Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:25, реферат
Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.
Введение
Сущность и задачи приватизации
Проведение и результаты приватизации в России
Последствия приватизации
Заключение
Список использованной литературы.
Можно высказать
по этому поводу
следующее, что
нельзя отрицать
того, что сам факт
массированной смены
собственника - создает
гигантскую сферу
приложения преступных
сил. И главным
нарушением в этой
связи было то,
что не было
даже и заметных
усилий по созданию
защитных механизмов
против развития
криминализации. Необходимо
было принять хотя
бы элементарные
меры предосторожности.
Скажем, совершенно
очевидно, что следовало
требовать декларации
о доходах от
крупных покупателей
приватизируемого
имущества; следовало
с самого начала проверять
кредитоспособность
потенциальных инвесторов;
следовало обеспечить
немедленное расторжение
договоров купли-продажи
с нарушающими их покупателями;
следовало позаботиться
о создании элементарной
системы сохранения
конфиденциальности
совершаемых сделок;
следовало не только
выпускать бумаги о
контроле за движением
ваучеров, но и требовать
выполнения этих бумаг.
На основе вышеизложенного
анализа, можно привести
вывод думского Комитета
по собственности и
приватизации: «Проведенный
анализ показывает,
что политика приватизации,
проводимая в течение
нескольких последних
лет, привела к обострению
социально-экономического
кризиса и создала условия,
серьезно затрудняющие
выход из него. Этого
можно было бы избежать,
если бы процесс приватизации
не был подчинен достижению
чисто политических
целей руководства Госкомимущества -
всеми возможными способами
ускорить процесс передела
государственной и муниципальной
собственности».
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах. Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
2) введение чековой (или купонной) системы;
3)низкая доходность приватизации;
4)
аукционная продажа
малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные
причины развития
приватизационного
процесса носят как
макроэкономический,
так и микроэкономический
характер. Необходимость
постоянного внерыночного
согласования производственной
деятельности государственных
предприятий в
условиях административно-командной
экономики обусловила
их высокие планово-
Приватизация выполняет
две функции. С одной
стороны, она должна
стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных
преобразований, а с
другой, - инструментом
государственного регулирования
долговременного характера.
Непосредственными
целями приватизации
являются:
формирование слоя мелких
и средних собственников;
сокращение доли имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
перераспределение
экономических основ
власти. Достижение
социальной справедливости,
повышение экономической
эффективности производства,
рост доходов государственного
бюджета не выступают
собственными целями
приватизации. Она может
способствовать развитию
данных процессов только
в долгосрочном периоде.
Основными критериями
выбора способа приватизации
являются отраслевая
принадлежность и размер
предприятия, учет принципов
социальной справедливости
и приоритета трудового
коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения
профиля предприятия
и его производственного
потенциала, рентабельность
предприятия, привлечение
инвестиций. Названные
критерии обусловили
следующие основные
способы приватизации -акционирование
(с закрытой подпиской
или продажей акций);
продажа предприятий
и имущества по коммерческому
или инвестиционному
конкурсу (на аукционе);
выкуп арендованного
имущества; банкротство. Особенностями
начального этапа приватизации
в России (1991-1994 гг.) являются:
приоритет политических
целей процесса, введение
системы приватизационных
чеков; сверхвысокие
темпы приватизации;
преимущественно формальный
характер приватизации
при акционировании
крупных предприятий;
аукционная продажа
малых объектов; низкая
доходность приватизации.
Эти черты сближают
российскую практику
приватизации с восточноевропейской.
Использование приватизации
как постоянного инструмента
государственного регулирования
экономики на последующих
этапах будет иметь
общие характеристики
с процессом приватизации
в развитых странах
Запада (многообразие
форм приватизации,
ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и
низкие темпы приватизационного
процесса). Эмиссия и
обращение приватизационных
чеков стали эффективным
инструментом быстрого
перераспределения
государственного имущества
среди негосударственных
инвесторов. Вторичный
же рынок акций приватизированных
предприятий развивается
медленно из-за отсутствия
спроса на акции большинства
акционерных обществ (и,
соответственно, их
низкой ликвидности),
малой доходности акций
и неразвитости инфраструктуры
фондового рынка.
Успешное проведение
приватизации и особенно
пост приватизационное
развитие предприятий
зависит от создания
и функционирования
управленческих как
государственных, так
и не государственных
структур (холдингов,
финансово-промышленных
групп). Именно они призваны
обеспечить эффективное
распоряжение государственной
долей в уставном капитале
акционерных обществ. Прогноз
процесса приватизации
в России показывает
следующие перспективы:
ведущим способом приватизации
станет продажа предприятий (имущества,
пакетов акций) на инвестиционных
конкурсах; сложились
условия для перехода
к оригинальным моделям
приватизации в регионах;
индивидуализация условий
приватизации оставшихся
государственных крупнейших
научно-производственых
комплексов, малых и
средних предприятий.
Список
использованной литературы
Информация о работе Итоги и последствия приватизации в России