Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:09, курсовая работа
Знание инструментов и принципов, на которых основана работа в целом и деятельность исламского банкинга, может помочь белорусским банкам и предприятиям лучше понять своих потенциальных партнеров и получить средства для развития.
Введение………………………………………………………………………..…
4
1 Исследование исламской экономической модели…………………………….
5
1.1 Исламская экономическая система, общее представление……………........
5
1.2 Сущность экономической категории ссудного процента…………………..
8
1.3 Основные предпосылки организации и ведения исламского банковского дела…………………………………………………………………………………
8
2 Организация и ведение исламского банковского дела……………...............
12
2.1 Исторические аспекты развития исламского банковского дела………….
12
2.2 Инструменты исламского банковского дела……………………………….
13
3 Сравнительный анализ международных исламских банков и разработка финансовых и организационных схем в КБ "Бадр Банк"……………………….
19
3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе………………………….
19
3.2 Международный Исламский Банк Развития…………………………...……
20
3.3Основные характеристики деятельности российского исламского коммерческого банка "Бадр Банк"………………………………………….........
21
Заключение……………………………………………………………….………
25
Список использованных источников……………………………………….........
26
В последние годы мусульманскими экспертами по экономике и банковскому делу внимательно рассматривались возможные пути замены процента. Мусульманские экономисты разработали экономические модели беспроцентной экономической системы и проанализировали последствия отмены процента на экономический рост, установление ресурсов и распределение дохода. Они также обосновали теоретическую базу для организации современного банковского дела на беспроцентной основе. Большой вклад в литературу о беспроцентном банковском деле также внесли банковские работники.
Концепция беспроцентного банковского дела уже не является чисто теоретической категорией. В последние два десятилетия было создано и работают на беспроцентной основе несколько исламских банков в разных частях мира.
Понимание нежелательных
последствий ссудного процента не только
объясняет причины запрета на
процент на кредит (включая и кредит
на производственные нужды), но и обосновывает
создание альтернативной системы, которая
соответствовала бы духу ислама. Нежелательные
особенности процентного
В своем развитии исламский банкинг сегодня сталкивается со следующими основными проблемами.
Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Кроме того, возросшая стоимость поиска и найма квалифицированного персонала вынуждает финансовые институты перевести фокус с найма на сохранение существующих кадров. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.
Конкуренция. Несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен со все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (путем открытия «исламских окон»), трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке. Текущее падение цен на нефть и снижение уровня временно свободной ликвидности также сказывается на возможностях исламских банков конкурировать с традиционными на западных финансовых рынках.
Избыточная ликвидность. Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные возможности для инвестиций, согласно принципам ислама со стороны банков, в свою очередь приводят к необоснованному завышению стоимости активов.
Управление рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии. Такие риски включают в себя риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т.п. Принимая во внимание расширение института исламского банкинга, функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие индустрии.
Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.
Следование шариату. Следование принципам шариата является основным условием работы исламских банков. Данный вопрос напрямую связан с проблемами воспитания квалифицированных кадров и управления рисками, описанными выше. Исламские учебные заведения не в состоянии удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах возрастающего числа исламских финансовых институтов. Различия в интерпретации положений шариата также вызывают необходимость в квалифицированных кадрах для выработки единой позиции по механизмам работы продуктов исламского банкинга.
Данные факты говорят
о том, что исламский банкинг
представляет собой комплексный
механизм, которому еще предстоит
пройти определенные этапы на пути
своего развития. Однако, несмотря на существующие
вопросы, он является тем самым институтом,
который доказал свою состоятельность
и способность работать во время
глобального финансового
2.1 Исторические аспекты развития исламского банковского дела
Первая попытка внедрения
исламских принципов в области
банковского дела была предпринята
в Египте без ссылки на религиозную
идеологическую сущность данных операций.
Такая скрытность была обусловлена
господствующим политическим режимом,
власти которого воспринимали любую
попытку возрождения исламских
традиций и принципов в общественной
жизни как провозглашение исламского
фундаментализма.
