Исследование экспорта Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению региональных интересов в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России. 3
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: ее сущность и виды. 3
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической 5
деятельности в России. 5
Глава 2. Понятие экспорта и импорта в России 9
2.1 Сущность экспорта 9
2.2 Сущность импорта 15
2.3 Лицензирование при экспорте и импорте товаров. 16
Глава 3. Исследование экспорта Самарской области 23
3.1 Краткая характеристика Самарской области и её внешнеэкономическая деятельность 23
3.2 Инновационная деятельность Самарской области 28
3.3 Исследование экспорта малых и средних предприятий в Самарской области 32
Заключение 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Самара.docx

— 600.16 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России. 3

1.1. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия: ее сущность и виды. 3

1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической 5

деятельности  в России. 5

Глава 2. Понятие  экспорта и импорта в России 9

2.1 Сущность экспорта 9

2.2 Сущность  импорта 15

2.3 Лицензирование  при экспорте и импорте товаров. 16

Глава 3. Исследование экспорта Самарской области 23

3.1 Краткая характеристика Самарской области и её внешнеэкономическая деятельность 23

3.2 Инновационная деятельность Самарской области 28

3.3 Исследование экспорта малых и средних предприятий в Самарской области 32

Заключение 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная цивилизация вступает в новую эпоху - эпоху постиндустриального  или информационного общества, которое  характеризуется глобализацией  и возрастанием роли трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, рабочей силы, пространственной и институциональной интеграцией  рынков. В этих условиях мирохозяйственные  связи являются ключевым фактором прогресса  национальной экономики в целом  и экономики отдельного региона.

В настоящее время экономика  России переживает трансформационный  период. С учетом мировых тенденций  успешное осуществление рыночных преобразований, а также стабилизация и рост экономики  на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы  без интеграции в мировое сообщество. В связи с этим исключительно  важной для РФ становится выработка  методов и направлений оптимального включения экономики отдельного региона в мировое хозяйство  с учетом внешнеэкономической политики государства.

В ходе рыночных преобразований регионы  РФ получили широкие полномочия в  реализации собственных интересов  на мировых рынках, однако, большинство  из них оказалось недостаточно подготовленными  к представлению региональных интересов  в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом. В связи с этим актуальность приобретает выработка такого набора форм, методов и направлений регулирования региональной ВЭД, которые бы наиболее эффективно способствовали стабилизации и росту экономики.

Предметом исследования являются направления, формы и способы организации  внешнеэкономической деятельности для целей экономического развития Самарской  области, исходя из его специализации, экспортного потенциала и выгодного экономико-географического положения, и на этой основе разработка таких организационных способов включения в мирохозяйственные связи, которые бы максимально способствовали развитию самого региона и при этом не противоречили общегосударственной внешнеэкономической политике.

 

Глава 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России.

 

    1. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия: ее сущность и виды.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭД) – один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной,  экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических  связей, осуществляется на уровне предприятий  с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, номенклатуры товара, сроков и объемов поставки.

ВЭД отличается правовой автономностью  (существует отдельная нормативно-правовая база для внешнеэкономической деятельности), экономической и юридической  независимостью.

В соответствии с законодательством  РФ к видам ВЭД относят:

  1. внешнеторговую деятельность;
  2. международное инвестиционное сотрудничество;
  3. международную производственную кооперацию;
  4. валютно-финансовые и кредитные операции;
  5. международное научно-техническое сотрудничество.

Внешнеторговая  деятельность – предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами,  результатами интеллектуальной деятельности.

Формами внешнеторговой деятельности является:

  • экспорт;
  • импорт;
  • реэкспорт;
  • реимпорт.

Международное инвестиционное сотрудничество – взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества – расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих  формах:

  • международный финансовый лизинг;
  • предприятия с участием иностранных инвесторов.

Международная производственная кооперация – сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской  Экономической Комиссии являются:

  • предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпущенной по этой лицензии;
  • поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;
  • совместное производство на основе специализации;
  • подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции – в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие  внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны – в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Научно-техническое  сотрудничество – проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах.

Функции ВЭД:

  1. Способствует выравниванию уровня экономического развития.
  2. ВЭД осуществляет соизмерение национальных и мировых изделий производства.
  3. Реализует преимущества международного разделения труда.

Материальной основой  ВЭД является внешнеэкономический  комплекс (ВЭК), который представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, производителей экспортной продукции и потребляющих импортные товары и услуги. Структурно ВЭК включает предприятия-производителей и содействующую ВЭД инфраструктуру.

К инфраструктуре ВЭД относят:

  • информационно-консультационные структуры;
  • кредитно-банковскую систему;
  • страховые фирмы;
  • первичные товарные рынки;
  • оптово-посреднические фирмы;
  • транспортно-экспедиционные службы.

 

1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности  в России.

Основные цели регулирования  ВЭД:

  1. Создание условий доступа российских предприятий на мировые рынки посредством оказания государственного, финансового и информационного содействия.
  2. Защита национальных интересов и внутреннего рынка.
  3. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношении с различными государствами.
  4. Использование ВЭД для ускорения создания в России рыночной экономики.

Госрегулирование ВЭД  осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Единство внешнеэкономической и национальной политики.
  2. Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.
  3. Обеспечение равенства всех участников ВЭД.
  4. Единство таможенной территории РФ.
  5. Приоритет экономических мер госрегулированию.
  6. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.
  7. Исключение необоснованного вмешательства в ВЭД.
  8. Разграничение прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД.

 

Управление ВЭД осуществляют:

  1. Министерство промышленности и торговли.

Главная цель – реализация государственной программы в  области ВЭД, координация и регулирование  ВЭД российских предприятий, регулирование  валютно-кредитных отношений с  иностранными государствами, привлечение  иностранных инвестиций и их размещение на территории России. Данное министерство принимает участие в разработке прогноза внешнеторгового баланса  РФ, определяет объем поставок для  средств государственных нужд (совместно  с другими министерствами), определяет объем бюджетных средств, необходимых  для реализации заказа. Министерство участвует в контроле за деятельностью субъектов РФ в области ВЭД и ВЭС и обеспечивает выполнение обязательств России по заключенным международным договорам.

В системе министерства действует  ряд специализированных организаций: например, научно-исследовательский  конъюнктурный институт.

  1. Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД.

Основные функции:

  • обеспечивает экономическую безопасность и защищает государственные интересы;
  • ведет борьбу с контрабандой, нарушителями таможенного законодательства, обеспечивает соблюдение законодательства РФ;
  • взимает таможенные сборы и платежи;
  • осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление;
  • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру ВЭД (ТН ВЭД);
  • обеспечивает выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.

Система управления таможенным делом в РФ включает 3 уровня:

    1. ФТС (внешний);
    2. таможенные управления;
    3. таможни и таможенные посты.

3.  Центральный банк  РФ.

Непосредственно внешнеэкономическая  деятельность банка сводится к тому, что он представляет интересы страны в банках других стран, в международных  финансовых организациях, выдает лицензии на осуществление финансовых операций в иностранной валюте коммерческим банкам.

Как орган управления в  сфере ВЭД предприятий ЦБ управляет  официальными золотовалютными резервами  страны, осуществляет валютный контроль за деятельностью предприятий.

Существуют 3 органа валютного  контроля:

  • правительство;
  • центральный банк;
  • Федеральная таможенная служба.

 

Организации, содействующие  развитию внешнеэкономической деятельности предприятий.

  1. Торгово-промышленная палата (ТПП) – негосударственная, некоммерческая организация, которая призвана содействовать всем формам предприятий в России и развитию международного сотрудничества.  Деятельность ТПП регулируется ФЗ "О торгово-промышленных палатах в РФ" 1993г.

Задачи ТПП в ВЭД:

  • содействие в развитии российского экспорта;
  • оказание помощи российским участникам ВЭД в освоении новых форм внешнего сотрудничества и осуществления торговых операций;
  • помощь зарубежным предприятиям в поиске надежных российских партнеров;
  • повышение квалификации в сфере ВЭД российских предприятий.

Информация о работе Исследование экспорта Самарской области