Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Знание инструментов и принципов, на которых основана работа в целом и деятельность исламского банкинга, может помочь белорусским банкам и предприятиям лучше понять своих потенциальных партнеров и получить средства для развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…

4
1 Исследование исламской экономической модели…………………………….

5
1.1 Исламская экономическая система, общее представление……………........

5
1.2 Сущность экономической категории ссудного процента…………………..

8
1.3 Основные предпосылки организации и ведения исламского банковского дела…………………………………………………………………………………


8
2 Организация и ведение исламского банковского дела……………...............

12
2.1 Исторические аспекты развития исламского банковского дела………….

12
2.2 Инструменты исламского банковского дела……………………………….

13
3 Сравнительный анализ международных исламских банков и разработка финансовых и организационных схем в КБ "Бадр Банк"……………………….


19
3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе………………………….

19
3.2 Международный Исламский Банк Развития…………………………...……

20
3.3Основные характеристики деятельности российского исламского коммерческого банка "Бадр Банк"………………………………………….........


21
Заключение……………………………………………………………….………

25
Список использованных источников……………………………………….........

26

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

 

 

 

 

 

 

Студентка          ВШУБ, 4 курс, ВВВ-3 

 

 

 

 

 

Руководитель        

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 28 с., 3 рис., 2 прил., 10 источников.

 

ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА, ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ, БЕСПРОЦЕНЬНОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСЛАМСКИЕ БАНКИ, РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ БАНК

 

Объект исследования – особенности развития исламского банкинга

Предмет исследования – факторы, особенности и тенденции развития исламских банков, возможности адаптации их опыта в условиях Республики Беларусь.

Цель работы: определить факторы, специфические особенности и механизмы работы исламского банкинга, определить направления применения их опыта в условиях национальной экономики Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ.

Исследования  и разработки: определены инструменты, выявлены особенности развития исламских банков.

Область возможного практического применения: деятельность банков Республики Беларусь.

Экономическая / социальная значимость: знание инструментов и принципов, на которых основана работа в целом и деятельность исламского банкинга, может помочь белорусским банкам и предприятиям лучше понять своих потенциальных партнеров и получить средства для развития.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..…

4

1 Исследование исламской экономической модели…………………………….

5

1.1 Исламская экономическая система, общее представление……………........

5

1.2 Сущность экономической категории ссудного процента…………………..

8

1.3 Основные предпосылки организации и ведения исламского банковского дела…………………………………………………………………………………

 

8

2 Организация и ведение исламского банковского дела……………...............

12

2.1 Исторические аспекты развития исламского банковского дела………….

12

2.2 Инструменты исламского  банковского дела……………………………….

13

3 Сравнительный анализ  международных исламских банков  и разработка финансовых и  организационных схем в КБ "Бадр Банк"……………………….

 

19

3.1 Исламские банки в  мировой финансовой системе………………………….

19

3.2 Международный Исламский  Банк Развития…………………………...……

20

3.3Основные характеристики  деятельности российского исламского  коммерческого банка "Бадр Банк"………………………………………….........

 

21

Заключение……………………………………………………………….………

25

Список использованных источников……………………………………….........

26

Приложение А.

Практическая реализация принципов мудараба и мушарака в банковских операциях……………………….

 

27

Приложение В.

Практическая реализация принципа мушарака (регулярное партнерство) …………………………………

 

28


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Эта курсовая работа является шагом на пути изучения экономического теории, имеющей некоторые фундаментальные отличия от западных экономических школ. Положения этой теории успешно реализуются множеством организаций в различных странах мира, как с развитой, так и с развивающейся экономикой.

В первой главе "Исследование исламской экономической модели" рассмотрены основные теоретические аспекты, характеризующие исламскую экономическую систему и ее отличительные черты; сущность ссудного процента и его влияние на экономическое благосостояние; основные предпосылки, определившие развитие беспроцентного банковского дела. Во второй главе "Организация и ведение исламского банковского дела" представлен исторический аспект; основные этапы развития исламского банковского дела; используемые финансовые инструменты.

