Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа
Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ.
Введение 4
1. Финансирование в социально-культурной сфере 5
1.1 Источники финансирования социально-культурной сферы 5
1.2. Доходы от платных форм культурной деятельности 8
1.3. Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами 10
1.4. Бюджетные ассигнования 11
1.5. Благотворительные источники 13
1.6. Банковские кредиты 14
1.7. Прочие источники финансирования 15
2. Особенности финансовой деятельности некоммерческих организаций социально-культурной сферы 17
2.1. Экономическая составляющая деятельности учреждений СКС 17
2.2. Анализ финансового обеспечения Пермского Театра Юного Зрителя 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Министерство культуры и кинематографии
ФГОУ ВПО
«Пермский государственный
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурной деятельности
Источники финансовых ресурсов СКС
Контрольная работа
Пермь
2012
Министерство культуры и кинематографии
ФГОУ ВПО
«Пермский государственный
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурной деятельности
Контрольная работа по курсу
«Экономика в СКС»
Исполнитель: Веснина Екатерина Андреевна,
студентка гр.ЗМК-51
Проверил:
Пермь
2012
Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ.
Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора – государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.
Этим и можно объяснить актуальность выбранной темы контрольной работы «Источники финансовых ресурсов СКС». Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В социально-культурной сфере для создания и реализации продуктов необходимы здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные производственные и информационные средства культуры.
Состав материальных ресурсов организаций СКС соответствует классическим представлениям, сложившимся в экономике (основные средства, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нематериальные активы и прочие).
Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает «десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры», музейными предметами, которые являются зачастую уникальными, но своей социально-культурной значимости, но в силу «недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки».
Номенклатура, количество материальных ресурсов могут быть различны. В целом же без них организации СКС обходиться не могут, при этом их структура характеризуется огромным разнообразием [7;55].
Разрушение
планово-распределительных
Если раньше их материально-техническое снабжение активно регулировалось государством, осуществлялось централизованно в соответствии с существующими нормативами за счет бюджетных средств, то в настоящее время бремя основных расходов по приобретению материальных ресурсов, по сути дела, возложено на сами учреждения.
Как следствие - многие из них недостаточно укомплектованы необходимым имуществом, что неизбежно приводит к снижению качества предоставляемых ими услуг [7;26].
Трудовые ресурсы социально-культурной сферы являлись предметом изучения в ряде научных работ.
Однако они рассматривались, как правило, сквозь призму планово-распределительных аспектов обеспеченности государственных учреждений кадрами соответствующих специальностей и профессий, вопросов нормирования и оплаты их труда.
В настоящее время более актуальной является проблема влияния профессиональной компетенции работников на качество предоставляемых организациями данной сферы услуг.
В условиях формирующихся в России рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций СКС приобретают финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями но своим обязательствам.
Финансовые средства некоммерческих организаций СКС отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов [6;80].
Экономические реформы в социально-культурной сфере развивались в основном в двух направлениях.
Ряд государственных
предприятий переводился на рельсы
регулируемого рынка с
Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы в настоящее время являются:
- бюджетные и иные поступления от учредителей;
- доходы от платных форм деятельности;
- платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;
- кредиты банков;
- другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.
Рассмотрим поступления средств из перечисленных источников.
Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за плату:
- платные занятия
в студиях, классах, кружках,
секциях, коллективах
- лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;
- услуги обслуживающего
плана: настройка и прокат
- кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;
- услуги по информационному обслуживанию: фото-и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги интернета.
Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:
- социально- культурной значимости услуг;
- степени их востребованности конкретными потребителями;
- ценовой политики,
предусматривающей приоритет
- уровня профессионализма менеджеров;
- общей экономической
ситуации в стране и, как
следствие, от уровня
Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль.
Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, стриптиз-шоу и пр.).
Для некоммерческих организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к культурным благам.
В то же время, как показало исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос [8; 28].
Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства обусловлен в значительной степени выполнением ими различных социально-творческих заказов.
В соответствии
с «Основными положениями перевода
культурно-просветительных
Получение подобного заказа для бюджетных учреждений является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность и повышать свой культурно-художественный потенциал.
Поскольку в официальной статистике отсутствуют сведения о размерах средств, поступающих учреждениям культуры на выполнение ими соответствующих заказов, можно только предположить: социально-творческие заказы получают лишь те организации, которые имеют хорошие деловые связи с органами управления культурой [2; 30].
Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т.п.), однако в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования носит, как правило, эпизодический характер [2;33].
Поступления из бюджетов различных, уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры, оплаты труда их работников.
В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» бюджетные средства должны направляться на следующие цели:
- оплату труда
работников (специалистов, творческого,
управленческого,
- хозяйственное содержание зданий, включая расходы на коммунальные услуги, освещение, отопление, текущий ремонт и пр.;
- комплектование
библиотечных фондов, пополнение
музыкальных коллекций, научно-
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ, выставок) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок, художественных экспозиций;
- проведение капитального ремонта;
- реставрационные работы;
- оснащение
учреждений культуры и
Для финансирования культурной деятельности в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 45) были определены нормативы отчислений:
- 2% - из Федерального бюджета;
- и 6% - из региональных и местных бюджетов [3; 60].
Однако затянувшийся экономический кризис, спад производства, высокие темпы инфляции не могли не сказаться на практике выделения бюджетных средств на финансирование государственных учреждений культуры и искусства.
Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства связан с развитием благотворительности.
Несмотря на государственные гарантии, декларированные в 1995 году Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», данный способ негосударственной поддержки деятельности учреждений культуры и искусства в России повсеместного распространения пока не нашел.
По некоторым данным доля «спонсорских» вложений в бюджет российских организаций культуры составляет не более 2% от всего объема внешнего финансирования. Одна из возможных причин тему: руководители отечественных учреждений в отличие от западных не всегда обладают необходимыми умениями и навыками взаимоотношений с потенциальными спонсорами или меценатами [7; 27].
Таблица
1. Особенности организации
Финансы благотворительных фондов | |
Учредители |
Граждане и (или) юридические лица (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) для реализации социальных, культурных, образовательных и иных общественно-полезных целей в форме финансовой поддержки. |
Возможность выхода и изъятия имущества |
Членство отсутствует. Учредители не вправе изъять имущество при выходе из фонда. |
Организация деятельности |
|
хозяйствующие
общества, но не допускается участие
благотворительной организации
в хозяйствующих обществах | |
Формирование ресурсов |
- Взносы учредителей
и попечителей фонда, - Целевые муниципальные средства; - Благотворительные пожертвования; - Доходы от
предпринимательской; - Доходы от владения имуществом. |
Направления использования доходов |
Доходы используются только для целей организации (предоставление грантов, оказание финансовой помощи и поддержки). Не допускается расходование своих средств и использование имущества для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. |
Ответственность |
Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей. |