Исследование влияния научно-технического прогресса на жизненный цикл предприятия, на примере кондитерской фабрики ОАО «Красный Октябрь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Давно известно, что самым существенным фактором, влияющим на все экономические и социальные процессы в любом государстве, является научно-технический прогресс и темпы его развития. За последние годы в научной печати существенно сократилось количество публикаций по тематике научно-технического прогресса (НТП) и его взаимосвязи с социально-экономическими процессами. Поэтому многие вопросы, касающиеся развития научно-технического прогресса и повышения его экономической и социальной эффективности в нашей стране в условиях рыночной экономики, в теоретическом и практическом плане слабо изучены и проработаны. [3]

Таким образом, актуальность темы курсового проекта обуславливается следующими причинами:

• замедлением темпов ускорения НТП в РФ, что негативно отражается на экономических и социальных процессах;

• экономической и социальной значимостью и объективной необходимостью ускорения НТП на макро- и микроуровнях;

• недостаточным освещением многих аспектов исследуемой проблемы в научной литературе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность научно- технического прогресса 5

1.1 Научно-технический прогресс и научно-техническая революция: сущность, формы и факторы ускорения и замедления 5

1.2 Влияние внедрения новой техники на производственную мощность предприятия 15

Глава 2. Исследование влияния научно-технического прогресса на жизненный цикл предприятия 22

2.1 Предприятие «Красный Октябрь» как субъект предпринимательской деятельности 22

2.2 Влияние НТП на технологию производства предприятия ОАО «Красный Октябрь» 29

Заключение 35

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая эк.docx

— 132.52 Кб (Скачать)

   Основатель  фабрики - Фердинанд Теодор фон Эйнем, немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде  начать свое дело. Вначале он занялся  производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую  мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает  своего будущего компаньона Юлиуса Гейса, обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоем они действовали  более уверенно и открыли на Театральной  площади кондитерский магазин. Накопив  достаточный капитал, предприниматели  выписали из Европы новейшую паровую  машину и приступили к постройке  фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской  набережной. В справочнике «Фабрично-заводские  предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867».

   К этому времени фирма имела  награды, полученные на всероссийских  мануфактурных выставках: бронзовую  медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль 1865 (г. Москва).

   Компаньоны  соорудили первое трехэтажное здание на Софийской набережной. Когда же производство расширилось, на Берсеневской набережной было начато строительство  более просторных зданий с многочисленными  цехами и служебными помещениями, крытыми  переходами из корпуса в корпус[21].

   Превосходное  качество кондитерских изделий, техническая  оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику  на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

   Постепенно  Эйнем отошел от дел, и Хойс сделался единоличным хозяином, однако он не изменил названия фирмы, резонно  посчитав, что нет нужды менять уже известную торговую марку.

   Трудовой  день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых  составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при  фабрике, а питались в фабричной  столовой.

   Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:

    • для детей-подмастерьев была открыта школа;
    • за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
    • была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

   «Товарищество Эйнемъ» успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами - «Абрикосов и сыновья», «А Сиу и Ко» - в первую очередь за счет очень широкого ассортимента продукции. Производились карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

   Особое  внимание уделялось звучным названиям  и стильной упаковке (Хойс когда-то занимался художественной фотографией). Чего стоят такие названия как  «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Рекламу фирме несли театральные  программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для  фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью  или шоколадом бесплатно получал  ноты «Шоколадного вальса», «Вальса  Монпасье», или «Кекс-галопа» [21].

   На  Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году продукция фирмы «Эйнемъ» получила золотую медаль. Предприятию было дано право печатать на упаковке герб России. А с 1913 года фабрика удостоилась  чести стать поставщиком двора  Его Императорского Величества.

   В 1900 году на всемирной выставке в  Париже за огромный ассортимент и  превосходное качество шоколада фабрика  «Эйнемъ» получила самую высокую  награду - Гран-при.

   К началу XX в. товарищество Эйнем владеет двумя фабриками в Москве, фабриками в Симферополе и Риге, многочисленными магазинами в Москве, Нижнем Новгороде [21].

   После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика  была национализирована, и в это  же году получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем», а в 1922 году была переименована в  «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет после этого в скобках всегда добавлялось «Бывш. Эйнемъ» - настолько велика была популярность торговой марки и ценилось качество изделий.

   Заслугой  специалистов, которые пришли на фабрику  в те тяжелые годы, несомненно, является то, что не было остановлено производство: был введен рабочий контроль, велась яростная борьба с расхитителями. Уже  к 1925 году был перекрыт уровень производства 1913-1914 годов, чтобы показать это графически мною был разработан график (Рисунок 1) [20]. 

   

   Рисунок 1. Рост уровня производства по сравнению с 1920г., %

   Как видно из рисунка 1, рост уровня производства на предприятие ОАО «Красный октябрь» происходил эволюционно и за пятнадцать лет увеличился почти в пять раз.

   Именно  в те годы «родились» на свет многие виды продукции, которые и сегодня  составляют «золотой» фонд «Красного Октября»: в 1925 году появился «Мишка косолапый», в 1930 - «Южная ночь», в 1935 году - «Стратосфера» и «Суфле». В двадцатые годы впервые появились «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», ирис «Кис-Кис».

   В лихолетье Великой Отечественной  войны выпуск кондитерских изделий  был практически свернут, производство было переоснащено на выпуск военной  продукции: выпускались концентраты каш. Для летчиков и подводников выпускался специальный шоколад «Кола», «Гвардейский». В годы войны за доблестный труд на благо победы «Красный Октябрь» семь раз удостаивался почетной награды - переходящего знамени Государственного комитета обороны. В 1946 году почетное знамя было передано фабрике на вечное хранение [21, С-45].

   В послевоенные годы «Красный Октябрь» развивался вместе со всей страной. Фабрика  стала своего рода полигоном, на котором  испытывалось все новое, что только появлялось в кондитерской отрасли. Так, были созданы первые комплексно-механизированные поточные линии по производству карамели, ириса. В 60-е годы на фабрике была произведена существенная модернизация, включавшая увеличение этажности существовавших зданий, что привело к росту числа работников. Таким образом наблюдался трудоинтенсивный прогресс, т.е. капиталосберегающий, чтобы показать это графически мною был разработан график (Рисунок 2). [20] 

   

   Рисунок 2. Рост численности работников, чел.

   На  рисунке 2 показано, что с 1965 по 1970 годы наблюдается значительный рост численности работников, а 1970 года рост – замедляется.

   Особый  подъем производства характеризует конец XX - начало XXI вв. В 1992 г. фабрика была преобразована в Открытое Акционерное Общество. За реконструкцией шоколадного цеха последовал целый ряд совместных разработок инженеров фабрики и всемирно известных фирм: австрийская фирма «Хаас» установила новую поточно-механизированную линию по изготовлению конфет типа «Мишка косолапый»; швейцарский концерн «Бюлер» поставил оборудование и содействовал пуску трех линий для производства шоколадных и пралиновых масс с использованием самых современных технологий и автоматизации процессов; немецкая фирма «Антон Олерт» стала партнером по созданию уникального комплекса конфетного производства.

   Итак, кондитерская фабрика ОАО «Красный Октябрь» - одно из старейших кондитерских предприятий в России, действующее  на рынке уже 159 лет. Предприятие  имеет широкий ассортимент производимой продукции: шоколад, конфеты, карамель, вафли. Оборот предприятия - около 6 млн. рублей. Число сотрудников - 3412 человек (2008г.). На сегодняшний день Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» является одним из лидеров на российском рынке среди производителей кондитерских изделий.

2.2 Влияние НТП на  современную технологию производства предприятия ОАО «Красный Октябрь»

   В 2000-ых годах произошла масштабная модернизация производства: покупка  и установка нового оборудования, в том числе и импортного; повышение  квалификации работников и дифференциация производимой продукции, в том числе  появление новинок.

   Следствием  вышеперечисленных преобразований и сотрудничества с мировыми лидерами кондитерской отрасли стал небывалый подъем таких экономических показателей, как: стоимость основных капиталов, производительность труда и объем выручки от продажи продукции [20].

   В 2003 году, на ОАО «Красный октябрь» начинается закупка нового оборудования. Происходит замена охлаждающих установок, модернизация шоколадного цеха, замена некоторых  конвейеров. Это привело к росту  стоимости основных капиталов предприятия  ОАО «Красный октябрь», чтобы показать это графически мною был разработан график (рисунок 3). 

   

   Рисунок 3. Рост стоимости основных капиталов ОАО  "Красный октябрь", тыс.руб.

   Как видно из рисунка 3, с 2004 года происходит постоянный рост стоимости чистых активов  в среднем на 325 тыс. рублей в год. Наиболее высокий прирост наблюдался в 2007-2008 годах. Всего за последние шесть лет стоимость основных капиталов возросла в три раза. Это связано с тем, что покупка и установка нового оборудования проходила в несколько этапов. Кроме того для выявления положительных или отрицательных эффектов требуется определенное время.

   В связи с появлением нового, более  совершенного, но, в то же время, и  более сложного оборудования, появилась  необходимость в повышении квалификации работников. Что и было произведено  на ОАО «Красный октябрь» в 2004 году. В этих целях были приглашены зарубежные специалисты. Повышение квалификации работников повлекло за собой повышение  качества производства, что в свою очередь повлияло на  рост производительности труда, чтобы показать это графически мною был разработан график (рисунок 4). 

   

   Рисунок 4. Рост производительности труда на ОАО "Красный октябрь", руб./чел.

   По  рисунку 4 видно, что наибольший эффект от повышения квалификации работников наблюдается практически сразу, но не останавливается, а продолжает повышаться. И за последние шесть лет производительность труда на предприятие ОАО «Красный октябрь» выросла почти в семь раз. Из чего можно сделать вывод, данная мера влечет за собой долгосрочный эффект.

   Еще одним нововведением на предприятие  ОАО «Красный октябрь» является расширение ассортимента, путем модификации  одного из ведущих брендов «Красного октября» - шоколада «Аленка». В частности появились такие виды кондитерской продукции, как:

    • «Аленка с орешками»
    • «Аленка со сливками и шоколадом»
    • «Аленка с крем-брюле»
    • «Аленка со сгущенкой»
    • «Шоколад Аленка с кальцием»
    • «Шоколад Аленка с фундуком и изюмом»
    • «Шоколад Аленка с фундуком»
    • «Шоколад Аленка с миндалем»

   Следствием  расширения ассортимента, путем введения новаций, явилось увеличение объемов  выручки от продажи кондитерских изделий предприятия ОАО «Красный октябрь» в пять раз за шесть лет, чтобы показать это графически мною был разработан график (рисунок 5). 

   

   Рисунок 5. Рост объемов выручки от продажи продукции на ОАО "Красный октябрь", тыс.руб. 

   Рассмотрим на примере известной производственной функции Кобба-Дугласа влияние технического прогресса на производство предприятия ОАО «Красный октябрь».

   Сравним объемы производства(Q) при использовании затрат труда (L) и капитала (К), но различных технологиях: старой ( т.е. заменяемой ) и новой ( т.е. более прогрессивной ).

   Общий вид функции: 

     [1] [12, C-85] 

Q1 = 35000 (т) Q2 = 45000 (т)
K1 = 15460 (маш. ч.) K2 = 27890 (маш. ч.)
L1 = 3500 (чел. ч.) L2 = 3300 (чел. ч.)

   В заменяемой технологии Q1=A1L1αK1β, в новой технологии Q2=A2L2αK2β.

   α = ΔQ/ΔK=0,73 [2] [12, C-86] 
      β = ΔQ/ΔL=0,27 [3] [12, C-86] 
     Итак, α > β, значит, увеличение фактора капитал на предприятие ОАО «Красный октябрь» более эффективно, чем увеличение фактора труд.

Информация о работе Исследование влияния научно-технического прогресса на жизненный цикл предприятия, на примере кондитерской фабрики ОАО «Красный Октябрь»