Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:05, реферат
Реформу 1965-1967 гг., подлинное политико-экономическое и конкретно-историческое значение которой до сих пор не стало достоянием общественного сознания, часто называют "косыгинской", по имени А. Н. Косыгина, главы Совета Министров СССР в период 1964-1980 гг.
Реформу 1965-1967 гг.,
подлинное политико-
Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности. Достаточно сослаться на два хронологически последовательных факта. Первый: 19 марта 1965 г. именно А. Н. Косыгин выступил с основным докладом на расширенном заседании Госплана СССР, когда состоялось принципиальное обсуждение основных вопросов плана народнохозяйственного развития СССР на 1966-1970 гг. - с учетом намечаемой реформы системы управления советской экономикой. Второй: также главным докладчиком А. Н. Косыгин явился в сентябре 1965 г., на Пленуме ЦК КПСС, который санкционировал реформу. Оба факта довольно красноречивы, но несмотря на то, основываться только на них было бы недопустимым упрощением.
Накануне, или
предшествовавшая реформа 1957-1959 гг. Прежде
всего, нельзя абстрагироваться от исторического
контекста того времени, тем более
в такой степени, как стало
ныне чуть ли не обыкновением. Не на пустом
месте и не с чистого листа
начинало свою деятельность советское
руководство, обновленное в октябре
1964 г. в связи со смещением группировки
Н. С. Хрущева. Оно застало вполне
определенные хозяйственные условия,
установленные ранее
Хотя проблема
управляемости прямо не афишировалась,
в действительности исходной и отправной
служила именно она. Речь о ней
шла в терминах "диспропорций",
"отклонений", "нарушений объективных
экономических законов", "волюнтаризма",
"субъективизма" и т. д. Текущие
и тактические задачи значительно
перевешивали перспективные и
На какой стадии
формационного развития находился
Советский Союз, адекватна ли она
объективным требованиям и
Между тем, в
середине 1960-х гг. страна подошла
фактически к последнему, генеральному
сражению за то, какие интересы станут
господствовать в экономической
политике - целого или части, системы
или элемента, общественного воспроизводства
или отдельного товаропроизводителя.
К тому моменту длительное время
происходило отступление от народнохозяйственных
начал, централизации, проверенной
организационно-экономической
Введенная в
действие в 1958 г. система совнархозов
не устранила отраслевые барьеры, а
добавила к ним региональные. Не
только децентрализованной, но и функционально
расколотой оказалась система самого
планирования, поскольку перспективное
сосредоточивалось в одном
Чтобы наглядно проиллюстрировать, почему при таком порядке исключена возможность планирования прогрессивных структурных и технологических приоритетов, достаточно провести сравнение с планом ГОЭЛРО либо хлебофуражным и топливным балансами, с которых берет начало практика общегосударственной плановой работы. Сумела бы страна разработать и осуществить план ГОЭЛРО, дожидайся она планов электрификации от каждого предприятия или экономического района, когда электричества там не существовало еще и в помине? Ответ вполне очевиден. То же самое относится к индустриализации, механизации и автоматизации производства: связанные с ними структурно-технологические сдвиги и пропорции достижимы преимущественно на базе централизованного накопления и распределения ресурсов, при безоговорочном господстве крупных форм реального обобществления труда - отраслевых монополий или многоотраслевых корпораций.
Ни отдельное предприятие, ни тем более отдельный регион, пусть и названный совнархозом, к таким формам горизонтальной и вертикальной интеграции не относятся, вследствие чего в принципе не могли выступать субъектами научно-технического прогресса и прорыва на передовые рубежи производительности общественного труда.
Реформа 1957-1959 гг. увела планирование из области господства народнохозяйственных интересов в область господства хозрасчетных интересов предприятий и местнических интересов регионов. Будучи формально директивным, планирование утратило характер общегосударственного и направляющего. Оно пошло в русле начал, чуждых народнохозяйственным.
Поначалу через силу еще бодрились, вымучивали даже победные реляции. И все же даже в 1958 г. сквозь их хор все равно пробивалась серьезная тревога. Приведем несколько характерных примеров.
