Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:15, доклад

Описание работы

Основой стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности и сбалансированности внешнеполитических и торгово-экономических направлений.
Ключевым приоритетом внешнеэкономической политики республики определены страны-соседи, стратегическим союзником – Россия. Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывающим Республике Беларусь практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Работа содержит 1 файл

Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, 2010 г.docx

— 122.98 Кб (Скачать)

Внешнеэкономическая политика

Итоги внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь

Основой стратегии  Республики Беларусь на международной  арене является принцип многовекторности и сбалансированности внешнеполитических и торгово-экономических направлений.

Ключевым приоритетом  внешнеэкономической политики республики определены страны-соседи, стратегическим союзником – Россия. Российская Федерация является основным торгово-экономическим  партнером Беларуси, оказывающим  Республике Беларусь практическую поддержку  на международной арене. Строя отношения  с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально  важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Строительство Союзного государства Республики Беларусь и  Российской Федерацией осуществляется на основе Договора о создании Союзного государстваи Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений.

Целью Союзного государства  является формирование единого экономического пространства, которое должно обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, равные права  граждан.

Достижение указанной  цели осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических  и социальных задач.

В рамках данного  сотрудничества осуществляется разработка ежегодных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, создается  объединенная система военно-технического обеспечения, вырабатывается совместная политика в области науки и  техники, инновационной сфере, экологической  безопасности.

Наряду с этим ежегодно формируется бюджет Союзного государства, в рамках которого разрабатываются  и реализуются союзные программы.

Кроме участия в  строительстве Союзного государства  Беларусь развивает политические, экономические, научные и культурные связи со странами СНГ.

Активное участие  Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает  основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. В настоящее время  ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором появляется потребность в новых гранях сотрудничества.          Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана в рамках ЕврАзЭС позволяет существенно углубить процессы интеграции, активизировать торгово-экономическое сотрудничество стран-партнеров, сделать таможенные правила и процедуры более рациональными и эффективными в плане достижения общих экономических интересов, а также сформировать общую внешнеторговую политику. Отмечается, что для Республики Беларусь Таможенный союз предоставит возможность расширить доступ на рынки России и Казахстана.

Приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь также является Европейский союз. В настоящее  время Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической и экономической  сферах.

Определены взаимные интересы в сферах трансграничного  сотрудничества, транзита, энергетики, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия.

Наиболее эффективно торгово-экономические связи республики Беларусь развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки.

Наработанные политические контакты наряду с экономическим  ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают  предпосылки для наращивания  торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

Особое место  в системе белорусских внешнеэкономических  приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские  отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение  взаимных интересов по всему спектру  вопросов двустороннего сотрудничества.

На качественно  новый уровень вышли отношения  Республики Беларусь со странами Латинской  Америки. Активно выстраивается  белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами  региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении  деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов.

В результате углубления отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки, формирования дальней внешнеполитической дуги своих  союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый  уровень с данными странами.

Немаловажное значение придается республикой широкому взаимодействию Беларуси с различными международными организациями.

В частности, осуществляется сотрудничество с Международным  валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ), Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР). Республика Беларусь также входит в состав страновой бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы республики в бреттон-вудских учреждениях.

Сотрудничество  Республики Беларусь с Всемирным  банком осуществляется в рамках Стратегии  сотрудничества Всемирного банка с  Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. Принятие данного документа позволило активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для республики.

На фоне активизации  отношений с Евросоюзом в сотрудничестве с ЕБРР в 2009 году также наметились положительные изменения.

После активно проведенных  в 2009 году переговоров с ЕБРР и  основными странами-акционерами  Совет директоров утвердил новую  Стратегию по Беларуси, по-прежнему учитывая сложный характер политических отношений в сотрудничестве с  Евросоюзом и США. Принятый документ в целом соответствует интересам  Беларуси по расширению кредитно-инвестиционного  сотрудничества. Новая стратегия  предусматривает возможность участия  ЕБРР в проектах в государственном  секторе экономики, что ранее  не рассматривалось.

Всего в 2009 году по Программе микрокредитования ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США.

В целом объем  внешней торговли  товарами  и  услугами  Беларуси за I  полугодие 2010 г. составил 29153,6 млн. долларов  США,  в  том  числе  экспорт – 13381,4 млн. долларов США, импорт – 15772,2 млн. долларов США. К уровню I полугодия 2009 г. из расчета в фактических ценах объем внешней торговли товарами и услугами  товарооборот  республики составил 119,6%, экспорт – 125,5%, импорт – 115,1%. Сальдо внешней  торговли  товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 2390,8 млн. долларов США (что, по оценке белорусских специалистов, составляет 10,1% ВВП). 

В I полугодии 2010 года Республика Беларусь так и не смола  решить проблему дефицита торгового  баланса. В частности, правительству  страны не удалось реализовать план по привлечению иностранных инвестиций, заручиться поддержкой традиционных и  новых кредиторов.

Позицию торгового  баланса в определенной степени  улучшил экспорт услуг, который  по сравнению с 1 полугодием 2009 года вырос на 34,3%.

 

Внешняя торговля Республики Беларусь в 2010 году

 

По  данным  Белстата объем  внешней торговли товарами за 2010 год составил 60 млрд. долларов, в том числе  экспорт – 25,2  млрд.  долларов,  импорт – 34,8  млрд.  долларов. 

Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с 2009 годом из расчета в фактических  ценах увеличился на 18,4%, или на 3,9 млрд. долларов, импорта – на 22%, или  на 6,2 млрд. долларов.

В 2010 году  наблюдалось  увеличение  стоимостных  объемов  внешнеторговых  операций в основном за счет повышения  средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению с  2009 годом  средние  цены  экспорта  возросли  на 15,5%,  импорта –  на 13,3%. Их увеличение обеспечило 65% прироста стоимостного объема импорта  товаров  и  86,3%  прироста  экспорта.  Физический  объем экспорта увеличился на 2,5%, импорта – на 7,7%.

По итогам 2010 года сформировалось отрицательное  сальдо  внешней торговли  Беларуси в  размере 9642,3 млн.  долларов.  За 2009 год  величина отрицательного  сальдо  составляла 7264,8 млн. долларов.

Из  общего  объема  экспорта  республики  на  долю  России  приходилось  38,9%,  остальных  стран  СНГ – 14,6%,  стран  ЕС – 30,1%,  остальных  стран –  16,4%.  Импорт  из  России  составил 51,8%  общего  объема  импорта,  остальных  стран СНГ – 7%, стран ЕС – 21,6%, остальных стран – 19,6%.  В 2010 году зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со  187  странами  мира.  Товары  поставлялись  на  рынки 156  государств,  импортировалась продукция, произведенная в 174 странах.

Основными  торговыми  партнерами  республики  в 2010 году  являлись: Россия – 46,4% от всего объема товарооборота, Украина – 7,4%, Нидерланды –  5,1%,  Германия – 4,7%,  Китай – 3,6%,  Польша – 3,3%,  Венесуэла – 2,4%,  Соединенное Королевство – 2,2%, Латвия – 1,7%, Италия – 1,6%. 

Существенное  увеличение  экспортав 2010 году  по  группе  товаров энергоносители,  сырье,  материалы  и  комплектующие было вызвано  значительным  ростом  стоимостного  объема  поставок  на внешний рынок  калийных  удобрений (на 869  млн.  долларов),  черных  металлов (на 205,4  млн.  долларов),  шин (на 117,6  млн.  долларов),  частей  и принадлежностей  для  автомобилей  и  тракторов (на 96  млн.  долларов), капролактама (на 76,3  млн.  долларов),  проводов  изолированных  и  кабелей (на 55,8  млн.  долларов),  лесоматериалов  необработанных (на 55,3  млн. долларов),  тары  пластмассовой   (на 52,7 млн. долларов).

Увеличение  поставок  на  внешний  рынок  инвестиционных  товаров произошло  в  результате  роста  стоимостных  показателей экспорта автомобилей  грузовых (на 399,8 млн. долларов), тракторов и седельных тягачей (на 162,8 млн.  долларов),  автомобилей,  предназначенных  для перевозки 10  и  более  человек  (на 73,3  млн.  долларов),  дорожной  и строительной  техники (на 46,1  млн.  долларов),  металлоконструкций  из  черных  металлов (на 22,9  млн.  долларов), машин  и  механизмов  для  уборки  и  обмолота  сельскохозяйственных  культур  (на 16,8 млн. долларов), вычислительных машин для автоматической обработки информации (на 12,9 млн. долларов).

Экспорт  продовольствия  увеличился за счет  роста  стоимостных  объемов  поставок  молока  и  сливок  сгущенных  и  сухих   (на 203,2  млн.  долларов),  сыров  и  творога (на 173,4  млн.  долларов),  сахара  белого (на 120,2  млн.  долларов),  говядины (на 94,2  млн.  долларов),  свинины   (на 71,6 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 54,8 млн. долларов),  масла сливочного (на 46,2 млн. долларов). 

Рассматривая структуру  импорта Беларуси, следует отметить, что  в 2010 году  в  страну было  ввезено энергоносителей,  сырья,  материалов  и  комплектующих   на  сумму  25,4 млрд.  долларов,  или  на 22%  больше,  чем  за 2009  год. 

Импорт  непродовольственных  товаров  увеличился  за  счет  роста  поставок на внутренний рынок автомобилей легковых (на 320,5 млн. долларов),  телефонных  аппаратов (на 71,4  млн.  долларов),  телевизоров  цветного  изображения (на 44,1 млн. долларов), бытовых и прочих электронагревательных  приборов, электроплит (на 21,5 млн. долларов). 

Увеличились также  стоимостные  объемы  импортных закупок  черных  металлов (на 866,2  млн.  долларов),  двигателей внутреннего  сгорания  (на 162  млн.  долларов),  сахара-сырца (на 145,5  млн. долларов),  каучука  синтетического (на 89,5  млн.  долларов),  частей  и принадлежностей  для  автомобилей  и  тракторов (на 78,6  млн.  долларов), удобрений  азотных  (на 75,8 млн. долларов).

Одновременно наблюдалось  увеличение  импортных  закупок  тракторов  и  седельных  тягачей (на 76,1 млн. долларов), машин и механических устройств специального  назначения (на 58,8  млн.  долларов),  дорожной  и  строительной  техники  (на 52  млн.  долларов),  аппаратуры  связи (на 51  млн.  долларов),  оборудования  для термической обработки материалов (на 48,4 млн. долларов), вычислительных  машин для автоматической обработки информации (на 45,6 млн. долларов).

 

Меры торговой политики Республики Беларусь

 

Регулирование импорта

С 1 января 2010 г. в  Республике Беларусь таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в основном осуществляется на основе единого законодательства Таможенного Союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

В части регулирования  ставок ввозных таможенных пошлин, применяется Единый таможенный тариф  Таможенного союза (ЕТТ ТС). Таким  образом, в настоящее время Республика Беларусь, как и любая другая Сторона  Таможенного союза, не может самостоятельно изменять ставки ввозных таможенных пошлин. Решение по изменению (корректировок) ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС принимается наднациональным органом ТС – Комиссией таможенного союза.

С 1 сентября 2010 года действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе  порядка зачисления и распределения  ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие) от 20.05.2010 г.

В области нетарифного  регулирования  применяются:        

- Единый перечень  товаров, к которым применяются  запреты или ограничения на  ввоз или вывоз государствами  – участниками Таможенного союза  в рамках Евразийского экономического  сообщества в торговле с третьими  странами и Положения о применении  ограничений;

Информация о работе Итоги внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь