Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытаюсь рассказать об основном виде человеческой деятельности – материальном производстве. С помощью производства человек удовлетворяет почти все свои потребности. «Почти», потому, что человеческие потребности практически безграничны, а ресурсы, чтобы удовлетворить эти потребности (были, есть и будут), небезграничны.
Цель данной работы: исследовать материальное производство и производительность на предприятии с точки зрения экономики, т.е. показать механизм взаимоотношений между материальным производством и обществом, на данном историческом этапе.
Работа состоит из трех основных частей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………….4
история создания, цели, задачи предприятия…………………………..4
структура управления предприятием…………………………………...6
основные виды деятельности……………………………………………8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА…………...11
Сущность производства………………………………………………...11
виды экономических ресурсов производства…………………………12
Уровни производства и разделение труда…………………………….16
Производительность труда и ее значение…………………………….17
Методы определения производительности труда…………………….20
Факторы и резервы роста производительности труда………………..23
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА……………..26
Кривая производственных возможностей и оптимальный выбор…...26
Закон возрастания затрат и закон убывающей доходности…………..31
ТЕНДЕНЦИИ И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА …………….34
Концентрация и деконцентрация производства………………………34
Проблемы эффективности производства……………………………...35
Производство и экология……………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42
Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики ограниченных ресурсов: по мере максимизации производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.
Но
это закон, действующий в
пределах ограниченного
Но, помимо совокупности всех точек принадлежащих кривой производственных возможностей, мы также имеем и множество точек находящихся «внутри», а часть и «вне» кривой производственных возможностей. Если мы возьмем точку находящуюся внутри области ограниченной кривой производственных возможностей (например точку Е), то мы увидим что она также показывает определенное количественное соотношение товаров А и В. Но т.к. точка Е не достигает кривой производственных возможностей, то она есть результат не полного использования имеющихся производственных ресурсов. Выбор данной точки означает ориентацию на заведомо не эффективное использование производственных ресурсов. Поэтому выбор данной точки может быть либо вынужденный, либо в силу определенных экономических или внешнеэкономических причин (падение спроса, высокие налоги, переход к производству другой продукции и т.д.).
Теперь если мы посмотрим на точки лежащие вне границы производственных возможностей, например точка F, то увидим что при данных условиях эта точка не достижима. Т.к. для графика она означает сверхполное использование ресурсов, и для данного временного интервала технического развития человечества является недостижимой.
Но т.к. производственные и технологические возможности общества постоянно растут, благодаря НТП, то границы производственных возможностей постоянно сдвигаются вправо, причем неравномерно. Это следствие того, что прирост всех ресурсов идет неравномерно, и в связи с этим, изменение кривой производственных возможностей приобретает ассиметричный вид.
Итак,
мы пришли к выводу, что
график производственных возможностей,
позволяет ответить на один
из самых больных вопросов
производителя: что, с какими
затратами, и каких ресурсов,
производить.
3.2. ЗАКОН
ВОЗРАСТАНИЯ ЗАТРАТ И ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ
ДОХОДНОСТИ
Для более наглядного объяснения закона возрастания дополнительных затрат, мы несколько овеществим наш график производственных возможностей. Например, пусть товар А у нас будет представлять пушки, а товар В сливочное масло. Конечно же, это абстрактный выбор, но читающим эти строки, может быть не понятно: какие же это ресурсы могут одновременно использоваться для производства пушек и масла. Примем это как должное, пример все же.
Проанализируем график производственных возможностей снова, и увидим, что сейчас мы стоим перед проблемой выбора, не только что производить (только ради удовлетворения своей потребности непосредственно в производстве), но и то, что для общества, проблема выбора между производством пушек и масла, имеет, политическое значение. Т.е. опять же абстрагируя другие факторы, общество должно сделать выбор, между военным и гражданским производством.
С помощью кривой производственных возможностей (смотри рисунок №1) можно сформулировать еще раз тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп. Форма же графика показывает своеобразную «цену», одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве благ другой товарной группы. Научное понимание феномена цены связанно с понятием альтернативной стоимости (альтернативных издержек), по-английски – opportunity cost (издержки упущенных возможностей). В нашем примере цену масла мы выражаем в количестве пушек, от производства которых необходимо отказаться. Например, чтобы произвести масло 1 млн. кг, надо отказаться от производства 1 тыс. пушек (сократить их производство с 15 до 14 тыс.). для наращивания производства масла с 1 до 2 млн. кг нужно отказаться уже от 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.). Наконец, последнее приращение в производстве масла (с 4 до 5 млн. кг) потребует отказа от 5 тыс. пушек (5 тыс. – 0). Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла общество должно платить все большую цену в виде непроизведенных пушек. Та же закономерность действует и в случае перехода от производства масла ко все большему производству пушек (переключение с гражданского на военное производство). Но в этом случае выражение закона возрастающих затрат принимает следующую форму: отказ от каждого миллиона килограммов масла будет выражаться во все меньшем приросте производства пушек.
Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что при увеличении объема одноименной товарной группы неизбежно возрастание затрат на единицу товара, выраженных в другой товарной группе.
Также существует взаимосвязь между затратами в производстве, и выпуском продукции. Эту взаимосвязь показывает закон убывающей доходности.
Смысл
закона убывающей доходности
в следующем: дополнительные
затраты одного фактора (труд)
сочетается с неизменным количеством
другого фактора (земля) (см.
таблица №2). Следовательно,
новые дополнительные затраты дают
все меньший объем дополнительной
продукции.
Таблица №2 Количество труда изменяется, количество земли – постоянно.
Количество труда |
Объем производимого Продукта |
Дополнительная продукция как результат увеличения количества труда |
2 4 6 8 10 |
400 600 640 660 670 |
400 200 40 20 10 |
Еще раз подчеркнем, что закон убывающей доходности действителен только при изменении одного фактора (или нескольких факторов) производства и неизменности остальных.
Другой
результат наблюдается при одинаковом
и единовременном увеличении
всех факторов производства:
налицо процесс увеличения
выпуска продукции в такой
же или даже в большей
степени, по сравнению с увеличением
факторов производства. Такой
случай называется ростом
доходности на основе увеличения
масштаба производства. Например,
затраты труда и капитала
увеличились на 20 %, а выпуск
продукции – на 30 %. Это можно
объяснить тем, что, во-первых,
в рамках крупномасштабного
производства можно провести
специализацию трудовых операций,
что повышает производительность
труда; во-вторых, возможна специализация
управленческих функций; в-третьих,
только на крупных предприятиях
возможно эффективное применение
единичных дорогостоящих производственных
мощностей: мощных компьютеров,
робототехнического комплекса
и т.д.
4. ТЕНДЕНЦИИ И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
4.1. КОНЦЕНТРАЦИЯ
И ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Концентрация производства – это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Она способствует удешевлению затрат, и придает выпуску продукции массовый масштаб.
В то же время мелкие предприятия обладают рядом объективных преимуществ. Они оперативнее реагируют на изменения в технологии производства, мобильнее откликаются на рыночный спрос, могут экономить на управленческих расходах и т.д.
Свою жизнеспособность мелкие предприятия доказывают во всех странах. Конечно, если судить по числу мелких предприятий, то картина будет в пользу мелких фирм, но если по удельному весу продукции – то в пользу крупных. В разные периоды и для разных отраслей мера оптимальной концентрации неодинакова и подвижна. В экономической науке возникли даже две концепции – «теория большого бизнеса» и «теория мелкого бизнеса», дискуссия между которыми идет с переменным успехом.
Анализ концентрации и деконцентрации производства важен потому, что они составляют соответственно материальную основу двух вечно противоборствующих тенденций рыночной экономики – монополизм и конкуренции.
Концентрация производства порождает новую тенденцию – стремление предприятия к самообеспечению (посредством сосредоточения в его рамках всего цикла операций по изготовлению данного товара). Эта тенденция в экономической теории получила название «вертикальной интеграции».
Сегодня же в развитых странах преобладает противоположная тенденция – вертикальная дезинтеграция, когда подразделения крупного предприятия становятся самостоятельными предприятиями. Внутрифирменные поставки в этом случае сменяются рыночными сделками. Доказано, что отношения купли-продажи между независимыми фирмами более эффективны, чем внутрифирменные поставки.
Отказ от вертикальной интеграции оборачивается возрастанием роли рыночных факторов. Потому, что при том же объеме производства возрастает абсолютное число «продавцов» и «покупателей», следовательно, растет и объем «экономики».
Вертикальная дезинтеграция существенно меняет состав потребителей, а с ним – и характер движения продукции: теперь к конечным покупателям присоединяется армия «промежуточных», внося рыночную эффективность в те сферы, где ее не могло быть при вертикальной интеграции.
В
свою очередь вертикальная дезинтеграция
породила новое явление, получившее
название «диверсификация» (разнообразие).
Так стало обозначаться расширение
номенклатуры производимой предприятием
продукции. В условиях насыщения
рынка предложением и обострения
конкуренции, диверсификация придает
фирме дополнительную коммерческую
устойчивость. Диверсификацию можно
рассматривать как своеобразную
компенсацию за вертикальную
дезинтеграцию.
4.2.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Нам известно, что экономически эффективным считается производство, в котором максимум результата, на минимум затрат ресурсов.
В рыночной экономике, эффективность производства имеет более широкий смысл. Дело в том, что для рынка важен не только минимум затрат при максимуме результата, а еще и потребительский спрос на эту продукцию. Например, если фирма выпускает определенного вида продукцию с минимальными затратами ресурсов по сравнению с другими фирмами, но эта продукция совершенно не пользуется спросом, ее просто никто не покупает, то фирма разорится, т.к. у нее не будет прибыли. И производство данной фирмы вряд ли можно назвать экономически эффективным.
Но не смотря ни на что основными критериями повышения эффективности производства остаются: минимизация затрат и максимизация результатов.
Например, затраты труда можно снизить благодаря повышению производительности труда, затраты материальных ресурсов можно снизить за счет введения новых технологий, затраты на управленческий аппарат можно снизить за счет введения новых научных разработок в этой области. Но, любое нововведение это тоже затраты, во-первых времени, во-вторых денежные, в-третьих дополнительные затраты труда. Если преобразования дадут желаемый результат, то мы можем сделать вывод о том, что модернизация определенной структуры прошла успешно и стала оправдывать (принесет доход в будущем) себя. К сожалению, так бывает не всегда, т.е. затраченные средства просто пропадают. Почему? А потому, что эта технология (методика, информация) устарела, или в данной производственной отрасли не может, из-за комплекса определенных причин приносить ожидаемую эффективность. Если модернизация производства происходит медленно (в силу объективных причин, погодные условия, поломка оборудования, а средств на починку не хватает и др.), то естественно, дополнительное время необходимое на «демодернизацию» производства теряется, а ведь это получается потеря потенциальной прибыли. Поэтому, при так сказать «рыночной» системе производства, где все направленно на получение большей прибыли, так развита система взыскания неустоек с проштрафившихся.