Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:15, доклад

Описание работы

Основой стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности и сбалансированности внешнеполитических и торгово-экономических направлений.
Ключевым приоритетом внешнеэкономической политики республики определены страны-соседи, стратегическим союзником – Россия. Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывающим Республике Беларусь практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Работа содержит 1 файл

Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, 2010 г.docx

— 122.98 Кб (Скачать)

- Соглашение о  единых мерах нетарифного регулирования  в отношении третьих стран;

- Соглашение о  порядке введения и применения  мер, затрагивающих внешнюю торговлю  товарами, на единой таможенной  территории в отношении третьих  стран;

- Соглашение о  правилах лицензирования в сфере  внешней торговли товарами.

С 6 июля 2010 г. Республика Беларусь начала применять Договор  о таможенном кодексе Таможенного  союза и связанные с его  действием международные договоры государств-членов ТС и решения Комиссии Таможенного союза.

При этом на территории Республики Беларусь действуют и  нормы национального законодательства, но в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза.

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 года. Протоколом к  данному Соглашению предусмотрена  возможность применения нулевой  ставки НДС при экспорте товаров  в другие страны Таможенного союза  вне зависимости от того, будет  облагаться налогом на добавленную  стоимость или льготироваться ввоз таких товаров в эти страны.

В соответствии с  указанным Соглашением Президентом  Беларуси 13.09.2010г. были подписаны декрет № 7 и указ № 477, в результате чего общеустановленные в Республике Беларусь льготы по косвенным налогам  были распространены в отношении  товаров, ввозимых из России, в том  числе в отношении лекарственных  средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.        

 Указом Президента  Республики Беларусь от 11.04.2011 №  135 «О внесении дополнений и  изменений в Указ Президента  Республики Беларусь от 28 августа  2006 г. № 535» расширяется перечень  освобождаемых от НДС лекарственных  средств при ввозе на таможенную территорию Беларуси.  Данный Указ предусматривает значительное расширение перечня лекарственных (ветеринарных) средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Беларуси. Действие Указа распространяется на товары, в отношении которых обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникла с 1 сентября 2010 года.

Республикой Беларусь также приняты меры по отмене неравных условий ввоза некоторых категорий  российских товаров, а именно:

- отменена норма  белорусского законодательства, исключавшая  льготный режим налогообложения  при ввозе с территории Российской  Федерации российских легковых  и некоторых видов легких коммерческих  автомобилей (микроавтобусов). Меры  предусмотрены Указ Президента  Республики Беларусь от 04.04.2011 г.  № 130 «О внесении изменений  и дополнений в некоторые указы  Президента Республики Беларусь»  Действие Указа в этой части  вступает в силу с  01 мая 2011 года. Указом от 04.04.2011 г. № 130 внесены соответствующие изменения в Указ Президента Беларуси от 24.11.2005 г.№ 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь». 

-  отменено повышенное налогообложение при ввозе российского сахара-белого на территорию Беларуси.  Указом  Президента РБ от 27.12.2010№ 681 «О внесении изменений в указ президента РБ от 21.06.2007 № 287» с 01.01.2011 г. понижена ставка НДС с 24% до 10% при реализации на территории Беларуси и при ввозе на таможенную территорию республики сахара-белого.        

 В торгово-экономических  отношениях со странами СНГ  и дальнего зарубежья  Республика Беларусь применяет различные ограничительные меры, вызванные стремлением защитить отечественных производителей от конкуренции со стороны продукции иностранных товаропроизводителей.

Так, отменив лицензирование и квотирование ввоза табака, табачных изделий, рыбы и рыбопродукции, Беларусь ввела эквивалентные им меры – институт специмпортеров, который призван сохранить существующие ограничения, как по ассортиментному перечню товаров, так и по объемам ввоза. Позже институт специмпортеров был введен и в отношении ввозимых в страну алкогольных изделий.

В 2010 г. Беларусь частично сняла ограничения на импорт рыбы на свой рынок, разрешив свободный ввоз морской рыбы. Вместе с тем, в соответствии с указом Президента Беларуси от 21.04.2010 г. № 194 за государством осталось исключительное право на осуществление импорта  пресноводной рыбы, продуктов переработки рыбы и морепродуктов.

Импортеры этих продуктов  определяются по итогам открытых конкурсов, проводимых специальной межведомственной комиссией. Организационно-техническое  обеспечение деятельности межведомственной комиссии закреплено за Министерством  торговли. К участию в конкурсе  допускаются компании, выполнившие ряд требований, касающихся условий импорта и хранения рыбы. Так, одним из обязательных условий является наличие собственных или арендованных холодильных камер, складских помещений, специального собственного или арендованного автотранспорта, а также собственной сбытовой сети на территории республики.

Следует отметить, что администрирование в рамках действующего института специмпортеров дополняется в Беларуси и мерами налогового характера. Так, в республике с 2007 г. быливведены дифференцированные ставки акцизов в зависимости от стоимости табачных изделий: продукция низкого и среднего ценового сегмента была обложена «щадящими» ставками акцизов, а верхнего ценового сегмента, не производимая в Беларуси, - наиболее высокими ставками.

В 2009-2010 гг. Нацбанком Беларуси были сделаны определенные послабления в установленном порядке расчетов по импортным контрактам:

-разрешено осуществлять  предоплату по импорту за счет  собственных валютных средств,  полученных от экспорта товаров  (т.е. экспортоориентированным предприятиям, работающим на иностранном сырье);

-разрешено проведение  авансовых платежей по внешнеторговым  операциям за счет полученных  от белорусских банков или  нерезидентов кредитов в иностранной  валюте (на практике такие кредиты  не выдаются, либо предоставляются  под крайне невыгодный процент);

-коммерческим банкам  разрешено проводить авансовые  платежи в адрес российских  контрагентов в рамках закупок  для государственных нужд.

В IIIквартале 2010 г. белорусские власти вновь пошли на определенную либерализацию сохраняющихся ограничений на авансирование импорта. Своим письмом от 01.09.2010 г. № 31-14/244 Нацбанк Беларуси разрешил коммерческим банкам проводить авансовые платежи по контрактам, общая сумма денежных обязательств импортеров по которым не превышает 5 тыс. евро в эквиваленте.

В начале 2011 года были отменены запреты на проведение авансовых  платежей по внешнеторговым договорам  в пользу субъектов хозяйствования Российской Федерации и Республики Казахстан (Письмо Национального банка  Республики Беларусь от 16 марта 2011 № 31-16/75 «Разрешение на проведение импортерами  авансовых платежей в пользу резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан»).

В 2010 году в Беларуси  применялись меры, затрудняющие приобретение российских товаров в системе госзакупок. Так, товарам, произведенным белорусскими предприятиями (в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г.     № 224, вошли шифер, керамическая плитка, сантехника керамическая, железобетонные и бетонные изделия, строительные смеси, окна и др.), предоставлено конкурентное преимущество при их поставках строительным организациям в виде освобождения от участия в процедурах закупок, т.е. в отличие от российских товаров аналогичная продукция белорусских производителей избавлена от временных и дополнительных материальных затрат и может за счет этого фактора  быстрее дойти до конечного потребителя.

Остался без изменений  и механизм закупок на конкурсной основе  товаров (по установленному перечню)  по согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, решения которой являются обязательными для исполнения конкурсными комиссиями. Данная Комиссия при наличии в республике производства аналогичных товаров, как правило, рекомендует заказчикам ограничить торги участием в них отечественных товаропроизводителей или лиц, предлагающих товары белорусского происхождения.

Указом Президента Беларуси от 01.09.2010 г. № 451 Министру здравоохранения  было предоставлено право при  необходимости оперативных закупок  принимать решение о государственных  закупках лекарственных средств, изделий  медицинского назначения и медтехники без установленных законодательством процедур закупок.

Значительные ограничения  для участия иностранных производителей, в т.ч. российских, в процедурах государственных  закупок на территории республики были введены постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 23.06.2010 г. № 960. Так, закупки товаров, страной происхождения которых является иностранное государство, осуществляемые для обеспечения обороноспособности и безопасности Беларуси (закупки войсками, воинскими формированиями вооружения, военной техники и работ по их ремонту, модернизации, техническому обслуживанию, закупки вещевого имущества и продовольствия), а также закупки иностранных сельскохозяйственных товаров (продукции, сырья и продовольствия) допускаются только в случаях, когда такие товары не производятся на территории Республики Беларусь или производятся в недостаточном количестве.

Обоснование отсутствия или недостаточности производства товаров возложено на заказчика, который для получения соответствующей  информации может обратиться в государственный  орган, осуществляющий регулирование  и управление в отрасли, к которой  относится производство закупаемого  товара, в Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен МИД Беларуси либо в Белорусскую торгово-промышленную палату.

Постановлением  Совета Министров Беларуси от 23.06.2010 г. № 960 утвержден также перечень из 50 видов товаров, которые заказчик вправе закупать с применением  упрощенной процедуры – из одного источника, при этом в качестве источников определены только белорусские товаропроизводители (140 организаций). Так, в соответствии с указанной процедурой швейные изделия можно закупить у 26 белорусских предприятий, мебель – у 29 предприятий, обувь – у 19 предприятий, лекарства – у 8 предприятий, автобусы и грузовые автомобили – только у ОАО «Минский автомобильный завод».

В начале 2011 года были отмечены решения, улучшающие условия  доступа российских товаров к  системе госзакупок. В частности, распространена единая преференциальная поправка в виде уменьшения цены конкурсных предложений на 10 процентов на все товары (работы, услуги) происхождения Российской Федерации при оценке конкурсных предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) произведенные организациями общественных объединений инвалидов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2011  № 100 «О перечне республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2011 год и внесение изменений и дополнения в некоторые постановления Совета министров Республики Беларусь).  Ранее эта преференция применялась только в отношении товаров (работ, услуг) произведенных организациями общественных объединений инвалидов и происходящих из Республики Беларусь.

Уменьшению доли импорта товаров должны способствовать и импортозамещающие производства, которые созданы в республике в соответствииГосударственной программой импортозамещения на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Совета Министров Беларуси от 24.03.2006г. № 402).Программой ставилась задача повысить технический уровень производств, которые обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции по цене и качеству, с вытеснением аналогичных импортируемых товаров. 

Господдержка отдельным  проектам Программы предоставлялась  путем применения системы льготного  кредитования (с компенсацией разницы  банкам за счет средств бюджета) приоритетных импортозамещающих производств, а  также создания преимуществ в  получении кредитов для инвестиций в оборудование, закупки современных  технологий.

Наряду с перечисленными видами господдержки, которые снижали  налоговое бремя и, таким образом, увеличивали собственные оборотные  средства предприятий на их развитие и модернизацию, предоставлялись  специальные адресные налоговые льготы предприятиям, осваивающим производство новой продукции. Так, в соответствии с указом Президента Белоруссии от 09.06.2005 г.  № 262 при поставке резидентами свободных экономических зон импортозамещающих товаров на внутренний рынок республики к ним применялась половина действующей ставки НДС и не взимались таможенные пошлины и налоги в отношении использованных в производстве сырья, материалов, комплектующих иностранного происхождения.

Справочно:постановлением Совета Министров Беларуси от 06.03.2010 г. № 315 утвержден перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок. В перечень на 2010 г. включены товары по 390 позициям, из которых 103 будут включены в перечень импортозамещения в 2011 году.

Информация о работе Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь