Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа
Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ.
Введение 4
1. Финансирование в социально-культурной сфере 5
1.1 Источники финансирования социально-культурной сферы 5
1.2. Доходы от платных форм культурной деятельности 8
1.3. Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами 10
1.4. Бюджетные ассигнования 11
1.5. Благотворительные источники 13
1.6. Банковские кредиты 14
1.7. Прочие источники финансирования 15
2. Особенности финансовой деятельности некоммерческих организаций социально-культурной сферы 17
2.1. Экономическая составляющая деятельности учреждений СКС 17
2.2. Анализ финансового обеспечения Пермского Театра Юного Зрителя 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Данный источник наиболее широкое применение имеет в деятельности коммерческих организаций. В этом случае важны их стабильные финансовые результаты и наличие гарантий погашения кредитов.
Некоммерческие организации, формально являясь юридическими лицами, также имеют право на получение кредитов банков.
Фактически же учреждению,
не являющемуся собственником
Государство могло бы быть гарантом по кредитным обязательствам некоммерческих организаций, выполняющих важные социально-культурные функции, но по объективным и субъективным причинам делает это чрезвычайно редко [10].
К другим доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности.
Например, в соответствии
со ст. 47 «Основ законодательства РФ о
культуре» к
- реализация и сдача
в аренду основных фондов и
имущества для целей, не
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в
создании коммерческих
- приобретение акций,
облигаций, ценных бумаг и
- осуществление приносящих доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.
Снижение посещаемости должно
побуждать учреждения культуры и
искусства к поиску дополнительных
источников доходов за счет развития
предпринимательской
Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре их финансовых ресурсов об этом не свидетельствует [5;23].
Таким образом, можно выделить
следующие тенденции
- увеличение поступлений
в абсолютном выражении и
- изменение соотношения
долей расходов на культуру
и искусство, выделяемых
- увеличение собственных
доходов от оказания платных
услуг населению не столько
за счет привлечения
- поскольку
в официальной статистике
Анализ основных тенденций в формировании ресурсов государственных учреждений культуры и искусства позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов.
Экономический механизм деятельности учреждений культуры и искусства, образования и пр. также включает в себя особенности, связанные, с одной стороны, с некоммерческим характером деятельности, обусловленным их социально-культурными приоритетами, с другой, нематериальным (за редким исключением) характером производимых и реализуемых ими продуктов.
Для некоммерческих организаций социально-культурной сферы характерным является либо некоммерческий, либо смешанный тип хозяйствования. Как известно, отдельными элементами экономического механизма деятельности являются системы: планирования; учета затрат и формирование издержек производства; ценообразования; финансов и распределения доходов и др. [4; 61].
К ним, следует отнести:
- приоритет
краткосрочного финансового
- различие в целях и задачах планирования, относящихся к разным типам хозяйственной деятельности;
- многоуровневый характер планирования;
- различие в
технологии составления
- разный подход
к формированию цен для
- общий механизм формирования единого фонда денежных средств и его последующее распределение.
Хозяйственная
практика требует составления
Во-первых, как было упомянуто в первой главе, продукт учреждений культуры и искусства особенно подвержен колебаниям спроса. Его востребованность потребителями, в частности, находится в достаточно тесной зависимости не только от уровня платежеспособности населения (любое ухудшение экономической ситуации в стране или региона негативно сказывается на объеме потребления культурных продуктов и услуг), но даже сезонности [10].
Во-вторых, активные инфляционные процессы, происходящие в экономике, не позволяют учреждениям культуры и искусства (как и другим предприятиям) осуществлять долгосрочное прогнозирование финансовых результатов, как на уровне формирования доходов, так и на уровне определения затратной части финансовых планов [10].
Процедура финансового планирования деятельности учреждений культуры закономерно вытекает из способа их хозяйственной деятельности.
Хозрасчетный
метод хозяйственной
Процедура финансового
планирования самоокупаемых и
- калькуляцией затрат;
- определением объема и источников дохода (основного, дополнительного);
- формированием цен на продукцию и услуги;
- планированием ожидаемого чистого дохода (прибыли).
