разных стран составляют перечни признанных обществом потребностей, отсутствие которых у граждан позволяет зачислять их в бедняки. К примеру, в ЕС этот перечень включает в себя такие пункты: «поддерживать тепло в доме», «автомобиль», «оплачивать вовремя ЖКУ, кредиты», «стиральная машина», «телевизор», «недельный отпуск вдали от дома».
Есть надежда, что совместные
усилия публицистов и учёных заблокируют
возможность вульгарного исполь
В странах, у которых мы списываем законы, политика направлена на то, чтобы потребитель имел больше возможностей ходить в магазины. Чтобы человек непрерывно покупал товары, и это позволяло бы мануфактурам работать, зарплату людям платить, а эту зарплату они бы несли в магазины… Вот почему они там зорко смотрят, чтобы народ шёл за кредитами. На том вся экономика держится в обществе потребления. У нас экономика покоится на трёх других китах: нефть, газ, металлы.»
Статья опубликована в газете «Аргументы и факты».Дата публикации:20.06.2012
Так же своё мнение высказал Кожевников Дмитрий Евгеньевич- магистр юриспруденции, аспирант кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии.
«В начале XXI в. значительно возросла роль международных норм в решении социальных проблем в различных странах мира. В центре внимания мирового сообщества стала борьба с нищетой и связанные с ней реформы социального обеспечения .
Предупреждение, борьба и ликвидация бедности осуществляется путем целого комплекса мероприятий в тесном их взаимодействии и взаимодополнении: экономических, социальных, политических и правовых, причем последние занимают одно из важнейших мест, поскольку создают систему общеобязательных норм и предписаний, которые устанавливаются от имени публичной (государственной) власти, а несоблюдение этих предписаний карается этой же публичной властью в форме юридической ответственности. При этом в любом социально ориентированном государстве и обществе практически все нормы права должны быть прямо или косвенно нацелены на социальное благополучие членов общества, будь то нормы трудового, социального, уголовного, налогового или же административного законодательства.
Однако изучение любого внутригосударственного правового явления необходимо начинать с точки зрения международных установлений, существующих в той или иной области, так как любое цивилизованное общество (государство) нельзя рассматривать изолированно от мировой цивилизации в целом . Действительно, неуклонное развитие и совершенствование за последние столетия международных отношений привело к возникновению качественно новых видов правового сотрудничества в рамках мирового сообщества. Одним из таких правовых феноменов, бесспорно, является международное право, которое закрепило многие передовые принципы в самых различных сферах общественных отношений, а с другой стороны стало придавать международным отношениям гуманную, цивилизованную форму. Несомненным также является и тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права оказывали и оказывают существенное влияние на развитие и совершенствование систем и права отдельных государств.
В современной системе международно-правовых источников регулирования сферы социального обеспечения целесообразно выделить два их уровня, обусловливающих распространение и функционирование международных норм в данной сфере.
На общемировом уровне это, прежде всего, акты ООН и МОТ, в которых закреплены основные универсальные и специализированные правовые нормы, касающиеся социального обеспечения.
На международном региональном уровне сложились свои подсистемы правовых норм социального обеспечения, среди которых для России в качестве правовых ориентиров выступают акты СНГ, Совета Европы и Европейского сообщества. Все большее общественное внимание привлекает Европейский кодекс социального обеспечения, его история создания, сфера применения, основное содержание и практика реализации. Этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей .
Информация о работе Измерение бедности и методы борьбы с ней