Директор Харьковского завода "Серп и молот" наглядно показал, как "игра цен" подрывает кооперацию предприятий. "Заводы, которые получают изделия по кооперации, часто оказываются в невыгодном положении. Два года назад гильзы производились на нашем заводе. Комплект их стоил 53 рубля. Сейчас эту продукцию нам посылает специализированный завод имени Лепсе (г. Киев). Покупная цена комплекта гильз - 100 рублей. Такая же картина с поршнями, поршневыми пальцами и другими изделиями.... "Игра цен" привела к тому, что за счет кооперации произошло удорожание выпускаемых двигателей на 257 рублей. Госплан СССР должен решить этот вопрос" (3).
Децентрализация
ценообразования внесла элементы изрядной
дезорганизации в систему общесоюзного
разделения труда. Внутри совнархозов
процветала практика увеличения валовой
продукции за счет включения излишних
промежуточных звеньев и
Аналогичная тенденция наблюдалась и на самих предприятиях. Высокая производительность труда на основных операциях растворялась затратами на вспомогательных. "Если взять почасовую выработку станочника, то обычно получается хорошая картина. Рабочий, непосредственно занятый за станком, в единицу времени (час) дает очень большое количество изделий. Его выработка достаточно высока. Но стоит взять завод в целом, как результат в смысле общей производительности труда оказывается далеко не блестящим. В чем тут дело? На предприятиях очень много людей занято на разного рода вспомогательных работах. ... Объясняется это тем, что, хотя на предприятиях применяют автотягачи, электрокары, автопогрузчики, все же удельный вес ручных работ при погрузке, перевозке и выгрузке пока остается непомерно большим" (4).
Производительные силы и производительность труда - по ним всего больнее ударила реформа 1957-1959 гг., которая устроила их противостояние и с планированием, и с системой хозяйствования. "Существующая система планирования роста производительности труда, исходящая из среднеарифметического прироста за прошедшие годы, явно устарела. Надо сказать прямо: такая практика, обращенная в прошлое, не соответствует задачам мобилизации резервов, тормозит развитие технического творчества участников соревнования. И желаем мы или не желаем, но тем самым узаконивается отсталость в области производительности труда на отдельных предприятиях" (5).
"Узаконивается отсталость" - в данной оценке, высказанной в 1958 г., сжато отражена самая суть того, к чему развернула советскую экономику первая "перестройка", проведенная в конце 1950-х гг. Страна двинулась курсом на отсталость, но рулевое колесо еще не было окончательно закреплено. Не завершилась и схватка противоположных начал за власть над ним. Многое зависело от того, куда повернет руль руководство, возглавившее страну осенью 1964 г.
Нераспознанные противоречия. На практике крайне важно было принципиально и сознательно определиться с выбором позиции: бить либо по последствиям, либо по причинам переживаемых страной проблем. Однако такой выбор не формулировался и не обсуждался. Возобладал сугубо эмпирический подход, с инерционным и близоруким мышлением, озабоченным достижением видимого улучшения дел во что бы то ни стало, безотносительно к необходимости разрешения противоречия между плановой системой и хозрасчетом предприятия.
Расширенное заседание
Госплана СССР, проведенное 19 марта 1965
г., замышлялось как этапное
Устранение диспропорций
и сведение баланса, обеспечение
качества продукции и эффективности
капиталовложений - таким вышел заключительный
итог. "Задача состоит в том, чтобы
установить наиболее правильные пропорции
между отраслями, дать широкий простор
для развития прогрессивных производств,
сделать серьезный поворот в
направлении резкого повышения
качества промышленной продукции. В
плане должно быть предусмотрено
повышение эффективности
Поскольку невыясненным
остался причинно-следственный механизм,
поддерживающий воспроизводство диспропорций,
низкокачественной продукции и
малоэффективных
Следствием каких причин выступали негативные явления и почему складывались в тенденцию отсталости? Вопрос сей, логически неизбежный, участники тогдашнего совещания так и не поставили. Обойден он и в большой речи по первоочередным проблемам планового хозяйства, впервые после октября 1964 г. произнесенной А. Н. Косыгиным в качестве главы Совета Министров СССР.
В целом доклад
получился весомым и
Первопричина, разумеется, заключалась не просто в абстрактном субъективизме, который тоже выступал лишь закономерным следствием. И дело было отнюдь не в эпизодических нарушениях и отклонениях: ведь, как признал тогда сам докладчик, "ошибочные направления нашли отражение в народнохозяйственных планах, ... неправильные установки до сих пор воспринимаются на местах многими плановиками как руководящие указания для планирования".
Очевидно, тут
подмечено нечто большее, нежели
малопригодный порядок