Если учреждения культуры и искусства не имеют собственных источников дохода и финансируются из бюджетов различных уровней, их принято называть бюджетными, а порядок планирования их деятельности -- сметным.
При сметном способе финансирования определяются общий размер, целевое направление и сроки выделения средств из бюджета, то есть составляется смета расходов. Она является основой для определения всех расходов учреждений, а сами расходы, отпущенные по смете, принято называть ассигнованиями.
Три основных принципа сметного финансирования:
- смета расходов
на планируемый период
- сметное финансирование
осуществляется на основе
- ассигнования
группируются в строго
Следует отметить, что сметное финансирование в его чистом виде (когда нет никаких собственных источников финансирования, и расходы покрываются только из бюджетных ресурсов) имеет в настоящее время ограниченное применение.
Гораздо чаще встречаются некоммерческие учреждения культуры и искусства со смешанным способом хозяйствования.
Смешанный способ хозяйствования возникает в том случае, если учреждение работает на основе самофинансирования, однако уровень его доходов (обусловленный некоммерческим характером его деятельности) невысок и его недостаточно для покрытия всех расходов. Плановая убыточность предполагает потребность в бюджетных ассигнованиях (дотациях) вышестоящих органов (учредителей).
Вследствие этого финансовое планирование также носит «смешанный» характер и связан в первую очередь с:
- формированием
сметы затрат, необходимых для
функционирования данного
- выяснением
реального размера дотации (
- планированием размеров возможного дохода из других источников финансирования (в том числе, собственных) для покрытия дефицита по смете затрат.
В тех случаях, когда учреждения культуры и искусства реализуют часть произведенного продукта по коммерческим ценам, то есть осуществляют как некоммерческие, так и коммерческие виды деятельности, задачи финансового планирования становятся несколько иными и предполагают:
- определение
издержек по подготовке и
- планирование ожидаемых доходов от коммерческих видов деятельности;
- соизмерение
непокрытых издержек
Важным аспектом финансового планирования муниципальных учреждений культуры и искусства является его многоуровневый характер. В зависимости от профиля учреждения, разнообразия видов его деятельности различают:
- сводный финансовый план (смету доходов и расходов);
- сметы отдельных подразделений или отдельных видов деятельности;
- сметы и
калькуляции отдельных
Как показывает
практика, сводный финансовый план
работы культурно-досуговых
Планы подразделений составляются обычно в многопрофильных учреждениях. Распространенным является разработка смет на отдельные виды деятельности (организацию фестивалей, смотров, конкурсов; проведение дискотек, вечеров отдыха, театрально-концертную деятельность, предпринимательство), а также на отдельные мероприятия.
Многоуровневый подход к финансовому планированию обусловлен многофункциональностью этих учреждений, многообразием источников финансирования, а в ряде случаев и необходимостью самостоятельно осуществлять ценовую политику. Чем более подробно и качественно разрабатываются планы низовых звеньев, тем обоснованнее и реальнее становится сводный финансовый план.
Рассматривая особенности финансовой деятельности организаций культуры и искусства, нельзя, не отметить специфику составления финансовых планов, разработки финансовой стратегии в зависимости от того, фиксированы или нет цены на их продукты (услуги). Плата за вход в музеи, цены на билеты в кинотеатры, театры, как правило, фиксированная.
Вследствие этого составление финансовых планов начинается с определения их доходной части. Только определив величину ожидаемых доходов из различных источников (сюда кроме собственных средств могут входить гарантируемые ассигнования), приступают к формированию расходной части сметы [10].
В тоже время, на некоторые виды услуг учреждения имеют право самостоятельно устанавливать индивидуальные цены. Для того, чтобы их рассчитать, финансовое планирование начинают с расходной части.
Только определив общую структуру издержек, норму прибыли (на самоокупаемый и коммерческий продукты), учреждение получает возможность, с помощью максимально допустимых в каждом конкретном случае цен, формировать доходную часть сметы.
Данный подход сохраняется как при разработке финансового плана учреждения (при однопрофильной деятельности), так и при составлении планов отдельных видов деятельности (для многопрофильных учреждений).
Одним из главных аспектов, касающихся особенности финансовой деятельности учреждений культуры и искусства, на наш взгляд, является механизм образования и распределения их дохода.