Исследование экспорта Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению региональных интересов в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России. 3
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: ее сущность и виды. 3
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической 5
деятельности в России. 5
Глава 2. Понятие экспорта и импорта в России 9
2.1 Сущность экспорта 9
2.2 Сущность импорта 15
2.3 Лицензирование при экспорте и импорте товаров. 16
Глава 3. Исследование экспорта Самарской области 23
3.1 Краткая характеристика Самарской области и её внешнеэкономическая деятельность 23
3.2 Инновационная деятельность Самарской области 28
3.3 Исследование экспорта малых и средних предприятий в Самарской области 32
Заключение 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Самара.docx

— 600.16 Кб (Скачать)

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в России применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговой деятельности, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней коммерции, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В условиях нестабильного развития экономики России, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.

 

2.3 Лицензирование  при экспорте и импорте товаров.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли заключается в установлении экспортных и импортных пошлин и оно относится к экономическим методам. Нетарифное включает квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров. Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. Суть данного метода заключается в частичном ограничении экспорта и импорта в количественном или стоимостном отношении, а также в применении при этом разрешительной системы (лицензии).

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране.

В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. установлено, что количественные ограничения экспорта и импорта (квоты) могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии ,можно разделить на следующие группы:

  • товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном товары, экспортируемые в связи выполнением Россией международных обязательств);
  • товары, имеющие специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).

Согласно Положению о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (утвержденному постановлением от 6 ноября 1992 г. № 854) при экспорте и импорте отдельных товаров оформляются генеральные и разовые лицензии, которые являются разрешением на ввоз или вывоз товаров из страны в установленные сроки.

Генеральная лицензия оформляется сроком на один календарный год; экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться как по одной, так и по нескольким сделкам. Разовая лицензия оформляется сроком до одного года для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке.

Приказом Министерства внешних экономических связей РФ (МВЭС РФ) от 9 марта 1994 г. № 107 утверждена Инструкция "О порядке работы по доведению квот, выдаче лицензий и ведению Федерального банка лицензий". В инструкции определены основания выдачи лицензий, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензий, а также установлен порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации(утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854"О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации") можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской федерации, а затем распределяются по регионам.

Рассматривая квотирование, следует отдельно уделить внимание особенностям экспорта нефти и нефтепродуктов. До 1 января 1995 г. вывоз нефти осуществляли определенные экспортеры, назначаемые государственными органами (спецэкспортеры). В настоящее время квотирование экспорта нефти и нефтепродуктов как таковое отменено.

При экспорте нефти и нефтепродуктов применяют "естественное квотирование", заключающееся в ограничении пропускной способности магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах. Основные условия использования системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994г. № 1446 "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года". Допуск к нефтепроводам предоставляется нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим организациям пропорционально объемам добычи (переработки) нефти и нефтепродуктов. Производители нефти и нефтепродуктов могут уступить(передать или продать) свое право экспорта другой организации, в пределах объемов, установленных квартальными графиками транспортировки. Контроль за реализацией права пользования системой магистральных нефтепроводов осуществляет Межведомственная комиссия.

Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007 "Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт" было установлено, что с 1 июля 1994 г. лицензирование и квотирование экспорта товаров и услуг осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ. Для остальных товаров они отменены. В целях реализации данного Указа постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" были утверждены:

  1. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
  2. Перечень товаров, по которым сохраняется особый порядок экспорта;
  3. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется с 1 июля 1994 г. на основе регистрации контрактов.

К товарам, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами, относятся: нити и пряжа, ткани, некоторые виды готовой одежды и прочие готовые текстильные изделия. Ограничения на экспорт и импорт указанных товаров установлены с целью выполнения международных обязательств РФ по количественному ограничению экспорта товаров. Так, например, по соглашению между РФ и ЕЭС о торговле текстильной продукцией Россия приняла на себя обязательства не поставлять в страны ЕЭС отдельные виды текстильных товаров. В связи с этим только при экспорте текстиля в страны ЕЭС необходимо наличие лицензии (телеграмма ГТК РФ от 12 августа 1994 г. № Т-42146).

Минэкономики РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ, Роскомметаллургией и Роскомхимнефтепромом был утвержден "Порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт, осуществляемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации". Международные обязательства действуют в отношении некоторых стран.

В перечень стратегически важных товаров, экспорт которых осуществляется в особом порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758, в настоящее время включены: дикие животные; лекарственное сырье; шифровальные средства; вооружение и военная техника; взрывчатые вещества и средства взрывания; ядерные материалы; драгоценные природные камни и изделия из них; информация о недрах; наркотические и психотропные средства; яды; другие товары, экспорт которых осуществляется также по лицензиям.

До 25 марта 1995 г. основным условием для выдачи лицензии на экспорт и импорт стратегически важных товаров была регистрация в МВЭС РФ предприятий и организаций-экспортеров. Однако Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. регистрация в МВЭС РФ экспортеров стратегически важных сырьевых товаров была отменена.

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 был также утвержден перечень товаров, экспортируемых при условии регистрации контрактов в МВЭС РФ. В настоящее время в данный перечень включены: рыба, пшеница, семена сои и подсолнечника, спирт этиловый, газ природный, электроэнергия, удобрения, деловая древесина хвойных пород, целлюлоза, нефть сырая (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти и другое. Контракты на экспорт указанных товаров регистрируются в соответствии с Порядком регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации, утвержденным МВЭС РФ, Минэкономики РФ и ГТК РФ 18,22 августа 1994 г. № 01-20-8553. При этом выдается сертификат, который впоследствии предъявляется организациями-экспортерами во время таможенного контроля.

В отношении импортных товаров в настоящее время квоты не установлены, хотя Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрено установление квот в определенных случаях. Лицензирование импорта существует только в отношении специфических товаров и подпадающих под особый режим контроля (вооружение, продукция двойного применения и т.д.). Лицензирование ввоза отдельных товаров осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров(работ, услуг) на территории Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 был утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям, а постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 331 в него были внесены изменения. В настоящее время перечень включает химические средства защиты растений, промышленные отходы, шифровальные средства (в том числе шифровальную технику, детали для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования), нормативно-техническую документацию к шифровальным средствам (включая конструкторскую и эксплуатационную). Согласно указанию ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265, ввоз радиоэлектронных средств осуществляется на основании особого разрешения. Следует добавить, что лицензирование импорта осуществляется на основании правительственных решений.

 

 

Глава 3. Исследование экспорта Самарской области

    1. Краткая характеристика Самарской области и её внешнеэкономическая деятельность

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Областной центр:

город Самара

Территория:

Площадь: 53 600 км²

(0,31% от РФ, 50 место в РФ)

Население: 
 
(по результатам переписи населения, октябрь 2010 г.)

Численность: 3 215 700 чел.

(2,25% от РФ, 11 место в РФ)

Плотность: 60,0 чел./км². 

Урбанизация

городское население

80,2%

сельское население

19,8%


Крупные города:

 

город

население

Самара

1 150 000

Тольятти

727 600

Сызрань

188 900

Новокуйбышевск

116 400

Чапаевск

82 100

Отрадный

53 100

Жигулёвск

47 700

Кинель

34 300

Похвистнево

27 000

Октябрьск

27 000


Географическое положение  и состав:

В состав области входят 27 районов, 11 городов, 23 поселка. Расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, по среднему течению Волги. Граничит с Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областями и Татарстаном. 
Главная река - Волга. 
Расстояние от Самары до Москвы: 1098 км.

Климатические условия:

Умеренный климатический пояс. 
Континентальный, засушливый климат. 
Средняя температура января: -11°С. 
Средняя температура июля: +23.5°С.

Дата образования:

14 мая 1928 г. как Средне-Волжская, 20 октября 1929 г. переименована в Средне-Волжский край, 27 января 1935г. - в Куйбышевский край, 5 декабря 1936г. - в Куйбышевскую область, с 1991г.- Самарская область. Областной центр - г.Самара (в 1935-1991 гг. - Куйбышев).

Входит в состав:

Приволжского федерального округа иПоволжского экономического района

Полезные ископаемые:

нефть, попутный газ, горючие сланцы, сера, гипс, известняк, битуминозные доломиты. Наиболее известные месторождения: нефть - выявлено 130, из которых эксплуатируются 67 месторождений; известняки - Ширяевское; сера самородная- Водинское, Сырейско-Каменодольское.

Основные отрасли промышленности:

машиностроение (производство легковых автомобилей, подшипников качения, металлорежущих станков), топливная (добыча и переработка нефти), химическая и нефтехимическая (производство синтетического каучука, минеральных удобрений, синтетических  смол и пластических масс), электроэнергетика  и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство:

специализируется на зерно-животноводческом направлении. В структуре растениеводства наряду с производством зерна важную роль играют технические культуры. Для животноводства характерна молочно-мясная специализация. Овцеводство имеет полутонкорунное, мясо-шерстное направление. Развито пчеловодство.

Информация о работе Исследование экспорта Самарской области