Итоги и последствия приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:25, реферат

Описание работы

Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

Содержание

Введение
Сущность и задачи приватизации
Проведение и результаты приватизации в России
Последствия приватизации
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Итоги приватизации.docx

— 204.77 Кб (Скачать)

       Можно высказать  по этому поводу  следующее, что  нельзя отрицать  того, что сам факт  массированной смены  собственника - создает  гигантскую сферу  приложения преступных  сил. И главным  нарушением в этой  связи было то, что не было  даже и заметных  усилий по созданию  защитных механизмов  против развития  криминализации. Необходимо  было принять хотя  бы элементарные  меры предосторожности. Скажем, совершенно  очевидно, что следовало  требовать декларации  о доходах от  крупных покупателей  приватизируемого  имущества; следовало  с самого начала проверять кредитоспособность потенциальных инвесторов; следовало обеспечить немедленное расторжение договоров купли-продажи с нарушающими их покупателями; следовало позаботиться о создании элементарной системы сохранения конфиденциальности совершаемых сделок; следовало не только выпускать бумаги о контроле за движением ваучеров, но и требовать выполнения этих бумаг. На основе вышеизложенного анализа, можно привести вывод думского Комитета по собственности и приватизации: «Проведенный анализ показывает, что политика приватизации, проводимая в течение нескольких последних лет, привела к обострению социально-экономического кризиса и создала условия, серьезно затрудняющие выход из него. Этого можно было бы избежать, если бы процесс приватизации не был подчинен достижению чисто политических целей руководства Госкомимущества - всеми возможными способами ускорить процесс передела государственной и муниципальной собственности».  
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Заключение.

 

       В конце 70-х  - начале 80-х годов  приватизация превратилась  в общемировое  явление. Более  80 стран мира приняли  программы сокращения  государственного  сектора. Приватизация  стала важнейшим  элементом процесса  экономического обновления  постсоциалистического  мира, развития частной  собственности и  на ее основе  рыночного хозяйства.  Смена социально-экономической  модели потребовала  прежде всего глубокой  перестройки отношений  собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах. Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:

      1) использование  в качестве инструмента  перехода к рынку  коммерциализации  и акционирования  государственных  предприятий; 

     2) введение чековой  (или купонной) системы; 

     3)низкая  доходность приватизации;

     4) аукционная продажа  малых объектов.  

     Приватизация  в развитых странах  имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и  низкие темпы приватизационного  процесса, использование  в качестве постоянного  элемента государственного регулирования экономики. В перспективе  именно эти характеристики будут свойственны  российской приватизации. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. 

     Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как  макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных  предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие планово-координационные  издержки. Между тем  механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.  
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:  
формирование слоя мелких и средних собственников;  
сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; перераспределение экономических основ власти. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. 
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса). Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.  
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ. Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

     Список  использованной литературы 

  1. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой  А.И Нестеренко А.Н Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.
  2. Каспин В.И, Острина И.А. «Приватизация по правилам: вопросы и ответы»: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992
  3. Исрафилов И. «Особенности права собственности на квартиру» // Российская юстиция, 2006 г.
  4. Исрафилов И. «Право на проживание» //Домашний адвокат, 2007 г.
  5. Кротов М.В. «Гражданское право», учебник, часть 1, изд. «ТЕИС», СПб, 2004 год.
  6. Максимович Л. «Приватизация жилья и охрана прав несовершеннолетних» //Российская юстиция, 2003 г № 12, стр.35
  7. Мисник Н.Н. «Правовая природа общей собственности» // Правоведение, 2005 г.
  8. Радыгин «Реформа собственности в России», Москва, издательство «Республика», 2002 г.

Информация о работе Итоги и последствия приватизации в России