В 1963 году в Мит Гамре египетском экономистом
Ахмедом аль-Наджаром было осуществлена
попытка внедрения исламского банковского
дела в форме сберегательного банка, деятельность
которого была построена на долевом участии
в прибылях и убытках. Этот эксперимент
продолжался до 1967 года и к тому времени
в стране работало 9 таких банков. Эти банки
не начисляли и не платили проценты, инвестировали
главным образом в торговлю и промышленность
прямым финансированием, либо совместно
с другими инвесторами, а прибыль, полученную
в результате успешной реализации проекта,
делили с вкладчиками. Таким образом, они
функционировали по сути как сберегательный
инвестиционный институт, нежели как коммерческий
банк. Назир Сошиал Банк, учрежденный в
Египте в 1971 году был объявлен как беспроцентный
коммерческий банк.
Исламский Банк Развития (ИБР) был основан в 1974 году Организацией Исламских Стран (ОИС), изначально служивший межгосударственным целям в обеспечении капиталом проектов по развитию экономики стран членов организации. ИБР предоставляет платные финансовые услуги и оказывает поддержку в операциях по долевому участию в прибылях странам-участницам. Операции в ИБР четко основаны на принципах Шариата. В 70-х годах во многих мусульманских странах произошли политические изменения, которые дали толчок легализации Исламских финансовых институтов. На Ближнем Востоке обрели свое законное существование многие Исламские банки, такие как, Дубай Исламик Банк (1975), Файзел Исламик Банк в Судане (1977), Файзел Исламик Банк в Египте (1977), Бахрейн Иламик Банк (1979). Тихоокеанско-азиатский регион не остался не затронутым этим ветром перемен. Филиппинский Амана Банк был учрежден в 1973 году по президентскому указу как специализированный банковский институт без ссылки в уставе на исламский характер. Учреждение этого банка явилось уступкой филиппинского правительства в реакции на восстание мусульман с требованиями удовлетворить нужды экономической стороны жизни мусульманского сообщества. Однако, основной задачей этого банка являлось строительство и реконструкция в городах Минданао, Сулу и Палаван на юге страны. Филиппинский Амана Банк имеет 8 филиалов, расположенных в крупных городах южных мусульманских провинциях, головной офис находится в Минданао. Этот банк не считается полностью исламским, так как наряду с исламскими методами финансирования существуют и обычные процентные операции. Любопытно наблюдать как Филиппинский банк оперирует с двумя "окнами" депозитных операций: традиционных и исламских. Тем не менее предпринимаются усилия по переводу этого банка в полномасштабный исламский банк. В Малайзии дебют исламского банковского дела состоялся в 1983 году. Первым финансовым исламским институтом в Малайзии стала Исламская Сберегательная Корпорация по вкладам паломников, основанная в 1963 году. В 1969 году эта организация была преобразована в Управление по делам паломников и Фондовый департамент, широко известной сейчас как Табунг Хадж. Эта организация действует как финансовая компания, которая инвестирует сбережения паломников согласно канонам Шариата, но ее роль достаточно ограничена рамками небанковского финансового института. Тем не менее успех Табунг Хаджа способствовал открытию исламского малазийского банка Bank Islam Malaysia Berhad, который предоставляет весь спектр исламских банковских услуг Табунг Хадж оплатил 12.5% уставного капитала в 80 миллионов долларов. Этот банк имеет 14 филиалов в различных частях страны. Необходимо отметить некоторые исламские финансовые институты учрежденные в странах, где мусульмане проживают в составе населения в меньшинстве. В 70-е годы в Индии произошел количественный рост беспроцентных сбережений и кредитов на социальные цели. Исламская банковская система (сейчас называется Исламский Финансовый Дом), основанная в Люксембурге в 1978 году, показала западному сообществу пример исламского банковского дела. На сегодняшний день открыты и успешно функционируют исламские банки в США, Великобритании, Западной Европе. В Копенгагене работает Исламский Международный Банк Дании, в Мельбурне Исламская Инвестиционная Компания Австралии.
2.2 Инструменты исламского банковского дела
В исламской экономической системе банки выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной – компенсация негативных факторов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса и предложения, искажения информации. Выполняя роль финансового посредника, любой банк аккумулирует денежные средства вкладчиков, которые в данный момент не используются их распорядителями, и формирует за их счет пассивы в источник финансов для тех лиц и предприятий, которые испытывают дефицит средств. Таким образом, за исполнение роли посредника банк должен иметь возможность возместить свои затраты и получить вознаграждение за проделанную работу.
В традиционной экономике банк получает прибыль с разницы процентных ставок, с одной стороны взимая с заемщиков более высокий процент, и, с другой, отдавая вкладчикам невысокий. В исламской модели процесс происходит несколько сложнее.
Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов. За арабскими названиями, однако, скрываются вещи, знакомые каждому человеку, сталкивавшемуся с банками.
Мудараба (mudaraba) является примером классического договора, известного ещё с доисламских времен. Вкладчик и заемщик, в сущности, выступают как агент и принципал соответственно. Одна сторона, владелец денег (например банк), вносит в предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба – агента) заключается в его физическом, умственном труде или управленческой деятельности, благодаря которым предприятие реализуется. Банк является посредником между вкладчиком и заемщиком так же, как и агентство недвижимости несет посредническую функцию между продавцом/арендодателем недвижимости и покупателем/арендатором. В случае, если предприятие терпит неудачу в силу причин, не зависящих от заемщика (мудариба), то потери несет вкладчик, так как шариат полагает, что затраченные силы, время, физическая и нервная энергия второй стороны не менее весомы, чем потерянные деньги. Однако это не означает, что мудариб не связан обязательствами в отношении потерь. Он может быть привлечен к ответственности в случае, если доказана его прямая вина в некомпетентных действиях, халатности, злонамеренности и пр. Полученная прибыль в результате успешной реализации проекта, делится между банком, заемщиком и вкладчиком в тех пропорциях, которые были установлены в результате договоренностей при обоюдном согласии сторон (рисунок 1).
Рисунок 1
«Кард аль-хасан», что обозначает кредит, выданный из добрых чувств, сострадания, милосердия, в качестве безвозмездной помощи, если для заимодавца очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг. В этом случае средства предоставляется как добровольное или обязательное пожертвование. «Кард аль-хасан» также может быть выделен как беспроцентная ссуда правительству или организации для осуществления именно общественных проектов таких как, например, строительство дорог, завода, жизненно важных объектов.
Вклады в исламский банк могут быть двух типов – «Кард хасан» и «Амана» («Амана» буквально означает «вещь, отданная на хранение», а в практическом контексте – сама функция или действие по ответственному хранению». В зависимости от того, по какой форме создаются обязательства, «кард хасан» или «амана», до востребования, создается ресурсная база банка или банковской системы. Если за основу для формирования пассивов банка для последующего кредитования берутся вклады системы «амана», то банк обязан обеспечить 100% резерв под данные вклады. Клиент также вправе определять, имеет ли право банк вкладывать его средства в какой-либо инвестиционный проект или нет, что для западной банковской системы недопустимо.
«Мушарака» – это имущественное товарищество, которое предполагает совместное финансирование банком и клиентом определенного проекта. В финансировании могут участвовать два и более инвестора. Прибыль и убытки подлежат распределению между банком и клиентом в соответствии с их долями финансирования проекта. Здесь банк выступает не только как посредник, но и как партнер (рисунок 2).
Рисунок 2
«Мурабаха» (с арабск. – перепродажа, биржевая игра) – еще один инструмент, присущий только исламским банкам. Применяется для кредитования какой-либо покупки клиентом. Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же в рассрочку, но по повышенной цене. Разница оговаривается заранее.
«Иджара» – одна из наиболее распространенных операций исламских банков. «Фактически это соглашение о лизинге. Банк покупает имущество, например самолет или оборудование, и сдает их в лизинг потенциальному покупателю. В ряде случаев эта операция может быть квалифицирована как лизинговый контракт купли-продажи, согласно которому клиент имеет право выкупить имущество во время действия контракта на лизинг». Движимое и недвижимое имущество исламский банк не может сдавать в аренду, если его использование арендатором предполагается для запрещенных шариатом целей, таких как: организация питейного заведения, торговля спиртным, размещение банка западного типа (в случае аренды недвижимости) и т.п. С контрактом «иджара» в случае аренды с последующим выкупом, т.е. финансового лизинга, связано положение исламского закона, несоблюдение которого влечет за собой «гарар». С точки зрения шариата аренда и выкуп имущества – это две, связанные между собой, но в то же время сугубо различные сделки. Включение их в один договор приведет к двусмысленности и создаст ситуацию «гарар». Поэтому два договора заключаются отдельно друг от друга, и при выплате арендной платы в размере стоимости имущества, включающей долю банка, право собственности переходит к клиенту – выполняется договор купли – продажи.
Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты