Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Объектом настоящей курсовой работы является инвестиционный климат и его оценка в экономике России. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности инвестиций для функционирования национальной экономики. В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот.
Конечно, в связи с возведением олимпийских сооружений в районе г. Сочи нельзя игнорировать ни многочисленные заявления о потенциальной угрозе экологии и микроклимату региона, ни перспективу многочисленных судебных исков со стороны населения, хозяйствующих субъектов, международных экологических организаций.
Однако прогноз ожидаемого результата от Олимпийских игр не вызывает сомнений. На взгляд В. Можаровского, речь идет о появлении нового круглогодичного горноклиматического курорта, о росте и диверсификации экономики региона, о радикальной смене традиционного экономического и культурного уклада местного населения. Проведение Олимпийских игр к тому же может дать толчок развитию игорной зоны на границе Краснодарского края и Ростовской области.
Разумеется, все это повысит привлекательность инвестиций в российскую недвижимость.
Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климат РФ
3.1 Проблемы, присущие сегодня территориям страны
В ходе заседания круглого стола его участники познакомились с Концепцией стратегии социально-экономического развития регионов РФ, которой придерживается государственная власть. Согласно этому документу многие регионы, создававшиеся и развивавшиеся, что называется, "вне рынка", оказавшись в рыночной среде, не смогли соответствовать масштабу ее экономических и социальных процессов. Им не удалось обеспечить конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и в страновом масштабе. Прежде всего не нашли себя в новой экономике те населенные пункты, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач. По экспертным оценкам, потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25 - 3,0% ВВП в год.
Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах привела к росту расходов на поддержание инфраструктуры, избыточной в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточной в растущих регионах.
Складывающаяся в России новая иерархия регионов не всегда обеспечивает укрепление взаимосвязей в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют социально-экономический рост, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. С одной стороны, это выражается в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных районов (например, конкуренция портов и транспортных проектов на северо-западе нашей страны). С другой стороны, слабость и неэффективность взаимодействия регионов выражается в том, что внутри страны увеличивается разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В начале 2000-х гг. региональная дифференциация в России только усугубилась. В 1998 г. душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000 г. - уже в 3,2 раза. В то же время экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раза. К 2004 г. 10 - 12 субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же районах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики.
Примерно четверть всех субъектов
Российской Федерации имеет монопрофильную
экономику, и основным донором их бюджетов
выступают не производственные сети, а
крупные вертикально-интегрированные
корпорации. При изменении экономических
условий наиболее уязвимы монофункциональные
города. Больше всего их в старопромышленных
областях Центра, Урала и в местах нового
освоения. В 13 регионах РФ доля таких городов
превышает 60%. На долю монофункциональных
городов приходится более 40% городского
населения Сибири. Поэтому инвестиции
в России пока идут преимущественно в
сырье, в крупные корпорации, в большие
рынки, но не в конкурентоспособные в мировом
масштабе территориально-
3.2 Принципы и методы управления инвестициями
Государственное управление в целом является особым видом социального управления и воздействия на общегосударственные дела. Инвестиционная деятельность не является исключением.
Особенностью государственного управления и регулирования любой деятельности является вертикальность отношений. При этом государственное управление предполагает разностороннюю деятельность государства и его органов в создании соответствующей нормативно-правовой базы, исполнении принятых нормативно-правовых актов со стороны исполнительно-распорядительных органов, осуществление правосудия, надзорных функций, а также функций прокурорской системы за исполнением законодательства федерального и регионального уровней.
Существуют три основных правовых формы государственного управления:
1) правотворческая, предполагающая деятельность государства по созданию, изменению и прекращению правовых норм;
2) правоприменительная, предполагающая реализацию правовых норм;
3) правоохранительная, предполагающая обеспечение правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Также существует ряд методов государственного управления, составляющих механизм государства в целом. Инвестиционная деятельность и инвестиционные отношения регулируются посредством экономических и административных методов, а также методов убеждения и принуждения, стимулирования, методов обязательных предписаний и рекомендаций, методов договорных отношений, имущественного воздействия, налоговых мер, финансового регулирования и пр. Кроме того, осуществляется непосредственное управление государственным сектором экономики.
Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, применяют следующие формы и методы регулирования:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
а) совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
б) установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
в) защиты интересов инвесторов;
г) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
д) расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
е) создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
ж) принятия антимонопольных мер;
з) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
и) развития финансового лизинга в Российской Федерации;
к) проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; инвестиция капиталовложение иностранный риск
л) создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
а) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
б) формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
в) размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
г) проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
е) разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
ж) выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
з) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
и) предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:
1) разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
2) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
4) размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
5) выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
6) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Методы финансирования инвестиций
В настоящее время на инвестиционном рынке выделяют достаточно много методов финансирования инвестиций:
Представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом (в том числе финансирование инвестиций). Как правило, бюджетное финансирование получают бюджетные организации и учреждения. Однако и другие организации имеют право претендовать на бюджетное финансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Для оживления российского инвестиционного процесса государство разрабатывает методы снижения инфляции, которые оказывают значительное влияние на уровень прибыльности инвестиций: чем ниже темп инфляции, тем более выгодно инвестиционное кредитование и тем более благоприятны условия для активных вложений в экономику. В связи с этим сдерживание инфляции является первостепенной задачей Правительства РФ.
В настоящее время инвестиционная деятельность бюджетной системы является одной из важнейших задач государства.
Прямое бюджетное финансирование инвестиционных проектов за счет средств государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам является важнейшим источником капитальных вложений во всем мире.
В настоящее время основными направлениями бюджетного финансирования являются:
1) выделение государственных инвестиций для стимулирования развития сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
2) поддержание научно-производственного потенциала;
3) выделение субсидий на социальные цели.
Банковский кредит использует практически все население и каждая организация. Банковский кредит является одной из основных форм финансирования. Банковское кредитование представляет собой способ финансирования потребностей юридических и физических лиц на условиях платности, срочности и возвратности.
Финансирование инвестиций путем банковского кредитования осуществляется либо путем привлечения заемных средств инвестором, который впоследствии вкладывает их в интересующие его инвестиционные проекты, либо путем привлечения заемных средств самим предприятием для финансирования предусмотренных им мероприятий.