Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности инвестиционного климата российских регионов.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание инвестиционного климата.
2. Определить методы измерения состояния инвестиционного климата регионов
3. Рассмотреть стратегии и способы привлечения иностранных инвестиций
4. Ознакомиться с инвестиционным рейтингов регионов России в 2009-2010 годах.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание инвестиционного климата 4
1.1. Сущность и понятие инвестиционного климата 4
1.2. Структура и содержание инвестиционного климата 7
2. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения 10
2.1. Методы измерения состояния инвестиционного климата 10
2.2. Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций 13
2.3. Инвестиционный рейтинг регионов 16
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа содержит 1 файл

Мировая_экономика.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

     1. В настоящее время в России  широко известна методика составления  комплексного рейтинга инвестиционной  привлекательности российских регионов, разработанная аналитиками рейтингового агентства «Эксперт-РА». Данная оценка предназначена прежде всего для сопоставления регионов по условиям деятельности прямых инвесторов. В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России в данной методике были приняты две основные самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

     Инвестиционный  потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Результатом методики является сформированный рейтинг, согласно которому все регионы, рассматриваемые в плоскости «потенциал — риск», разделены на 12 групп7.

     К основным преимуществам рассматриваемой  методики можно отнести: значимость определяющих инвестиционный потенциал и инвестиционный риск факторов; доступность и узнаваемость конечных результатов для иностранных инвесторов. Тем не менее методика имеет ряд недостатков: отсутствие взаимосвязи инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности; субъективность мнения экспертов и отсутствие ясности методики оценки инвестиционного потенциала и рисков при сведении в интегральный показатель.

     2. Методика, разработанная авторским  коллективом СОПС Минэкономразвития РФ и РАН, позволяет рассматривать пространство страны в координатах «инвестиционная привлекательность регионов — инвестиционная активность в регионах»8. Основанием данного метода является следующее: тип инвестиционного климата определяется совокупным воздействием определенного количества факторов инвестирования; объективная составляющая инвестиционного климата региона—его инвестиционная привлекательность; субъективная — инвестиционная активность; инвестиционный потенциал и инвестиционный риск составляют инвестиционную привлекательность региона.

     Условия инвестиционной деятельности в регионе  описываются с помощью соотношения интегральных характеристик инвестиционной привлекательности, инвестиционной активности и степени реализации инвестиционной привлекательности.

     Указанные интегральные показатели учитывают  множество факториаль-ных признаков. В настоящее время авторы метода для определения интегрального показателя инвестиционной привлекательности регионов используют набор из 22 частных факторов.

     Эффективность использования инвестиционной привлекательности  региона оценивается с позиции сопоставления уровня инвестиционной привлекательности региона с уровнем результата ее реализации. Результирующим моментом данной методики является группировка регионов РФ по типам инвестиционного климата.

     Данная  методика обладает рядом преимуществ: позволяет сделать выводы об инвестиционных перспективах развития регионов страны; определить степень реализации инвестиционной привлекательности региона; оценить большинство показателей статистическими методами; дает возможность обоснования достоверности полученных результатов. Однако методика имеет, на наш взгляд, и недостатки, основным из которых является «непрозрачность» способа определения факториальных признаков инвестиционной привлекательности9.

     3. В научном подходе Л. Н. Булгаковой характеристика инвестиционного климата в регионе определяется уровнями его инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности10.

     Инвестиционная  активность определяется отбором факторов путем качественного анализа по предприятиям и отраслям, который включает изучение различных политических, экономических, социальных и природных характеристик региона, определяя тем самым инвестиционную привлекательность отраслей его экономики. С другой стороны, инвестиционная активность характеризуется притоком капитала и эффективностью этого притока. Следует учесть, что в данной методике инвестиционная привлекательность формируется, в том числе, и под воздействием сложившейся в регионе инвестиционной активности. В результате использования данной методики автором формируется ранг территории.

     Основными преимуществами рассматриваемой методики являются следующие: определение взаимосвязи между показателями объема и структурой инвестиционных ресурсов, отраслевой и региональной инвестиционной привлекательности, объема и эффективности использования инвестиционных ресурсов региона. Тем не менее, следует отметить, что данная методика не позволяет четко проследить взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности; в ней также наличествует значительная зависимость результатов оценки от субъективности мнения экспертов.

     2.2. Стратегия и способы  привлечения иностранных  инвестиций

 

     Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

     Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала.

     При этом выделить по крайней мере три  блока отраслей, в которых:

     а) запрещен доступ иностранного капитала;

     б) доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии;

     в) предприятия с иностранными инвестициями создаются на тех же условиях, что и отечественные.

     Отбор должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

     1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (добыча алмазов, электроэнергетика), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;

     2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);

     3) реализация крупных инвестиционных  проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;

     4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень

     эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

     При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.

     Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций.

     Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются11:

     - реализация крупных инвестиционных  проектов;

     - развитие и модернизация традиционной промышленной базы;

     - организация новых производств,  которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, занятость, экология и т.д.) либо насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

     Реализация  каждого из намеченного выше направлений  использования иностранных инвестиций в регионе нуждается в четком разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. При этом контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Наоборот, третье направление нуждается лишь в выработке четких правил игры, возможно, более лояльных по отношению к иностранным инвесторам, чем общероссийские нормы.

     Помимо  этого будет необходимо применение дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных им способов реализации или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

     К позитивным последствиям иностранных  инвестиций можно отнести приток достижений мирового НТП в российскую экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия.

     К ним относятся, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

     2.3. Инвестиционный рейтинг регионов

 

     В рейтинге анализируется инвестиционный климат 83 регионов России по состоянию на 1 января 2010 года. Изменения в методике связаны с актуализацией имеющейся информации и более полным и адекватным ее представлением. Экспертные веса факторов инвестиционного потенциала и рисков приведены в приложении 1.

     В связи с необходимостью более четкого разделения уровней потенциала для регионов группы ЗА расширено число рейтинговых категорий (типов инвестиционного климата). Категория ЗА (низкий потенциал — минимальный риск) была разделена на две новые зоны: ЗА1 (пониженный потенциал - минимальный риск) и ЗА2 (незначительный потенциал — минимальный риск).

     В 2010 году при расчете социального риска по причине некорректного отображения данных Росстата не использовалась статистика по количеству бастующих работников и участников несанкционированных акций протеста.

     Произведено изменение методики расчета криминального риска. Учет террористической активности в регионах, ранее рассчитываемой по данным Росстата, ныне не публикующего соответствующую официальную статистику, основывается на экспертных оценках.

     При расчете потенциала с 2010 года учитывается масштаб деятельности институтов развития в регионе.

     2003-2004 гг. Инвестиционная привлекательность России в мире растет, но растут и риски инвестирования в большинство регионов страны. Кардинальное снижение региональных рисков можно прогнозировать лишь в 2009-2010 годах, когда будет завершена административная реформа и властная вертикаль дойдет до муниципального уровня.

     2004-2005 гг. Половина регионов сохраняет хронический дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституционные функции без помощи федерального центра. «Ножницы» между страновым и региональными рисками становятся все шире.

     2005-2006 гг. Большая часть регионов реализовала имевшийся потенциал экстенсивного роста, который был заложен доперестроечным развитием или «очищающим» эффектом кризиса 1998 года. Теперь они нуждаются в новых импульсах роста, переходе к новому этапу экономического развития.

     2006-2007 гг. Оформилось новое перераспределение рисков между региональным и федеральным уровнями, связанное с изменением политической ситуации в стране. Завершены политическая и административная реформы - в регионах практически не осталось глав, избранных всеобщим голосованием.

     2007-2008 гг. Многолетняя борьба федеральной власти с законотворческой «самодеятельностью» на местах привела к выравниванию условий для инвесторов в регионах. Лучшие шансы на выход из кризиса получают регионы, успевшие конвертировать благоприятный инвестиционный климат в крупные инвестпроекты.

     2008-2009 гг. Кризис резко снизил поляризацию рейтинга по уровню риска и выдвинул в лидеры некрупные регионы с выраженными агропромышленными функциями; на первый план вышла коррупционно-криминальная составляющая инвестиционного риска.

     2009-2010 гг. Признание инвесторов и федеральной власти теперь определяется не столько природными богатствами или масштабом экономической базы регионов, сколько умением региональных администраций решать насущные проблемы населения и бизнеса, добиваться реальных результатов в диверсификации экономики.

     Результаты 15-го рейтинга инвестиционной привлекательности регионов в целом легко прогнозируются: кризис - не лучшее время и для снижения рисков, и для наращивания инвестиционного потенциала. Если судить по самым очевидным показателям, то получается вполне ожидаемая картина: индекс интегрального инвестиционного риска в этом году увеличился сразу у 43 регионов; по сравнению с прошлогодним рейтингом расширилось число регионов в группах с повышенным риском (рис. 1).

Информация о работе Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения