Источники финансовых ресурсов СКС

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ.

Содержание

Введение 4
1. Финансирование в социально-культурной сфере 5
1.1 Источники финансирования социально-культурной сферы 5
1.2. Доходы от платных форм культурной деятельности 8
1.3. Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами 10
1.4. Бюджетные ассигнования 11
1.5. Благотворительные источники 13
1.6. Банковские кредиты 14
1.7. Прочие источники финансирования 15
2. Особенности финансовой деятельности некоммерческих организаций социально-культурной сферы 17
2.1. Экономическая составляющая деятельности учреждений СКС 17
2.2. Анализ финансового обеспечения Пермского Театра Юного Зрителя 24
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

экономика скс.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

 

Министерство культуры и  кинематографии

ФГОУ ВПО  «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники финансовых ресурсов СКС

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2012

 

Министерство культуры и  кинематографии

ФГОУ ВПО  «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«Экономика  в СКС»

 

 

 

Исполнитель: Веснина  Екатерина Андреевна,

студентка гр.ЗМК-51

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Пермь

2012

 

Оглавление

 

Введение

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений  собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ.

Специфичность отраслей социально-культурной сферы  изначально определила необходимость  нестандартных решений, принимаемых  в процессе регулирования в них  отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора – государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.

Этим и можно  объяснить актуальность выбранной  темы контрольной работы «Источники финансовых ресурсов СКС». Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. Финансирование в  социально-культурной сфере

1.1 Источники финансирования социально-культурной сферы

В социально-культурной сфере для создания и реализации продуктов необходимы здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные производственные и информационные средства культуры.

Состав материальных ресурсов организаций СКС соответствует  классическим представлениям, сложившимся  в экономике (основные средства, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нематериальные активы и прочие).

Однако наряду с ними социально-культурная сфера  располагает «десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры», музейными  предметами, которые являются зачастую уникальными, но своей социально-культурной значимости, но в силу «недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки».

Номенклатура, количество материальных ресурсов могут  быть различны. В целом же без  них организации СКС обходиться не могут, при этом их структура характеризуется огромным разнообразием [7;55].

Разрушение  планово-распределительных отношений  в социально-культурной сфере создало  значительные трудности в деле обеспечения  государственных учреждений необходимыми им техникой, оборудованием, материалами.

Если раньше их материально-техническое снабжение активно регулировалось государством, осуществлялось централизованно в соответствии с существующими нормативами за счет бюджетных средств, то в настоящее время бремя основных расходов по приобретению материальных ресурсов, по сути дела, возложено на сами учреждения.

Как следствие - многие из них недостаточно укомплектованы необходимым имуществом, что неизбежно приводит к снижению качества предоставляемых ими услуг [7;26].

Трудовые ресурсы  социально-культурной сферы являлись предметом изучения в ряде научных работ.

Однако они  рассматривались, как правило, сквозь призму планово-распределительных  аспектов обеспеченности государственных  учреждений кадрами соответствующих  специальностей и профессий, вопросов нормирования и оплаты их труда.

В настоящее  время более актуальной является проблема влияния профессиональной компетенции работников на качество предоставляемых организациями  данной сферы услуг.

В условиях формирующихся  в России рыночных механизмов регулирования  экономикой особую значимость для организаций СКС приобретают финансовые ресурсы.

Финансовые  ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать  материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями но своим обязательствам.

Финансовые  средства некоммерческих организаций  СКС отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы  использования зависят от целого ряда факторов [6;80].

Экономические реформы в социально-культурной сфере развивались в основном в двух направлениях.

Ряд государственных  предприятий переводился на рельсы регулируемого рынка с минимальным  государственным вмешательством в  их деятельность (например, кинематограф, цирки), в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные ассигнования дополнялись платными услугами.

Основными источниками  формирования финансовых ресурсов организаций  социально-культурной сферы в настоящее  время являются:

- бюджетные  и иные поступления от учредителей;

- доходы от  платных форм деятельности;

- платежи за  оказание услуг по договорам  с юридическими и физическими  лицами;

- добровольные  пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;

- кредиты банков;

- другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.

Рассмотрим  поступления средств из перечисленных  источников.

 

1.2. Доходы от платных форм культурной деятельности

Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за плату:

- платные занятия  в студиях, классах, кружках,  секциях, коллективах художественной  самодеятельности, технического творчества, физической культуры;

- лекции и  консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;

- услуги обслуживающего  плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;

- кино-, фото- и  видео-обслуживание, пользование аттракционами,  игровыми автоматами, тирами, тренажерами,  мастерскими;

- услуги по  информационному обслуживанию: фото-и  ксерокопирование, микрофильмирование  материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги интернета.