Третья глава "Сравнительный  анализ международных исламских  банков и разработка схем финансовых операций в КБ "Бадр Банк"" посвящена практической реализации вышеизложенных моментов. В ней проведен анализ организационно-экономического потенциала и результатов деятельности Исламского Банка Развития, и первого российского исламского банка "Бадр Банка".

В заключении излагаются основные выводы по проведенным исследованиям.

 

1 Исследование  исламской экономической модели

 

 

1.1 Исламская  экономическая система, общее  представление

 

 

В настоящее время  мировой финансовый кризис заставляет все большее число экономистов  задуматься о путях выхода из него. Наряду с преобладающей мировой финансовой системой существует и так называемая «исламская экономическая система».

Для современного общества странно звучит понятие исламской экономики. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, однако, в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной капиталистической формации. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих европейских стран стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока.

Экономическая исламская  модель, в рамках которой существуют и действуют финансовые институты, схематично может быть сведена к  нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той  или иной форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама. Учение гласит, что человек - не собственник  некоего имеющего рыночную стоимость  и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской  идеи, управленческого опыта и  т. д.), а на время своей жизни  является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться втуне, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные  операции. Ресурс, доверенный человеку, - должен рачительно использоваться на благо всего общества, в том  числе обеспечивая материальное вознаграждение распорядителю, для  создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы.

Применение ресурсов или  обмен ими не считается актом  эксплуатации, если при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные  пропорции, а также заблаговременно  не устанавливается обязательное к  безусловной выплате, априори фиксированное  вознаграждение за ресурс. В силу этого, во-первых, не допускается обмен  разновеликими суммами денег, как  это имеет место при кредитной  операции. Во-вторых, использование  ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие  их обладателей в прибылях и убытках  делового предприятия. Это в полной мере распространяется и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового  посредника. Вознаграждение финансиста, следовательно, напрямую и полностью  зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической  жизнеспособности, перспектив конъюнктуры  в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена.

Существенно упрощая, допустимо  сказать, что главное техническое  отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено  к отказу от ссудного процента. Это  позволяет исламским экономистам  вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному  числу субъективных, в том числе  сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию "эффективности капитала".

Теоретическая основа исламской  экономики охватывает все сферы  хозяйственной деятельности, начиная  с частных интересов индивида и заканчивая проблемами государства. Практически исламская экономика  применима и реализуема в первую очередь в обществе, где имеется  законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Шариата.

Шариат (араб. «аш-шар’а» – «закон», «ясно установленный путь») – комплекс верований и религиозно – правовых норм, которым должен следовать каждый мусульманин. Шариат в современном обществе – это властная структура ислама, обязанная своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми.

При этом не следует умалять  роль отдельных исламских структур, функционирующих во вне мусульманской среде. Ярким примером служат исламские банки, финансовые институты, торговые предприятия, занимающих прочное место в современных рыночных отношениях западных стран. Рассмотрение идеи применения исламских инструментов для управления и организации банковско-финансовой сферы как противовеса западным финансовым учреждениям, связано с общим подъемом ислама, его возрождением в новых исторических условиях.

Исламские банки завоевали  устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на макроэкономическом уровне. Есть они и в немусульманских  странах, - Великобритании / даже имеются  исламские финансовые университеты/, Дании, Филиппинах, где мусульмане составляют религиозное меньшинство. Примерная  оценка суммы фондов, управляемых  по исламским законам, составляет 50 – 100 млрд. долл.

Исламские банки демонстрируют  в последнее время исключительно  высокие темпы прироста, достигающие, по некоторым оценкам, 15% в год. По прогнозам, к 2013 г. активы исламских финансовых структур достигнут более 1 трлн. долл., а согласно рейтинговому агентству Standard&Poor’s, – почти 4 трлн. долл. Ряд английских и американских банков открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам, среди них "Citibank" и "UBS".

