Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
В России который год говорят о предстоящем инвестиционном буме. Потребность российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако, почему-то инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить "прозрачность" инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов. Увеличение финансовой "прозрачности" эмитентов способно вызвать настоящий инвестиционный бум в России, - считает аналитик КБ "Юниаструм Банк" Андрей Кобзев.
они имеют фиксированный срок действия,
установлена выплата основной суммы при погашении,
по облигациям действует преимущественное требование в отношении активов при неисполнении обязательств.
Выпуски облигаций чрезвычайно редки в России очень дороги - требуется выплачивать высокие проценты для того, чтобы покрыть риски инвесторов.
В то же время в развитых странах рыночной экономики облигации являются весьма распространенным источником привлечения капитала. В качестве примера приведем особенности выпуска и обращения облигаций в США. Американские предприятия регулярно осуществляют выпуск облигаций достоинством в 1000 долларов, эта сумма указывается как “номинальная стоимость” облигации. Облигации могут быть гарантированными, что выражается в передаче в залог какого-либо обеспечения, или негарантированными, при этом рискованность облигации зависит исключительно от финансового благополучия эмитента. По большинству облигаций выплачивается определенный процентный доход (“ставка купона”), указываемый в процентном отношении от номинальной стоимости; некоторые облигации являются облигациями с нулевым процентным доходом, а по некоторым доход выплачивается по плавающей ставке.
Заявленная процентная ставка по облигации может равняться или отличаться от доминирующей рыночной процентной ставки по ценным бумагам с аналогичным риском. В случае, если заявленная процентная ставка превышает рыночную ставку, облигация будет продаваться с премией сверх номинальной стоимости, равной 1000 долларам, если ставка ниже рыночной процентной ставки, то облигация будет продаваться со скидкой с номинальной стоимости.
Предприятия, которые хотели бы выпускать облигации, будут пытаться делать это в экономических условиях, характеризующихся относительно низкими процентными ставками.
Конвертируемые облигации позволяют в будущем произвести обмен на другую ценную бумагу, как правило обыкновенные акции эмитента (обычно 50 или более) по выбору держателя облигации. Таким образом, держатель облигации может конвертировать требование в долю участия, если деятельность предприятия будет признана успешной и конвертация будет выглядеть привлекательной.
Облигации
могут погашаться
поставками товарной
продукции, которая
пользуется спросом
на рынке. Возможность
конвертации делает
облигации более ценными,
что позволяет эмитенту
платить меньшую процентную
ставку (или продавать
их с большей премией
или меньшей скидкой).
6.
Инвестиционный климат
в России.
Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала -- например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, -- но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного заводика население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих, как тамбовский лес после отстрела пресловутых волков, но делать там инвестору просто нечего.
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье -- так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск -- характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, "общефедеральный" законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.
После
кризиса инвестиционный
климат так и не потеплел.
По-прежнему есть потенциальные
точки роста, но в них
нет реальных улучшений.
Изменения инвестиционного
климата российских
регионов в послекризисный
период шли в направлении
казахстанского образца (см. "Эксперт"
N37 за 2001 год). Для Казахстана
характерна прямая зависимость
между потенциалом и
риском (рост потенциала
сопровождается ростом
риска, и наоборот). Этот
подтверждается и аналитиками,
которые говорят о продолжении
процесса сырьевой переориентации
российской экономики.
Процесс этот не согласуется
с интересами большинства
потенциальных инвесторов
и их требованиями к
России, прежде всего,
как к источнику квалифицированных
трудовых ресурсов.
В
инвестиционном климате
в последние годы преобладали
центростремительные
тенденции: значительно
увеличилось число "середняков"
с невысоким потенциалом,
но умеренным риском.
Все российские регионы
мы рассматриваем в
привычных для инвестора
координатах: риск-потенциал. (см.
Приложение Карта 1)
График 2(см. Приложение)
убедительно демонстрирует
многообразие российских
условий: характеристики
регионов отличаются
в разы, а порой и на
порядки. Пожалуй, практически
любой инвестор при
желании может подобрать
регион с приемлемым
риском и готовый принять
бизнес соответствующего
масштаба. За последний
год инвестиционный
рейтинг регионов стабилизировался.
Подвижек было гораздо
меньше, чем в прошлые
годы. Основные изменения
произошли в сфере инвестиционного
риска (см. график
2).
Девять регионов улучшили
рейтинг за счет снижения
риска. Восстановила
свой статус региона
с минимальным риском
Белгородская область (переход
из категории 2B в 2A).
Кроме того, улучшили
свои рейтинги следующие
регионы: - Смоленская,
Оренбургская, Омская,
Читинская области (переход
из категории 3C1 в 3В1); -
Республика Северная
Осетия - Алания и Сахалинская
область (переход из
категории 3C2 в 3В2); -
Чукотский автономный
округ (переход из категории 3D
в 3C2). Ухудшили рейтинги
за счет роста риска
всего три региона: Хабаровский
край (переход из категории 3В1
в 3C1), Усть-Ордынский
Бурятский (переход
из категории 3В2 в 3C2)
и Таймырский автономные
округа (переход из категории 3C2
в 3D). Из 89 российских
регионов лишь Астраханская
область продвинулась
вверх в рейтинге за
счет инвестиционного
потенциала, она перешла
из категории 3В2 в категорию 3В1.
По-прежнему "лихорадит"
Красноярский край,
который практически
ежегодно и резко "по
диагонали" меняет
свой инвестиционный
рейтинг. На этот раз
регион вновь снизил
риск, но одновременно
и потенциал (переход
из категории 1C в 2B).
Отсутствие регионов,
серьезно увеличивших
свой инвестиционный
потенциал, является
отражением некоторого
застоя в развитии потенциальных "точек
роста". Основная
часть прироста потенциала
страны (более 70%) пришлась
на регионы экономического "ядра"
- Москву, Московскую
область (27%, а с ближайшим
окружением - Калужской,
Рязанской, Смоленской
и Тверской областями -
почти 34% суммарного
прироста потенциала),
Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий автономные
округа (17%), Санкт-Петербург
с Ленинградской областью (8,5%),
Нижегородскую область (8%)
и Татарстан (5%). К сожалению,
ни Башкортостан, ни
Самарская, ни Свердловская,
ни Пермская области,
ни другие регионы -
потенциальные лидеры,
которые должны вытягивать
нашу экономику (группа 2B
на графике
2
и в таблице
1
Приложение ), не смогли
повысить свой инвестиционный
потенциал. Наиболее
существенным результатом
изменения рейтинга
отдельных регионов
за последний год стало
увеличение (с 24 до 30)
количества регионов
в самой многочисленной
категории 3В1 и одновременное
сокращение (с 15 до 10)
регионального представительства
в категории 3C2.
Число регионов, безусловно
улучшивших свой инвестиционный
климат, составляет
символическую "чертову
дюжину" (график 3, карта
2
см. Приложение). В эту
группу входят очень
разные регионы, среди
которых за исключением
Краснодарского края
нет достаточно крупных.
Это Тамбовская, Архангельская,
Калининградская, Ленинградская,
Новгородская, Амурская
и Сахалинская области,
Республика Адыгея,
Кабардино-Балкарская
Республика, Республика
Северная Осетия - Алания,
Республика Алтай, Краснодарский
край, Эвенкийский автономный
округ. Ухудшился же
инвестиционный климат
более чем в трети из 89
регионов. Помимо откровенно
слаборазвитых регионов
в эту группу попали
Свердловская, Пермская,
Нижегородская, Самарская,
Саратовская и Волгоградская
области. В послекризисный
период индекс риска
вырос в 59 регионах,
а снизился лишь в 30.
За это же время потенциал
снизили 48 регионов,
а увеличили - 41 (лишнее
подтверждение консервативности
этого показателя). Таким
образом, ожидаемого
потепления инвестиционного
климата, несмотря на
экономическое оживление,
не произошло.
Тенденции в изменении
инвестиционного климата
федеральных округов
в послекризисный период
также подтверждают
этот вывод. В Центральном,
Северо-Западном и Южном
округах рост потенциала
сопровождался ростом
риска, а в Дальневосточном,
Приволжском и Сибирском
наблюдалась обратная
тенденция. Хуже всего
тенденции развития
инвестиционного климата
оказались в наиболее
ресурсообеспеченном
Уральском округе. Здесь
одновременно снизился
потенциал и вырос риск.
Этот факт наводит на
грустные мысли относительно
перспектив улучшения
инвестиционного климата
в регионах (да и во всей
стране) после окончательной
переориентации их экономики
на сырьевой сектор.
Распределение регионов по типам изменения инвестиционного климата в разрезе федеральных округов (таблица 2 см. Приложение) показало, что определенные надежды на благоприятное развитие событий все же остаются. Оказалось, что большинство регионов с позитивными тенденциями находятся в федеральных округах, являющихся "воротами" России в мировую экономику - Северо-Западном, Южном и Дальневосточном. Хуже всего с точки зрения тенденций в инвестиционном климате чувствуют себя регионы традиционного экономического "ядра" - Центра, Урала и Поволжья.
Основными факторами, влияющими на замедление роста инвестиционной деятельности,являются: спросовые ограничения внешнего и внутреннего рынков, действия которых усиливаются из-за слабой конкурентоспособности традиционных российских товаров и услуг; ухудшение финансового положения реального сектора экономики, особенно промышленных предприятий, большая доля убыточных организаций; незначительная доля инвестиций, особенно в реальном секторе экономики, из бюджетных средств и финансовых институтов, высокая цена коммерческого кредита; высокий уровень инвестиционных рисков, в первую очередь из-за недостаточного правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов, отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции.
Сейчас наметились структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. В первом полугодии 2002 года в составе финансовых инвестиций доля долгосрочных инвестиций увеличилась на 4.9 процентных пункта, а доля краткосрочных инвестиций соответственно снизилась. В составе нефинансовых инвестиций увеличилась незначительно доля инвестиций в основной капитал.
В
структуре инвестиций
по источникам финансирования
усиливаются тенденции
увеличения доли собственных
средств. Если в I полугодии 2001
г. их доля составляла 49.3%,
то в I полугодии 2002 г. - 51.6%.
Около половины этих
средств в 2002 г. составила
накопленная амортизация
основных фондов, доля
которой в составе собственных
средств растет, а доля
прибыли, остающейся
в распоряжении организаций,
снизилась на 2.5 процентных
пункта.
Доля привлеченных средств
в инвестиции в I полугодии 2002
г. по сравнению с 2001
г. уменьшилась с 50.7%
до 48.4%. При этом доля
кредитов банков увеличились
с 3.3% до 4.3% , бюджетные
средства уменьшились
с 19.2% до 18.9% и прочие
средства - с 17.6% до 16.7%.
Значительно сократилась
доля средств внебюджетных
фондов - с 4.6% до 2.8 процента.
В начале текущего
года инвестиционный
климат России
не улучшился.
По данным Минэкономразвития
РФ, по сравнению с декабрем 2001
года инвестиции в основной
капитал компаний упали
в январе 2002г. на 4.4%,
это самое заметное
падение с начала 1999
г. По состоянию на
конец марта 2002 г. накопленный
иностранный капитал
в экономике России
составил 34,4 млрд. долларов
США, что на 8,0% больше
по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего
года. Наибольший удельный
вес в накопленном иностранном
капитале приходился
на прямые инвестиции - 49,9% (на
конец марта 2001г. - 50,0%),
доля прочих инвестиций,
осуществляемых на возвратной
основе (кредиты международных
финансовых организаций,
торговые кредиты и
пр.), составила 46,2% (47,7%),
портфельных - 3,9% (2,3%).
1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 | I кв. 2002 год | ||||||
млрд. руб. | в % к 1997г. | млрд. руб. | в% к 1998г. | млрд. руб. | в % к 1999г. | млрд. руб. | в % к 2000г. | млрд. руб. | в % к I кв. 2001г. | |
Инвестиции в основной капитал | 561,9 | 94,8 | 598,7 | 101,0 | 697,7 | 117,7 | 1130,2 | 162,0 | 96,5 | 101,2 |
Основные страны-инвесторы, постоянно осуществляющие значительные инвестиции, - Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 78,2% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 75,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. В I квартале 2002г. в экономику России поступило 3,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, или на 39,4% больше, чем в I квартале 2001 года.