Как представляется, в настоящее время величина доходов  от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:

- социально-  культурной значимости услуг;

- степени их  востребованности конкретными потребителями;

- ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих  или некоммерческих видов деятельности;

- уровня профессионализма  менеджеров;

- общей экономической  ситуации в стране и, как  следствие, от уровня платежеспособности населения.

Высокий спрос  на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие  цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль.

Например, в  настоящее время устойчивым спросом  пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, стриптиз-шоу и пр.).

Для некоммерческих организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к культурным благам.

В то же время, как  показало исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос [8; 28].

 

1.3. Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами

Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства обусловлен в значительной степени выполнением ими различных социально-творческих заказов.

В соответствии с «Основными положениями перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования»  социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, театрализованных праздников, представлений и т.п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурно-просветительным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами.

Получение подобного заказа для бюджетных учреждений является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность и повышать свой культурно-художественный потенциал.

Поскольку в  официальной статистике отсутствуют  сведения о размерах средств, поступающих  учреждениям культуры на выполнение ими соответствующих заказов, можно  только предположить: социально-творческие заказы получают лишь те организации, которые имеют хорошие деловые связи с органами управления культурой [2; 30].

Учреждения  культуры могут также выполнять  на договорной основе заказы различных  общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных  кампаний и т.п.), однако в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования носит, как правило, эпизодический характер [2;33].

 

1.4. Бюджетные ассигнования

Поступления из бюджетов различных, уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры, оплаты труда их работников.

В соответствии с «Положением об основах хозяйственной  деятельности и финансирования организаций  культуры и искусства» бюджетные  средства должны направляться на следующие цели:

- оплату труда  работников (специалистов, творческого,  управленческого, производственного  и вспомогательного персонала), как  состоящих в штате, так и  привлекаемых по договорам, в  том числе выплаты гонораров  авторам;

- хозяйственное  содержание зданий, включая расходы  на коммунальные услуги, освещение,  отопление, текущий ремонт и  пр.;

- комплектование  библиотечных фондов, пополнение  музыкальных коллекций, научно-методическую  деятельность;

- материальное  обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ, выставок) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок, художественных экспозиций;

- проведение  капитального ремонта;

- реставрационные  работы;

- оснащение  учреждений культуры и искусства  техническими средствами и оборудованием.

Для финансирования культурной деятельности в «Основах законодательства Российской Федерации  о культуре» (ст. 45) были определены нормативы отчислений:

- 2% - из Федерального бюджета;

- и 6% - из региональных и местных бюджетов [3; 60].

Однако затянувшийся экономический кризис, спад производства, высокие темпы инфляции не могли  не сказаться на практике выделения  бюджетных средств на финансирование государственных учреждений культуры и искусства.

 

1.5. Благотворительные источники

Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства связан с  развитием благотворительности.

Несмотря на государственные гарантии, декларированные в 1995 году Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», данный способ негосударственной поддержки деятельности учреждений культуры и искусства в России повсеместного распространения пока не нашел.

По некоторым  данным доля «спонсорских» вложений в бюджет российских организаций культуры составляет не более 2% от всего объема внешнего финансирования. Одна из возможных причин тему: руководители отечественных учреждений в отличие от западных не всегда обладают необходимыми умениями и навыками взаимоотношений с потенциальными спонсорами или меценатами [7; 27].

Таблица 1. Особенности организации финансовых благотворительных фондов

 

Финансы благотворительных  фондов

Учредители

Граждане и (или) юридические лица (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) для реализации социальных, культурных, образовательных и иных общественно-полезных целей в форме финансовой поддержки.

Возможность выхода и изъятия имущества

Членство отсутствует. Учредители не вправе изъять имущество  при выходе из фонда.

Организация деятельности

 

 
 

хозяйствующие общества, но не допускается участие  благотворительной организации  в хозяйствующих обществах совместно с другими лицами.

Формирование  ресурсов

- Взносы учредителей  и попечителей фонда, являющиеся  его собственностью;

- Целевые муниципальные  средства;

- Благотворительные  пожертвования;

- Доходы от  предпринимательской; деятельности, соответствующей цели деятельности фонда;

- Доходы от  владения имуществом.

Направления использования  доходов

Доходы используются только для целей организации (предоставление грантов, оказание финансовой помощи и  поддержки). Не допускается расходование своих средств и использование имущества для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Ответственность

Учредители  не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей.

Информация о работе Источники финансовых ресурсов СКС