Инвестиционные проекты и методы их оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Инвестиционные проекты и их классификация…………………….……..4
1.1 Понятие инвестиционного проекта………………………………….…4
1.2 Классификация инвестиционных проектов…………………………....5
1.3 Фазы развития инвестиционного проекта………………………….….6
1.4 Участники инвестиционных проектов………………………………....9
1.5 Бизнес-план инвестиционного проекта……………………………….10
2. Методы оценки инвестиционных проектов……………………………...12
2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов………………………...15
2.2 Анализ чувствительности………………………………………………20
2.3 Социальные результаты инвестиционных проектов…………………22
Заключение…………………………………………………………………….25
Словарь терминов……………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.19 Кб (Скачать)

Инвестор  – тот, кто вкладывает средства в проект. Часто Инвестор одновременно является и Заказчиком. Если же Инвестор и Заказчик – не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектировщик – тот, кто разрабатывает проектно-сметную документацию.

Поставщик – осуществляет материально-техническое  обеспечение проекта (закупки и  поставки).

Подрядчик — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Консультант – это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условия для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам и на всех этапах его реализации.

Менеджер  проекта – это юридическое лицо, которому заказчик (или инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.

 Команда Проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

 Лицензиар  – юридическое или физическое  лицо — обладатель лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно- технических достижений.

 Банк  – один из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.

 

1.5 Бизнес-план инвестиционного  проекта

 

Обычно  бизнес-план определяют как текст, содержащий в структурном виде всю информацию о проекте, необходимую для его  осуществления. В процессе разработки бизнес-плана, сначала формируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок продажи), затем - расходную (затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату). При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности к ее анализу.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентируются; но при его  разработке обязательно следует  обратить внимание на следующие условия:

- бизнес-план  должен быть профессиональным, доступным  и понятным для пользования;

- бизнес-план  должен быть разделен на главы  (разделы). Для более полного и  наглядного восприятия информации  рекомендуется использовать таблицы,  схемы, диаграммы, графики;

- бизнес-план  должен быть объективным. Бухгалтер  и аудитор должны тщательно  проверить всё финансовые расчеты.

 

2. Методы оценки инвестиционных проектов

 

В целом, основными критериями целесообразности вложения денег, как в производство, так и в ценные бумаги можно  считать следующие:

чистая  прибыль от данного вложения превышает  чистую прибыль от помещения средств  на банковский депозит;

рентабельность  инвестиций выше уровня инфляции;

рентабельность  данного проекта с учетом фактора  времени выше рентабельности альтернативных проектов;

рентабельность  активов предприятия после осуществления  проекта увеличится (или, по крайней  мере, не уменьшится) и в любом  случае превысит среднюю расчетную  ставку по заемным средствам;

рассматриваемый проект соответствует генеральной  стратегической линии предприятия  с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия  финансовых источников покрытия издержек, обеспечения необходимых поступлений  и т.д.

Инвестиции - это протяженный во времени процесс, поэтому при анализе инвестиционных проектов необходимо учитывать:

привлекательность проектов по сравнению с альтернативными  возможностями вложения средств  с точки зрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степени риска, т.к. именно эта цель является главной для финансового менеджмента;

рискованность проектов, т.к. чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект;

временную стоимость денег, т.к. с течением времени деньги изменяют свою ценность.

Каковы  основные методы анализа инвестиционных проектов?

Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.

Этот  метод базируется на расчете отношения  средней за период жизни проекта  чистой бухгалтерской прибыли и  средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.

Основным  достоинством данного метода является его простота для понимания, доступность  информации, несложность вычисления. Недостатком его нужно считать  то, что он не учитывает неденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связанную с этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов, времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег.

Метод расчета  периода окупаемости проекта.

Вычисляется количество лет, необходимых для  полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда  денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости  выбирается. Метод игнорирует возможности  реинвестирования доходов и временную  стоимость денег.

Применяется также дисконтный метод окупаемости  проекта - определяется срок, через  который дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными  денежными потоками затрат. При этом используется концепция денежных потоков, учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость  денег. Обе модификации данного  метода просты в понимании и применении и позволяют судить о ликвидности  и рискованности проекта, поскольку  длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Однако обе  модификации игнорируют денежные поступления  после истечения срока окупаемости  проекта. Они успешно применяются  для быстрой оценки проектов, а  также в условиях значительной инфляции, политической нестабильности или при  дефиците ликвидных средств - т.е. в  обстоятельствах, ориентирующих предприятие  на получение максимальных доходов  в кратчайшие сроки.

        Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV).

Чистая  настоящая стоимость проекта  определяется как разница между  суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих  стоимостей всех денежных потоков затрат, т.е. как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей  стоимости. Коэффициент дисконтирования  при этом принимается равным средней стоимости капитала. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля.

Данный  метод не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта. Использование  данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования (средней стоимости капитала) и/или  ставки банковского процента.

При рассмотрении единственного проекта или выборе между независимыми проектами применяется  как метод, равноценный методу внутренней ставки рентабельности (см. ниже); при выборе между взаимоисключающими проектами применяется как метод, отвечающий основной задаче финансового менеджмента - приумножение доходов владельцев предприятия.

Метод внутренней нормы рентабельности (IRR).

Все поступления  и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости поставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости  капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая  определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость  поступлений равна настоящей  стоимости затрат, т.е. чистая настоящая  стоимость проекта равна нулю. Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности).

Данный  метод предполагает сложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект. Метод предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежных поступлений от проекта по ставке внутренней доходности. Однако метод учитывает изменения стоимости денег во времени.

Каждый  из методов анализа инвестиционных проектов дает возможность рассмотреть  отдельные характеристики и особенности  проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбора инвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основных методов при анализе  каждого из проектов.

 

2.1 Критерии оценки инвестиционных  проектов

 

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению  инвестиционного проекта. Инвестиционный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным  для другого в силу объективных  и субъективных причин, таких, как  территориальная расположенность  предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта, состояние  основных фондов и т.п. Все эти  факторы оказывают влияние на результативность инвестиционного  проекта, но оценить их количественно  очень сложно, а в некоторых  случаях и невозможно, поэтому  их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние  на эффективность инвестиционных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет  отношение к большинству инвестиционных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для  оценки инновационных проектов, которые  включают в себя:

цели, стратегия, политика и ценности предприятия;

маркетинг;

НИОКР;

финансы;

производство.

Рассмотрим  каждый критерий оценки инвестиционного  проекта.

1.Цели, стратегия,  политика предприятия. Оценивая  инвестиционный проект в этом  направлении, необходимо выявить  насколько цели и задачи инвестиционного  проекта совпадают с целями  и стратегией развития предприятия,  так как если направление проекта  противоречит общей политике  предприятия, то возникает большая  вероятность того, что проект  не принесет ожидаемого результата.

2.Маркетинг,  для реализации инвестиционного  проекта необходимо, чтобы маркетинговые  исследования рынка подтвердили  его потребность, выявили конкретных  будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инвестиционного  проекта - продуктовая инновация,  то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую  продукцию, которая в начальный  период предложения ее на рынке  в силу патентной или иной  временной монополии данного  предприятия на новую продукцию  будет одновременно спросом на  продукцию предприятия. Сюда же  можно отнести и технологические  инновации, улучшающие качество  продукции, создающие ее новую  модификацию. Однако провести  маркетинговое исследование по  инвестиционному проекту, предлагающему  принципиально новый продукт,  очень сложно, т.к. в некоторых  случаях они могут быть настолько  новы, что их потенциальными потребителями  еще не осознана потребность  в них.

Маркетинговое исследование в такой ситуации с  большей долей вероятности может  дать ошибочный, и даже отрицательный  результат.

 

Технологические инновации, ориентированные на повышение  производительности продукта (в перспективе  обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при  прежних или незначительно больших  затратах на его производство) или  ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые  и розничные цены и вытеснять  конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследовании в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инвестиционным проектом продукта или услуги.

Однако  целью маркетингового исследования инвестиционного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен  в результате выпуска товара или  услуги, причем эта оценка имеет  очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке инвестиционного проекта следует  выявить действительных, а также  потенциально возможных конкурентов, однако сравнивать необходимо не только продукт - результат инвестиционного  проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.

Целесообразно также проанализировать и возможные  каналы распределения результатов  инвестиционного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта  для распространения нового товара, т.к. создание специализированных каналов  распределения на предприятии может  значительно увеличить стоимость  инвестиционного проекта.

3.Стадия  НИОКР является начальной стадией  инвестиционного проекта, на которой  следует оценить вероятность  достижения требуемых научно-технических  показателей проекта и влияние  их на результаты деятельности  предприятия. Технический успех  - это получение желаемых технических  показателей, при этом эти показатели  должны быть достигнута в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инвестиционный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инвестиционный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инвестиционный проект с позиций научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

Информация о работе Инвестиционные проекты и методы их оценки