Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа
В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению региональных интересов в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом.
Введение 2
Глава 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России. 3
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: ее сущность и виды. 3
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической 5
деятельности в России. 5
Глава 2. Понятие экспорта и импорта в России 9
2.1 Сущность экспорта 9
2.2 Сущность импорта 15
2.3 Лицензирование при экспорте и импорте товаров. 16
Глава 3. Исследование экспорта Самарской области 23
3.1 Краткая характеристика Самарской области и её внешнеэкономическая деятельность 23
3.2 Инновационная деятельность Самарской области 28
3.3 Исследование экспорта малых и средних предприятий в Самарской области 32
Заключение 35
Экспорт товаров Самарской области в 2011 году увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,7% и составил 9724,2 млн. долларов США. При этом экспорт товаров в страны дальнего зарубежья по сравнению с 2007 годом увеличился на 44,3% и составил 7548,3 млн. долларов США, в страны СНГ увеличился на 29,7% (2175,9 млн. долларов США).
Практически по всем наименованиям продукции отмечено увеличение поставок в 1,5-2 раза, за исключением экспорта молока, каучуков, химических нитей и волокон, меди (уменьшение на 20-50%).
Необходимо отметить, что относительно 2009 года в 2011 году экспорт увеличился на 20%, и вышеприведенные показатели роста на 50% объясняются негативными тенденциями внешней торговли в 2010 году.
Товарная структура экспорта в течение 2011 года продолжала претерпевать изменения в части диверсификации экспорта самарской продукции.
Наименование товарной группы |
Удельный вес в общем объеме поставок, % | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Минеральные продукты |
64,0 |
42,2 |
49,3 |
Продукция химической промышленности |
16,0 |
18,7 |
19,6 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
10,5 |
22,2 |
19,0 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них |
7,5 |
11,6 |
7,6 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
1,21 |
3,2 |
2,8 |
Прочие товары |
0,66 |
1,6 |
1,2 |
В экспорте продолжают доминировать поставки топливно-энергетических продуктов, основным покупателем которых остается Китай (41% общих поставок). В то же время, доля Китая в 2010 году составляла 54%, и снижение на 15% положительно характеризует географическое расширение экспорта минеральных продуктов.
Отмеченный в 2011 году рост поставок продукции химической промышленности (на 38% к уровню 2010 года) явился следствием значительного увеличения экспорта продуктов неорганической химии (на 25%), удобрений (на 65%), химических продуктов (на 27%) Увеличение на 15-30% показали и другие наименования продукции данной группы, снижение отмечено по поставкам каучуков (на 55%).
Экспорт машин, оборудования и транспортных средств превысил уровень 2010 года на 17%, в том числе, увеличился экспорт легковых автомобилей на 8,6%. Основными потребителями легковых автомобилей являлись государства участники СНГ, среди которых лидируют Украина, Казахстан и Азербайджан.
В 2011 году оказалась нарушена стабильность в экспорте металлов и изделий из них. Общий объем поставок уменьшился по сравнению с 2010 годом на 22,2%, особенно сильно изменился экспорт алюминия (на 34,9%) и меди (на 53,3%). Подобная ситуация связана с резким падением мировых цен на металлы – например по алюминию за апрель-ноябрь 2011 года цены упали на 25%, по меди – на 10%.
Продажа продовольственных
товаров и
Значительный рост экспорта в данной группе товаров (в 160 раз) показали поставки продукции мукомольно-крупяной промышленности (с 4 тыс. до 660 тыс. долларов США). Этому способствовало увеличение количества стран импортирующих данную продукцию (в 2010 году - только Республика Казахстан, в 2011 году - 7 стран). Также в 10 раз возрос экспорт сахара, что связано с высокой урожайностью в 2011 году. Отмечено снижение экспорта молока (на 45%), злаков (на 83%), готовых продуктов из мяса и рыбы (на 42%).
Приблизительно 40% объема группы
продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья
В 2011 году основными странами-партнерами Самарской области по экспорту были: Китай (26,3% от общего объема экспорта), Украина (10,9%), США (10,6%), Монголия (7,0%), Казахстан (6,1%), Италия (4,1%).
Крупнейшими предприятиями-экспортерами Самарской области в 2011 году были: ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Куйбышевазот», ОАО финансово-инвестиционная компания «Новафининвест», ОАО «Самарский металлургический завод», ЗАО «Самара-Нафта».
Самарская область в 2011 году
поддерживала торговые отношения со
115 странами (в 2008 году – со 123 странами),
среди которых основными
В развитии внешнеэкономической деятельности
важнейшей задачей является повышение
Сегодня темпы роста
На фоне структурной
Главной целью развития экономических
связей остается интеграция экономики страны
в мировое хозяйство. Эту стратегическую
линию, выработанную Правительством, проводит
Министерство внешних экономических связей
Российской Федерации. Перемены, происшедшие во
внешней торговле России, носят радикальный характер.
Главное - осуществлена демонополизация
В результате реформирования система внешнеторгового режима
России стала более гибкой,адекватно реагирующей на
изменения общеэкономической ситуации
в стране и развитие мирохозяйственных
связей. Не возвращаясь к прежней системе монополии внешней
Международная деятельность регионов становится сегодня важной составной частью международного сотрудничества, вносит свой вклад в привлечение инвестиций в экономику, содействует расширению экспортного потенциала российских компаний. К традиционным формам следует отнести сотрудничество регионов в рамках двухсторонних соглашений о сотрудничестве. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста экспорта в Самарской области. Первостепенным условием для развития внешнеэкономических связей является финансовая стабилизация. Путь к росту эффективности производства и наращиванию экспорта проходит благодаря активизации инвестиционной деятельности и создание благоприятных условий как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Большое позитивное значение имеют эффективность взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти в этом направлении и практические шаги по созданию нормативной базы для поддержки экспорта. Самарская область, известная как 63 регион - один из устойчивых лидеров национальной экономики. В мире хорошо знают самарские автомобили, самолеты, алюминий, подшипники, кабели, азот, каучук. Самара является космическим центром России. Здесь создаются пилотируемые корабли, ракеты-носители, уникальные авиационные двигатели. Узнаваемость самарских брендов вызывает доверие партнеров и привлекает инвесторов. Самарская область славится гостеприимством и создает комфортные условия для отдыха и бизнеса. Неоспоримой притягательной силой обладает удивительная природа края. Широта волжских просторов и тайны Жигулевских гор привлекают тысячи туристов.
Особое значение имеет защита собственного
внутреннего рынка и отечественных