Инвестиционный климат в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам инвестиционного климата. А именно, в ней раскрывается понятие инвестиций и инвестиционного климата, рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и риск при инвестировании.
Вторая же глава содержит в себе информацию о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашей страны в целом и ее регионов в частности, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы и др.
В третьей главе описываются мероприятия и направления работы в области улучшения инвестиционного климата, проводимые на данный момент в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I……………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность инвестиционного климата………………………………………..5
1.2 Понятие инвестиционного риска…………………………………………….9
1.3 Информация как фактор, влияющий на инвестиционный климат………...9
Глава II……………………………………………………………...…………….11
2.1 Инвестиционный климат в России………………………………………....11
2.2 Влияние особых экономических зон на состояние инвестиционного климата.……………………………………………………………………..……17
2.3 Инвестиционный климат в регионах России..……………………….…….18
2.4 Состояние инвестиционного климата в Белгородской области..…….…..20
Глава III……………………………………………………………………….….22
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России………………….....22
3.2 Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике….…..25
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России……………………………………………………………...25
Заключение ………………………………………………………………..….….28
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

     Наряду  с применением принципа национального  режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования  иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего  благоприятствования, который предоставляется  многими государствами с целью  исключить дискриминацию по отношению  к инвесторам из каких-либо стран.

     Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

     В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.

     Сложная ситуация существует в области предсказуемости  правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

     Действующее российское законодательство в отношении  иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям  международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в  области привлечения ПИИ по своей  «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в  области привлечения иностранных  инвестиций. 

     3.2 Факторы, не играющие главной  роли в инвестиционной политике 

     Как оказалось, потенциального инвестора  мало волнуют некоторые факторы  инвестирования, относительно высокой  значимости которых у многих сохраняются определенные иллюзии.

     Неуклонно падает интерес к собственным  инновационным возможностям региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местную научно-техническую сферу.

     Результаты  опроса крупнейших инвесторов развеяли миф о привлекательности природных  ресурсов России. Во-первых, более или  менее эффективные предприятия  и месторождения ресурсов уже  поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и дешевле  в эксплуатации. 

     3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России 

     Проанализировав результаты опросов, проводившихся  среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

     Риск  изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к  категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое  относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности  рассматривается многими как  менее серьезная проблема, чем  обеспечение прав собственности  в целом. Эта точка зрения последовательно  выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более  передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены  защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности  в целом представляет собой более  серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для  иностранных компаний серьезной  проблемы. В целом респондентов как  будто удовлетворяет уровень  квалификации и мотивации рабочих  и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими  предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.

     Качество  материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также  своевременность их поставок, также  относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой  много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных  возражений.

     Порядок распределения проблем по степени  важности носит относительно устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие  в промышленном производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных  с неразвитостью банковского  сектора. Напротив, банки отнесли  к числу первостепенных проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета также имеют  для них большее значение, чем  для остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в  большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в  качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого  ставят коррупцию на более высокое  место, чем большинство других участников опроса.

     Транспортные  компании также подчеркивают серьезность  проблем, создаваемых таможенными  органами.

 

      Заключение 

     Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в  основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

     Перед нашим государством стоит сложная  и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации  в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые  льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

     Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства на осуществление  инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия  работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

     На  мой взгляд, основными направлениями  деятельности по повышению общего инвестиционного  рейтинга нашей страны на мировой  арене являются:

     максимальное  вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и  обеспечение положительной динамики инвестиций;

     осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;

     развитие  системы правового и коммерческого  гарантирования эффективных инвестиционных проектов;

     сокращение  масштабов теневого сектора экономики  на основе перехода значительной его  части в сферу регистрируемой экономики;

     развитие  системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;

     развитие  в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения  на российский рынок;

     формирование  банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;

     проведение  в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;

     расширение  работы по созданию свободных экономических  зон;

     освобождение  от НДС не производимого в России или производимого в недостаточных объемах технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;

     Как видно из данной курсовой работы положение  в инвестиционной сфере нашей  страны в последнее время стало  постепенно стабилизироваться, если не сказать больше, улучшаться. Поэтому, на мой взгляд, самое главное сегодня  это не сбавлять темпы. Тем более  что первые шаги уже сделаны и  осталось только продолжить начатое. Ведь разрушить уже созданное не составляет больших усилий, а создать заново - куда более сложнее. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
  3. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997 № 1605.
  4. Журнал «Внешнеэкономический комплекс России».
  5. Журнал МэиМО, 2006, №3,
  6. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  7. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института. //Вопросы экономики. – 1999. –№ 12. – с. 4-25.
  8. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России. Под ред. Ю. В. Матвеева, В. Н. Строгова. – Самара: СГЭА, 1999. – с. 218
  9. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. – М., № 2, 2005.
  10. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
  11. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2006г.
  12. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.
  13. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1995. – с. 312.
  14. http://www.gks.ru/ – сайт Федеральной службы государственной статистики России - Статистические материалы.
  15. http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.
  16. Официальный сайт Минэкономразвития России

Информация о работе Инвестиционный климат в РФ