Издержки производства и пути их снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности издержек производства, структуры и пути их снижения.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и дать понятие издержек производства;
рассмотреть структуру и виды издержек производства;
исследовать издержки производства в различные периоды деятельности фирмы;
провести анализ соотношения затрат и прибыли;
выявить пути снижения издержек производства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

На рисунке 1.5 в) показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3) .

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода.

 

     15

Раздел 2. Влияние  издержек на прибыль.

2.1 Анализ соотношения  затрат и прибыли

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать  решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки. [12.C.65]

Под критической понимается та точка  объема производства, в которой затраты  равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также  «мертвой», или точкой безубыточности.

Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.

Метод уравнения.

В качестве исходного уравнения  для анализа принимают следующее  соотношение выручки, издержек и  прибыли:

Выручка — переменные затраты —  постоянные затраты = прибыль.

Если выручку представить как  произведение цены продажи единицы  изделия и количества проданных  единиц, а затраты пересчитать  на единицу изделия, то в точке  критического объема производства будем иметь вид (формула 2.1):

              (2.1)

Исходя из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки (формула 2.2):

                         (2.2)

где Qкр. — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

                                                                                                                                                       16 

            Р — цена единицы продукции;

VС — удельные переменные  затраты на единицу продукции;

FС — постоянные расходы.

Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует  продать свою продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы  на единицу продукции — 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

500 • Х - 300 • Х - 70 000 = О

200 • Х = 70 000

Х = 350

Таким образом, при продаже 350 ед. изделий  предприятие достигнет точки, в  которой прибыль и убытки равны.

Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:

350-500= 175 000 ден. ед.

CVP-анализ может быть использован  для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой  величины прибыли. Предположим  в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.

В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат (формула 2.3):

Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль   (2.3)

500 • Х = 300 • Х + 70 000 + 40 000

200-Х= 110000

X = 550

Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении.

550 • 500 = 275 000 ден. ед.

Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений. [12.C.66]

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую

               17 

очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия.

Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода (формула 2.4):

        (2.4)

где: d— относительный уровень  удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);

(1 - d) — относительная маржинальная  прибыль на единицу объема  реализации.

В нашем примере маржинальная прибыль  на единицу составляет

500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности  равна 70 000 / 200 =350ед.

Графический метод дает наглядное представление о СVР-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты — объем производства — прибыль».

В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (рис.2.1).

 

 

Рис 2.1. График поведения затрат, прибыли и объема продаж.

 

                                                                                                                                           18

По вертикали откладываются  данные об издержках и доходе, по горизонтали — количество единиц продукции. Порядок построения графика  следующий:

1. Чтобы нанести на график  линию переменных расходов (VС), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и A.

2. Чтобы нанести линию постоянных  расходов (ТС), отметим на оси ординат  точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.

3. Чтобы нанести на график  линию выручки (ТR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.

Критическая точка (точка перелома) образуется в месте пересечения линии выручки ОД и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.

Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая  образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.

Проекция точки К на ось абсцисс  дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг). Проекция точки К на ось  ординат дает критический объем  производства в стоимостном измерении.

Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы:

1. Предприятие может получить  прибыль (выручка за минусом  постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации  продукции большего объема, чем  критическая точка К.

2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ГС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.

3. Точка пересечения кривой постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.

4. С повышением цен на производимую  продукцию минимальный объем  производства, который соответствует критической точке, уменьшается, а при снижении цены — возрастает.

    19

5. С увеличением постоянных расходов  минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.

6. Сохранение безубыточного объема  производства при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства.

При проведении CVP-анализа условно  принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и  надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия.

В заключении подведём итог, что же такое CVP-анализ(анализ критической точки). Итак, СVP-анализ – взаимосвязь затрат, объёма производства и прибыли, позволяющая сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли. Так же анализ критической точки может быть использован для определения объёма реализации, необходимого для получения нужной величины прибыли. Так же нужно отметить, что CVP-анализ будет нагляден если построить комплексный график «затраты - объём производства - прибыль»

 

 

2.2 Пути снижения издержек  производства

Как уже отмечалось, в условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве- трудовых и материальных

Так, значительную долю в структуре  издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России — 13—14%, развитых стран — 20—25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда  можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования.

    20

Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия, фирмы приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения  производительности труда имеет  надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального  их использования. На первый план здесь  выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Информация о работе Издержки производства и пути их снижения