Примером создания и работы исламского банка в России служит первый российский исламский коммерческий банк "Бадр Банк" в городе Москве. Несмотря на кризис, поразивший в августе 1998г. российскую банковскую систему, и на трудности, с которыми пришлось столкнуться в связи с неразработанностью исламских принципов финансирования в России, банк выстоял и зарекомендовал себя как достаточно стабильный финансовый институт. По итогам рейтингов, проводившийся рядом российских изданий, "Бадр Банк" назван в числе банков, у которых "отсутствуют признаки проблемности".

Некоторые исламские финансовые учреждения уже выросли в крупные  многопрофильные корпорации. Только одна компания – Al – Tawfeek and Al – Amin Companies, входящая в группу Dallah AlBaraka Group, включает в себя 260 структур (в том числе 24 банка), оперирующих в 40 странах и обладающих активами в объеме более 6 млрд.долл. Еще одним примером успешного развития исламского финансового дела является деятельность Dar Al Vaal Islami Group, созданной саудовским принцем Mohammed Al Faisal. Крупнейшие корпорации, такие как Kleinwort Benson, ANZ Investment Bank, также создают структуры, функционирующие на принципах исламской экономики. В целом на сегодняшний день, по данным Mushtak Parker Associates (MPA) Ltd., мировая исламская финансовая индустрия включает в себя 4 исламские банковские холдинговые компании, около 100 исламских коммерческих банков, 16 исламских инвестиционных банков, 34 исламские финансовые и инвестиционные компании, около 30 исламских страховых компаний и перестраховочных обществ, 6 исламских специализированных лизинговых компаний, 8 крупных исламских международных торговых компаний, 10 компаний по доверительному управлению, 4 дисконтных дома, 8 брокерских компаний. Кроме того, около 200 финансовых учреждений во всем мире в той или иной степени используют исламские финансовые инструменты. Неотъемлемым компонентом инфраструктуры исламских финансов также являются многочисленные исламские банковские, страховые и деловые ассоциации и союзы, исламские консалтинговые компании, исламские бухгалтерские организации, аудиторские, юридические и рекрутинговые фирмы.

 

    1.  Сущность экономической категории ссудного процента

 

 

Важнейшим элементом кредитной  сделки является уровень ссудного процента. Процент, так же как и кредит, существовал  не всегда. Возникновение металлических  денег, денежного капитала, процента и ростовщичества, с которых начинается цивилизация, стало возможным только на определенной ступени развития товарного  производства.

Вместе с тем процент  не является обязательным атрибутом  кредита. На ранних стадиях товарно-денежных отношений кредит использовался  для облегчения и расширения обмена. Лишь впоследствии стало возможным  извлечение прямой выгоды из кредита, получение известного приращения к  ссуде. Например, в Древнем Риме четко  подразделялось понятие договора займа  и договора ссуды.

Бесплатные ссуды имели  место на ранних стадиях капитализма. Передача капитала чужому предпринимателю  означает не только извлечение прибыли, но и сохранение капитала. Если кредит может существовать без процента, то банковский процент неразрывно связан с движением кредита.

Банковский процент является своеобразной ценой кредита, используемой в качестве стимула коммерческой деятельности. Как всякая цена, цена кредита подвержена определенным колебаниям. Его величина зависит от соотношения  спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредитной сделке есть опасность  того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается  размер той части процента, которая  является как бы платой за риск.

Проценты как средство обеспечения оборачиваемости денег  являются в рамках современной денежной системы средством скрытого перераспределения  денег, основывающегося не на трудовом участии. С 1980 года прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более  чем удвоилась. В одном лишь Нью-Йорке  ежедневная сумма обмена валюты увеличилась  с 1980 по 1986 год с 18 до 50 млрд. долларов. По оценкам Международного банка  реконструкции и развития, сумма  денежных операций в мировом масштабе в 15-20 раз превышает ту сумму, которая  практически необходима для ведения  торговли, т.е. для товарообмена. Таким образом, механизм выплаты процентов приводит в действие механизм патологического развития экономики и денежной массы.

 

    1.  Основные предпосылки организации и ведения исламского банковского дела

Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты