Инвестиционный потенциал регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

В России который год говорят о предстоящем инвестиционном буме. Потребность российских предприятий, более десяти лет практически не обновлявших свой производственно-технологический потенциал, огромна. Свободный капитал есть и на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако, почему-то инвесторы не торопятся вложить его в российские предприятия. Помимо общих замечаний о не благоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить "прозрачность" инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов. Увеличение финансовой "прозрачности" эмитентов способно вызвать настоящий инвестиционный бум в России, - считает аналитик КБ "Юниаструм Банк" Андрей Кобзев.

Работа содержит 2 файла

КонтрРаботаЭконТеор.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

    

    Структура собственных финансовых средств предприятия 

    Прокомментируем особенности мобилизации  внутренних активов. В процессе капитального строительства у предприятия могут образовываться специфические источники финансирования, мобилизуемые в процессе подготовки проекта (строительства или реконструкции, установки оборудования), которые можно оценить с помощью следующей формулы

     ,

    где А - ожидаемое наличие  оборотных активов  на начало планируемого периода, Н - плановая потребность в  оборотных активах за период, К - изменение кредиторской задолженности в течение года.

    Финансовый  механизм мобилизации  состоит в том, что часть оборотных  активов предприятия  изымается из основной деятельности (так  как эта деятельность может быть замедлена  в виду капитального строительства) и пускается на финансирование капитального строительства.

    Долгосрочный  банковский кредит, размещение облигаций  и ссуды юридических  лиц являются традиционными  инструментами заемного финансирования.

    Сущность  лизинга состоит  в следующем. Если предприятие не имеет свободных средств на покупку оборудования, оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в аренду предприятию-покупателю с правом выкупа (при финансовом лизинге) в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике использование лизинга составляет 25% - 30% от общей суммы заемных средств. Принятие решения в отношении лизинга базируется на соотношении величины лизингового платежа с платой за использование долгосрочного кредита, возможностью получения которого располагает предприятие.  

    

          Структура заемных финансовых ресурсов

 

    Основное  отличие между  собственными и заемными финансовыми ресурсами  заключается в  том, что процентные платежи вычитаются до налогов, т.е. включаются в валовые издержки, в то время как дивиденды выплачиваются из прибыли. Заемные средства привлекать выгодней - Данный эффект носит название эффекта налоговой экономии.

    Таким образом, кредитное  финансирование более  выгодно для предприятия, чем финансирование с помощью собственных  финансовых средств. В то же время, кредитное финансирование для предприятия является более рисковым, так как проценты за кредит и основную часть долга ему нужно возвращать в любых условиях, вне зависимости от успеха деятельности предприятия. Ясно, что для инвестора такая форма вложения денег является менее рисковой, поскольку он в соответствии с законодательством в крайнем случае может получить свои деньги через суд. Предприятие, стремясь уменьшить свой риск, выпускает финансовые инструменты собственности (акции). Но как привлечь инвестора вкладывать деньги в эти инструменты, если долговые обязательства для него менее рискованные? Единственный путь - привлекать инвестора, обещая ему, а затем и обеспечивая, более высокую плату за привлечение принадлежащих ему финансовых ресурсов. “Золотое правило” инвестирования: чем больше риск инвестирования, тем выше прибыльность.

    В настоящее время  российское предприятие  преимущественно  может использовать следующие источники  долгосрочного финансирования:

российские  банки,

иностранные банки,

портфельные инвесторы - частные  фонды,

портфельные инвесторы - фонды  “помощи“,

стратегические  инвесторы.

    В качестве других менее  распространенных источников долгосрочного финансирования можно рассмотреть: публичные эмиссии  акций, облигации, конвертируемые облигации, лизинг.

Проанализируем  особенности каждого  из источников.

    Российские  банки знают местную обстановку лучше, чем любой другой источник долгосрочного финансирования, они говорят на языке менеджеров предприятия, знают культуру, понимают историческое и нынешнее положение российских предприятий, понимают российскую финансовую отчетность и систему бухгалтерского учета, могут предложить консультации по снижению издержек финансирования, основываясь на своем опыте.

    С другой стороны, Российские банки чрезвычайно отрицательно относятся к риску и будут, скорее всего, требовать существенного обеспечения. Банковская сфера в настоящее время пребывает в состоянии становления, и многие банки находятся в нестабильном положении.

    Большинство иностранных банков весьма разборчивы в выборе предприятий, которым они могут предоставить кредит. Некоторые российские предприятия уже получили финансирование от иностранных банков через свои филиалы, зарегистрированные за границей, но это очень трудно организовать, а требования законодательства, регулирующего валютное обращение, очень строгие.

    Увеличившееся присутствие иностранных  банков в России сделало более вероятным получение финансирования из этого источника. Наилучшим вариантом в этом случае являются филиалы банков, получившие лицензию на ведение банковских операций в России.

    Финансирование  за счет заемных средств, получаемое от иностранных  банков, возможно на более длительный период и по более  низкой стоимости, чем  получаемое от российских банков. Кроме того, иностранные банки имеют доступ к более крупным суммам капитала.

    Портфельные инвесторы включают инвестиционные фонды (как частные фонды, так и фонды “помощи”), фонды венчурного капитала, пенсионные фонды, страховые фонды, и т.д. Они стремятся найти сочетание доходов от выплаты дивидендов и от повышения стоимости основных средств (повышения стоимости акций). Они не нуждаются, и обычно не стремятся к получению контрольного пакета акций. Но портфельные инвесторы обычно хотят иметь свое право голоса в отношении того, как управлять предприятием, а именно: голосование на собрании акционеров, представительство в совете директоров.

    Строгие правила Комиссии по ценным бумагам  США не разрешают  американским фондам инвестировать в  большинство российских предприятий. Менее строгие, но аналогичные правила европейских фондов (как внешние правила, так и внутренние требования фонда) также затрудняют инвестирование в Россию.

    Нехватка  капитала приводит многие российские фонды к поиску краткосрочной торговой прибыли на срок до 6 месяцев и инвестированию только в ликвидные ценные бумаги. Задача же американских и европейских портфельных инвесторов состоит в том, чтобы найти средне- и долгосрочные доходы, связанные с ростом рыночной стоимости. Поэтому они инвестируют на срок 5 лет и более, к тому же инвестиции осуществляются в ценные бумаги с различной степенью ликвидности.

    Размер  и отраслевая принадлежность предприятия являются существенным фактором. Портфельные инвесторы, стремящиеся получить торговую прибыль, имеют  тенденцию инвестировать в акции крупных предприятий. Крупные иностранные инвестиционные фонды обычно инвестируют в крупные предприятия, но большинство иностранных инвестиционных фондов являются среднего размера и заинтересованы в акциях предприятий средней величины. Последние тенденции инвестиционной активности свидетельствуют о том, что портфельные инвесторы все в большей степени нацелены на отдельные отрасли.

    Фонды “помощи” являются инвестиционными институтами, поддерживаемыми иностранными правительствами. Обычно они имеют дело с небольшими инвестициями в размере от $50,000 до $3 млн., т.е. занимаются инвестированием только в малые и средние предприятия. Фонды помощи также являются хорошим источником финансирования дочернего предприятия (особенно, если это новое направление деятельности). Они приветствуют неопосредованные заявки на финансирование. Их двери всегда открыты, по крайней мере, для запроса.

    Из  мировой практики известно, что фонды  помощи имеют большее  желание осуществлять инвестиции во времена  политической и экономической нестабильности. В связи с тем, что они поддерживаются иностранными правительствами, на процесс принятия ими решений оказывают влияние многие политические факторы, которые трудно предсказать и невозможно контролировать.

    Стратегическими инвесторами могут быть:

компании  в той же самой  или связанной  с ней отраслью промышленности, стремящиеся  расширить существующие направления своей  деятельности,

компании, работающие в другой отрасли промышленности, стремящиеся лучше  использовать свои активы,

финансово-промышленные группы (ФПГ), которые  стремятся развивать  стратегические связи.

Стратегические  инвесторы чаще всего  оценят стоимость  акций предприятия  выше, чем портфельный  инвестор. Стратегические инвесторы стремятся  к долгосрочному  сотрудничеству и значительным полномочиям при принятии стратегических и оперативных решений (часто контрольный пакет акций, как минимум - место в совете директоров) и могут потребовать принятия непопулярных мер, связанных с реорганизацией, изменением стратегии.

    Стратегические  инвесторы часто  хотят создать  каналы сбыта на рынках и ищут прочно занятую  долю рынка или  конкретные права  на долю рынка, производство с низкой себестоимостью, источники высоко квалифицированной  и относительно недорогой  рабочей силы, иногда технологию, эффект от взаимодействия с деятельностью в других странах, возможность продажи продукции в России (если это поставщик), готовый источник сырья и материалов (если это покупатель).

    Российские  предприятия среднего размера представляют наилучшее направление  инвестиционной деятельности для стратегических инвесторов, особенно если сумма инвестиций обеспечивает получение  права голоса при  принятии основных оперативных  решений. Российские предприятия стремятся получить инвестицию от стратегического инвестора, так как при этом они рассчитывают получить от инвестора новую технологию, уникальное оборудование, знание рынка и отрасли, доступ к каналам сбыта на иностранных рынках, расширение ассортимента продукции, признание рынком торговой марки инвестора, свою репутацию, потенциальную экономию за счет роста масштабов производства (эффект масштаба) при снабжении, производстве и сбыте, синергизм (эффект производственного взаимного дополнения), поставки (если инвестор является поставщиком) или готовый рынок (если инвестор является покупателем), обучение и доступ к опытным профессионалам, последующее финансирование.

    Наиболее  приемлемой формой вложения средств для стратегического  инвестора является создание совместного предприятия. В этом случае инвестора привлекают четкая определенность, отдельное юридическое лицо, отсутствие обязательств в социальной сфере, возможные налоговые льготы, возможность инвестору начать с малого и лучше узнать отдельное предприятие, прежде чем инвестировать в основное предприятие, возможность осуществлять контроль и назначать новое руководство.

    Обратимся теперь к менее  распространенным в  настоящее время  источникам долгосрочного  финансирования - публичной  эмиссии акций  и облигаций.

    Принципиально предприятие может  рассматривать вопрос о публичной эмиссии  акций либо на российском рынке, либо на иностранном  рынке. Это позволяет  ему комбинировать  получение средств  из различных источников, приводит к диверсификации состава акционеров при том, что ни один инвестор не имеет контрольного пакета акций, увеличивает ликвидность продаваемых акций и служит отличной рекламой для предприятия в случае успеха.

    В то же время публичная  эмиссия акций  предполагает дополнительные издержки, связанные с высокой стоимостью подготовки и затратами на эмиссию, на рекламу и т.д. Кроме того, заранее не известно, сколько денег будет получено, если только акции не размещены предварительно у одного или нескольких покупателей.

    Частные лица обычно покупают очень небольшой процент акций, размещаемых публично. Большинство акций продаются российским и иностранным портфельным инвесторам.

    Публичная эмиссия на иностранном  рынке дает возможность  доступа к источнику  капиталов во всем мире, оценки стоимости  акций на международных рынках и служит отличной рекламой для предприятия в случае успеха. К сожалению, она дороже публичной эмиссии на российском рынке, и возможна только для крупных, хорошо известных предприятий.

    Прямая  эмиссия ценных бумаг, ввиду законодательных  ограничений по ценным бумагам и современной рыночной конъюктуры, не дает российским предприятиям возможности получать деньги путем прямой эмиссии акций на большинстве иностранных рынков.

    Облигации являются инвестиционными инструментами, которые отличаются от акций тем, что:

по  ним производится фиксированная выплата  процентов,

СписокЛитерат.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Инвестиционный потенциал регионов